Логотип журнала "Провизор"








Украинские фармацевты на рынке труда: интенсивность потока объявлений о вакансиях в отраслевой периодике

Е. Фишер, г. Харьков

В работе [1] высказано предположение о том, что интенсивность потока объявлений о вакансиях (ОВ), размещенных в средствах массовой информации (СМИ) — величина, доступная прямому наблюдению и измерению — косвенно отражает уровень спроса работодателей на фармацевтический персонал. Там же предложена формула, связывающая интенсивность потока ОВ, в качестве характеристики которой выбрано количество объявлений о вакансиях в одном номере (ОВН) данного СМИ, с динамикой товарного рынка. Преобразуя эту формулу, можно получить следующее соотношение, связывающее величины ОВН в начале (t) и в конце (t + Δt) периода времени продолжительностью Δt:

ОВН(t + Δt) = ОВН(t) + K×{P(t + Δt) - P(t)}/P(t), (1)

где Р(t + Δt) — объем товарного рынка за период времени от t до (t + Δt),
Р(t) — объем рынка за предыдущий период времени от (t - Δt) до t;
К — численный коэффициент, в первом приближении постоянный.

Из формулы (1) следует, что после прироста объема товарного рынка, т.е. при Р(t + Δt) > Р(t), величина ОВН должна увеличиться, а после его сокращения, т. е. при Р(t + Δt) < Р(t),— уменьшиться. Цель настоящей работы — проверка вышеуказанного следствия с использованием опубликованных в СМИ данных о наличии фармацевтических вакансий и о динамике фармацевтического рынка.

Материалы и методы

Для определения величины ОВН использованы данные столичного еженедельника «Аптека» и харьковского журнала «Провизор» за период с I квартала 2000 г. по I квартал 2002 г. После подсчета количества объявлений о вакансиях в каждом номере источника определялись средние арифметические значения ОВН за квартал. Квартал был выбран в качестве масштаба времени по той причине, что с таким интервалом представлены данные о динамике фармацевтического рынка Украины в работе [2], где приведены долларовые эквиваленты объемов производства, импорта и экспорта лекарственных средств за 1997–2001 гг. Автор работы [2] определяет объем фармацевтического рынка Р как

P = П + И - Э, (2)

где П — объем собственного производства, И — объем импорта, Э — объем экспорта лекарственных средств. При этом он уточняет, что формула (2) описывает поступление лекарств на рынок, но не их потребление (на наш взгляд, она фактически отражает объем поступления не на рынок вообще, а в розничную сеть).

По данным [2] были вычислены поквартально разности {Р(t + Δt) - Р(t)} и относительные величины изменения объема рынка {Р(t + Δt) - Р(t)}/Р(t), входящие в формулу (1), за 2000–2001 гг.

Результаты и обсуждение

Из обобщенных поквартально результатов обработки данных еженедельника «Аптека» и журнала «Провизор» (табл. 1) следует, что величины ОВН для этих двух изданий достаточно близки. Средние за год значения ОВН также различаются не слишком сильно: для «Аптеки» среднегодовая интенсивность потока объявлений составила 8,3 в 2000 г. и 10,7 в 2001 г.; для «Провизора» — 10,4 и 10,0, соответственно.

Таблица 1

Средние по кварталам величины ОВН для двух фармацевтических изданий

Год 2000 2001 2002
Квартал I II III IV I II III IV I
«Аптека» 8,4 8,1 7,2 9,4 11,2 9,1 9,2 12,9 14,9
«Провизор» 7,7 11,5 13,3 10,3 7,8 9,0 12,3 10,2 6,1

Наконец, прослеживается периодический характер изменения величин ОВН, воспроизводящийся в оба года довольно четко. Однако для столичного («Аптека») и провинциального («Провизор») изданий эти изменения происходят в противофазе: для «Аптеки» характерно повышение интенсивности потока объявлений в I и особенно IV кварталах, тогда как в «Провизоре» пик ОВН приходится на II и особенно III кварталы (см. графики А, Б).

Данные табл. 2 показывают, что для динамики товарного фармацевтического рынка характерны значительные, периодически происходящие вариации. Хотя суммарная за каждый год величина {Р(t + Δt) - Р(t)}/Р(t) больше нуля — т. е. объем рынка устойчиво растет — весь этот рост обеспечивается за счет резкого увеличения в последнем квартале каждого года. Начало каждого года, напротив, неизменно знаменуется почти столь же резким сокращением объема, а во II-III кварталах изменение последнего относительно невелико (см. график В).

Таблица 2

Поквартальная динамика объема товарного фармацевтического рынка по [2]

Год 1999 2000 2001
Квартал IV I II III IV I II III IV
Объем фармацевтического рынка Р, тыс. дол. 127696 89355 96945 104257 168549 131225 133800 118449 188171
Р(t + Δ(t) - Р(t), тыс. долл. - -38341 7590 7312 64292 -37324 2575 -15351 54371
{Р(t + Δ(t) - Р(t)}/Р(t) - -0,300 0,085 0,075 0,616 -0,221 0,020 -0,115 0,459

Следует отметить, что такой характер зависимости объема рынка, определенного по (2), от времени не точно, повторяет сезонные изменения розничного оборота лекарственных средств. Косвенно периодичность розничного оборота можно в первом приближении характеризовать зависимостью от времени определенного в работе [3] нормированного показателя посещаемости (НПП) аптек, который максимален в холодное время года (I и IV кварталы), когда возрастает число простудных заболеваний (см. график Г). Такой характер не совпадает с «провалом» величины Р в начале каждого года. Можно предположить, что полученная повторяемость динамики товарного фармацевтического рынка определяется, хотя бы отчасти, также и особенностями бюджетного финансирования здравоохранения в Украине.

Нетрудно понять, что годичный, в среднем монотонный рост величины {Р(t + Δt) - Р(t)}/Р(t) — аргумента в (1) — с переходом через ноль дает характер изменения расчетной величины ОВН, не соответствующий реальной динамике значений ОВН ни для столицы (минимум во II-III кварталах), ни для провинции (минимумы в I и IV кварталах). Таким образом, прямой расчет по формуле (1) не даст удовлетворительных результатов даже качественно. В то же время четкая повторяемость наблюдаемых величин в течение двух лет говорит о наличии закономерности, хотя и более сложной, чем выраженная соотношением (1).

Вероятно, «географическое» различие в характере зависимостей ОВН(t) на рис. может быть связано с тем, что фармацевтический рынок существенно неоднородный в зависимости от степени близости как к бюджетным источникам средств, так и к месту выхода исследуемых изданий, значительно различается также и по интенсивности генерации ОВ тремя его сегментами — производством, оптовой и розничной торговлей. На бытовом уровне понимания очевидно, что через столицу, где сконцентрировано подавляющее большинство оптовых фирм, проходят намного большие финансовые потоки, чем через провинциальный регион, причем пик финансовой «волны», по-видимому, достигает провинции с некоторым запозданием относительно центра.

По-видимому, именно поэтому усредненные по всей Украине и по фармацевтической отрасли в целом сведения об объеме рынка и не дают возможности адекватного описания наблюдаемых явлений. Для того чтобы попытаться дать количественную интерпретацию полученным данным об ОВН, необходимо, следовательно, определить, работодатели какого сегмента и какого региона дают в то или иное СМИ основную долю объявлений о фармацевтических вакансиях (например, в работе [4] сообщается о средней по двум вышеуказанным изданиям за 2000 г. доле оптовой торговли 83,5%, розничной — 11,3%, производства — 1,2%). Результаты наших исследований этого вопроса будут изложены в последующих публикациях.

Выводы

  1. Для интенсивности потока объявлений о вакансиях в отраслевой фармацевтической периодике характерны сезонная периодичность и повторяемость.
  2. Интенсивности потока объявлений о вакансиях в столичном и провинциальном фармацевтических изданиях изменяются в противофазе.
  3. Характер изменения интенсивности потока объявлений о фармацевтических вакансиях не связан непосредственно со средней по Украине динамикой фармацевтического товарного рынка.
  4. Для выяснения причин наблюдаемых закономерностей необходимо проанализировать данные об источниках ОВ — их географической и сегментарно-рыночной дифференциации.

Литература

  1. Фишер Е. Украинские фармацевты на рынке труда в 2000–2001 гг: анализ объявлений о вакансиях в общей прессе // Провизор.— 2002.— № 8.— С. 23–24.
  2. Махринский Т. Фармацевтический рынок 2001 г. // Аптека.— 2002.— № 13.— С.7.
  3. Вигдорович Ш. Сезонная динамика показателя посещаемости аптек // Провизор.— 2002.— № 2.— С.12–13.
  4. Громовик Б. Оптимизация кадрового обеспечения фармацевтических предприятий на основе логистического подхода // Там же.— 2001.— № 9.— С. 17–21.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика