Логотип журнала "Провизор"








Контроль за безопасностью лекарственных препаратов в мире и проблемы развития фармакологического надзора в Украине

А. П. Викторов, В. М. Коваленко, В. И. Мальцев, Т. К. Ефимцева, Л. И. Ковтун
Государственный фармакологический центр МЗ Украины, Институт кардиологии
им. акад. Н. Д. Стражеско АМН Украины

Возможность того, что при проведении фармакотерапевтических мероприятий лекарственные средства (ЛС) могут проявлять отрицательные побочные эффекты, начала вызвать беспокойство у врачей еще в конце XIX в. (М. Дюкс, 1995). Первые сомнения о возможности развития апластической анемии, связанной с приемом ЛС, были описаны в 1919 г. (M. G. Nelson, 1952). В 30 г.г. США первыми из стран мира вносят в Федеральное законодательство поправки, с целью обеспечения гарантии безопасности ЛС. 1961 г. стал переломным в этом направлении — талидомидовая трагедия, выявление развития «грей-синдрома» у детей при применении хлорамфеникола, запрет применения диэтилстильбестрола и др. ЛС заставляют мировую медицинскую общественность и правительственные учреждения сосредоточить внимание на мероприятиях, которые бы надежно обеспечивали безопасность пациентов при клинических испытаниях и медицинском применении препаратов. Наряду с этими «большими катастрофами» выявлено немало других осложнений (табл. 1), которые не вызвали широкого резонанса, но предотвратили использование целого ряда небезопасных ЛС (М. Дюкс, 1995).

Таблица 1

Некоторые ЛС, официальный статус которых изменился после начала их массового выпуска, продажи и применения

Препарат Побочные действия Изменение статуса
Benoxaprofen Гепатотоксичность Изъятые из продажи в одной или более странах
Clioquinoe Подострая миелооптическая нейропатия
Clozapine Агранулоцитоз
Isoxicam Иммунологические реакции
Practolol Кожные реакции, поражение слизистых глаз, перитониальный сидром
Thalidomide Фокомелия
Zomepirac Анафилаксия Изменение названия, формы продукта или выпуск предостережений для назначаемых препаратов
Aprindine Агранулоцитоз
Bismuth gallate Энцефалопатия
Bromocriptine Легочные инфильтраты, плевральный выпот и спайки
Diethylstilbestrol Рак влагалища у дочерей женщин, принимавших препарат во время беременности
Nitrofurantoin Эозинофильные легочные реакции
Phenylpropanolamine Психические реакции, психозы у детей

В 1964 г. вступает в действие первая программа ВОЗ (WHO, 1972) по мониторингу ЛС. Национальные центры были созданы в 60 странах мира, которые сотрудничают с Международной программой ВОЗ по мониторингу лекарственных препаратов. Это такие страны, как:

Австралия 1968 Канада 1968 США 1993
Австрия 1991 Китай 1997 Таиланд 1984
Аргентина 1994 Корея 1992 Танзания 1993
Бельгия 1997 Куба 1994 Турция 1987
Болгария 1975 Нидерланды 1968 Венгрия 1990
Великобритания 1968 Новая Зеландия 1968 Филиппины 1995
Германия 1968 Норвегия 1971 Франция 1986
Дания 1968 Польша 1972 Чехия 1992
Израиль 1973 Россия 1997 Швейцария 1991
Индия 1998 Румыния 1976 Швеция 1968
Ирландия 1968 Польша 1972 Южная Африка 1992
Исландия 1984 Словакия 1993 Япония 1972
Италия 1975 и др.

Были выявлены основные факторы и причины возникновения побочных реакций/ побочного действия (ПР/ПД) ЛС (Д. Р. Лоуренс, П. Н. Беннит, 1991; М. Дюкес, 1995):

Факторы, не связанные с действием лекарственных препаратов:

  • особенности организма больного (возраст, пол, генетические особенности, склонность к аллергическим реакциям, специфика течения заболевания, вредные привычки),
  • внешние относительно больного факторы (врач, который проводит фармакотерапию, экология, условия работы и др.).

Факторы, связанные с побочным действием препаратов:

  • особенности клинико-фармакологической характеристики ЛС;
  • адекватность выбора препарата;
  • метод применения препарата;
  • взаимодействие ЛС при полипрагмазии.

В настоящее время определены основные пути (рис. 1) развития неблагоприятных реакций со стороны ЛС (В. В. Чельцов, 1998; А. П. Викторов и соавт., 2001).

Рис. 1.
Основные пути развития в организме неблагоприятных реакций на ЛС

Принципиально, с точки зрения доклинического изучения и клинического мониторинга ПР/ПД ЛС, были выделены следующие группы ПР/ПД ЛС:

  1. Аллергические, не зависящие от дозы ЛС,— тип Б
  2. Токсические, зависящие от дозы ЛС,— тип А
  3. Местные — в месте введения
  4. Реакции при взаимодействии ЛС — возникают на фоне приема нескольких ЛС и являются следствием их действия на процессы фармакокинетики и/или фармакодинамики
  5. Реакции на отмену ЛС — возникают при отмене ЛС
  6. Тератогенные эффекты — аномалии развития плода, связанные с применением ЛС
  7. Канцерогенные эффекты — образование опухолей, обусловленное применением ЛС.

Указанные подходы тесно связаны с другой проблемой — рациональным использованием ЛС.

ВОЗ рассматривает все аспекты этой проблемы и следствия ее изучения по трем направлениям (М. Дюкес, 1995; ВОЗ, 1997, В. М. Коваленко, А. П. Викторов, 2000).

Медицинское:

преимущества: эффективность, профилактика, облегчение течения и лечения заболеваний или их симптомов и осложнений.

опасность: кратковременные и продолжительные побочные эффекты, особые факторы риска, связанные с генетическими особенностями, окружающей средой, питанием, возрастом, полом, беременностью, лактацией.

Соотношение преимуществ и безопасности препаратов и степень, в которой неадекватное назначение или применение ЛС может уменьшить пользу и усилить риск.

Социальное:

Отношение общественных организаций и населения к лекарственному препарату и здравоохранению, текущие тенденции в «культуре применения препаратов» — против сохранения и возвращения традиционной медицины.

Злоупотребление или зависимость от ЛС, их причины и тенденции развития.

Неадекватное применение препаратов (не по показаниям, применение препаратов не по назначению (в случаях, когда они не назначены и не рекомендуются); случаи и причины.

Дискриминация и социальная несправедливость (например, недоступность (по экономическим причинам) жизненно необходимых препаратов лицам, которые в них нуждаются).

Эффект информации и регулирующих мероприятий.

Экономическое:

Цены и затраты на препараты, импорт — против местной продукции; затраты на новые препараты — против затрат на «старые» и затрат на оригинальные (фирменные) препараты — против затрат на генерические.

Соотношение затрат, эффективности и безопасности к вышеуказанному.

Текущее и будущее распределение национальных ресурсов (финансирование, кадры, учреждения) на ЛС и бюджет здравоохранения.

Благодаря усилиям ВОЗ в 80-е годы сформирован комплексный взгляд на проблему безопасности препаратов, принятый национальными службами здравоохранения. Он включает в себя обзоры схем применение ЛС, пути выявления возможных новых и редковстречаемых побочных эффектов (спонтанная отчетность, контроль случаев и контроль контингентов больных), а также инструмент для проверки гипотез (включая сети центров для проведения дальнейших исследований по контролю случаев и контингентов там, где это необходимо).

Шагом вперед в деле создания «безопасного мира ЛС» стала постоянная деятельность в этом направлении Европейского сообщества (В. А. Усенко, А. Л. Спасокукоцкий, 1998).

На протяжении нескольких десятилетий (с 1957 г.) структурные подразделения этой Международной организации (Фармацевтический комитет, Постоянный комитет по лекарственным препаратам для человека (основанные в 1975 г.) и др.) внесли весомый вклад в дело создания и гармонизации системы фармакологического надзора не только на Европейском пространстве (к этому присоединились Япония, США, Канада при содействии ВОЗ).

Фармакологический надзор — согласно части 5А, статьи 29а положений Фармацевтического Европейского законодательства Европейского Союза — система, которая гарантирует, что на основании полученной информации об отрицательных реакциях лекарственных препаратов в условиях обычного применения будут приниматься соответствующие регламентирующие решения по лицензированию лекарственных средств в ЕС. Эта система должна использоваться для сбора данных, необходимых для осуществления надзора за ЛС, при специальном (особом) контроле ПР у человека, а также при проведении научной оценки этой информации. Такая информация должна соотноситься с потреблением ЛС.

Система фармнадзора должна проводить сравнительное изучение данных о частоте случаев неправильного применения ЛС и серьезных случаев злоупотребления ЛС.

В настоящее время определены следующие формы сбора и анализа информации о ПР/ПД ЛС как на до-, так и пострегистрационном этапе (рис. 2) (Д. Р. Лоуренс, П. Н. Бенит, 1991);

  1. Официальные терапевтические испытания позволяют выявлять только часто возникающие ПР/ПД, так как проводятся на ограниченном количестве больных (до 300). Частота ПР составляет N 1:200.
  2. Эпидемиологические исследования, проводимые после разрешения ЛС к широкому применению с количеством больных от 5000–10000 и более, выявляют неожиданные побочные эффекты.
  3. Система регистрации отдельных сообщений о побочных эффектах.
  4. Общенациональные статистические исследования.
  5. Контролируемые клинические исследования (при изучении новых ЛС).
Рис. 2.
Основные источники информации о ПР/ПД ЛС

Все вышеуказанные направления сбора информации имеют свою специфику при непосредственном получении сообщений, исходя из целей исследования, рекомендованных ВОЗ (М. Н. Г. Дюкс, 1995).

Сейчас в мире, благодаря усилиям ВОЗ, сформировалась и продолжает развиваться система обмена информацией о нежелательных ПД ЛС (рис. 3)

Рис. 3.
Система обмена информацией о нежелательных побочных действиях ЛС

Разработаны специальные методы и подходы к объективному выявлению ПР/ПД ЛС при медицинском применении (табл. 2).

Таблица 2

Методы клинического наблюдения за нежелательными ПР/ПД ЛС

Метод Привлеченный персонал Рабочая нагрузка Чувствительность Специфичность Выявление предполагаемых реакций
Произвольное уведомление больного врач низкая очень низкая высокая возможно
Общий опрос врача о клинических событиях врач умеренная высокая низкая да
Вопрос, касающийся ЛС врач умеренная высокая относительно высокая нет
Стандартный опросник медсестра высокая высокая низкая нет

В пределах международной кооперации по контролю за ПР/ПД ЛС все национальные данные о нежелательных реакциях ЛС поступают в банк информации ВОЗ, который насчитывает около 2 млн сообщений о нежелательных ПР ЛС.

Активное сотрудничество национальных служб здравоохранения в пределах международных программ ВОЗ, ЕЭС по мониторингу ПД ЛС, а также отдельных мероприятий на государственном уровне способствует отработке в мире подходов к повышению эффективности системы фармакологического надзора. Этими путями являются:

  1. Тщательный анализ причин, которые привели к прекращению испытаний, и причин летальности, ставших причиной ограничения или запрещения медицинского применения ЛС.
  2. Учет индивидуальных особенностей пациентов, сравнение нежелательных реакций с данными, полученными в экспериментах на животных при клинических испытаниях и медицинском применении. К сожалению, ни экспериментальные, ни клинические исследования не могут выявить весь реальный спектр ПP/ПД ЛС (табл. 3).

    Таблица 3

    Несовпадения при выявлении ПP/ПД ЛС на доклинических и клинических этапах испытания ЛС

    ЛС ПД, выявленное на этапе медицинского применения ЛС Токсичность у экспериментальных животных
    Практолол Дерматит, конъюнктивит, фарингит Не выявлена
    Пероральные контрацептивы Тромбоэмболия Не выявлена
    Фенацетин «Фенацетиновый» нефрит Доказана на крысах
    Симпатомиметики (аэрозоли) Резистентный астматический статус Не выявлена
    Диэтилстильбестрол Рак влагалища в следующем поколении Доказана на мышах и обезьянах
    Хлорамфеникол Апластическая анемия Не выявлена
    Фторотан Желтуха Доказана на мышах, собаках, обезьянах
    Линкомицин, клиндамицин Псевдомембранозный колит Доказана на хомяках
    Фенилбутазон Апластическая анемия Не выявлена
    Аминазин и другие производные фенотиазина Нейролептический синдром Доказана на собаках и обезьянах
    Только при массовом производстве и медицинском применении на протяжении не менее 15 лет вырисовывается соответствующая действительности картина опасных свойств ЛС.
  3. Наличие доказательств, что испытуемый препарат и технология его производства отвечают аналогичным параметрам ЛС, который поступил в продажу.
  4. Необходимость тщательного ознакомления до начала проведения клинических испытаний с материалами фармакологических исследований (фармакодинамикой, фармакокинетикой ЛС, включая иммунологию). Это позволяет составить наиболее полный перечень ожидаемых эффектов.

Бывший Советский Союз пренебрегал многими рациональными инициативами, которые исходили от международных организаций, отождествляя это с определенным политическим давлением стран Запада.

Вместе с тем с целью контроля за безопасностью применения ЛС в бывшем СССР в 1969 г. при Министерстве здравоохранения был организован отдел учета, систематизации и экспресс-информации о побочном действии препаратов. С 1973 г. эта структура переименована во Всесоюзный организационно-методический центр по изучению побочного действия ЛС. Соответствующий приказ МЗ СССР обязал лечебные учреждения реагировать на выявленное побочное действие, но это имело преимущественно декларативный характер и к тому времени не отвечало ни требованиям здравоохранения страны, ни международным. Главным положительным итогом деятельности этого учреждения было то, что постоянная оперативная объективная печатная информация о побочных действиях препаратов в мире была доступна каждому врачу.

В 1997 г. в России организован Федеральный центр по изучению побочного действия ЛС МЗ России, с 1998 г. он был модернизован в Научно-практический центр по контролю за побочным действием ЛС МЗ России. Создана разветвленная сеть его региональных подразделений. Деятельность этой структуры базируется на соответствующей законодательной базе страны в сотрудничестве с международными организациями (ВОЗ, СНГ и т. п.). В 1997 г. Российская Федерация присоединилась к Международной программе ВОЗ по мониторингу ПД ЛС. В 1994 г. еще одна страна СНГ — Армения — становится участником этой программы.

Таким образом, на рубеже веков в мире и во многих странах сформировались международные и национальные системы контроля за безопасностью ЛС. Соответствующие задачи встали и перед молодым украинским государством.

В Украине после провозглашения независимости впервые в истории системы здравоохранения официальным изучением ПД ЛС начало заниматься с 1995 г. подразделение Фармакологического комитета МЗ Украины — Центр побочного действия лекарственных препаратов. Деятельность его была направлена на сбор и анализ, в первую очередь, собственной информации о ПР, которые регистрировалось при проведении официальных клинических испытаний ЛС. Одновременно Центр начал создавать базу спонтанных сообщений о ПД. В 1999 г. Центр был переименован в Отдел фармакологического надзора в составе Государственного фармакологического центра МЗ Украины (правопреемник Фармакологического комитета). В части контроля за ПР/ПД ЛС отдел руководствуется Законом Украины о лекарственных средствах, порядке государственной регистрации/перерегистрации ЛС с учетом норм, которые применяются в международной практике (GCP, ІСН, директив Совета ЕЭС), и т. п. До 2000 г. в ГФЦ МЗ Украины накоплено около 700 спонтанных сообщений о ПР/ПД ЛС, которые поступили от врачей из лечебно-профилактических учреждений и учреждений разных регионов Украины, а также данные, полученные во время клинических испытаний, проводимых под контролем ГФЦ МЗ Украины.

Их первичный анализ (табл. 4) показал определенные особенности развития ПР/ПД ЛС в Украине и поставил задачи создания регламентирующей базы для развития государственной системы контроля за безопасностью ЛС — фармакологического надзора, а также налаживания международного сотрудничества Украины по мониторингу ПД ЛС.

Таблица 4

Группы ЛС (в зависимости от действия на анатомический орган или систему, а также от их химических, фармакологических и терапевтических свойств), для которых регистрировались ПР в 2000 г.

Группа ЛС Количество случаев ПР
А. Средства, влияющие на систему пищеварения и метаболизм 28
А03 Спазмолитики, антихолинергические препараты и средства, стимулирующие перистальтику 5
А05 Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей 5
А10 Антидиабетические средства 2
А11 Витамины 10
А12 Минеральные добавки 1
А14 Анаболические средства для системного применения 1
А16 Другие средства, влияющие на систему пищеварения и метаболические процессы 4
В. Средства, влияющие на систему крови и гемопоэз 14
В01 Антитромботические средства 1
В03 Антианемические средства 5
В05 Кровезаменители и перфузионные растворы 8
С. Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему 80
С01 Кардиологические препараты 29
С02 Гипотензивные средства 4
С03 Мочегонные препараты 3
С04 Периферические вазодилятаторы 4
С07 Блокаторы β-адренорецепторов 7
С08 Антагонисты кальция 24
С09 Средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему 9
D. Дерматологические средства 2
D11 Другие дерматологические средства 2
Н. Препараты гормонов для системного применения 6
Н02 Кортикостероиды для системного применения 5
Н03 Тиреотропные средства 1
J. Противомикробные средства для системного применения 80
J01 Антибактериальные средства для системного применения 78
J06 Лечебные сыворотки и иммуноглобулины 2
L. Антинеопластические и иммуномодулирующие средства 4
L01 Антинеопластические средства 3
L03 Иммуностимуляторы 1
М. Средства, влияющие на опорно-двигательный аппарат 13
М01 Противовоспалительные и противоревматические средства 7
М02 Средства, применяемые местно при суставной и мышечной боли 3
М09 Другие средства, применяемые при патологии опорно-двигательного аппарата 3
N. Средства, действующие на нервную систему 33
N01 Анестетики 4
N02 Анальгетики 22
N05 Психолептические средства 1
N06 Психоаналептики 6
R. Средства, действующие на респираторную систему 26
R03 Противоастматические средства 17
R05 Средства, применяемые при кашле и сосудистых заболеваниях 7
R06 Антигистаминные средства для системного применения 2
S. Средства, влияющие на органы чувств 6
S01 Средства, применяемые в офтальмологии 6
V. Другие средства 4
V03 Все другие лекарственные средства 1
V08 Контрастные средства 3
Всего 307

Кроме создания соответствующих государственных регламентов по вопросам контроля за ПД ЛС в Украине, среди первоочередных задач, являются:

  • создание инфраструктуры подразделений ГФЦ МЗ Украины и организация их деятельности по выявлению, сбору информации и анализу причин, особенностей механизмов развития побочных реакций на отечественные и импортные ЛС, сотрудничество в этом направлении с органами здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями независимо от отраслевого подчинения, производителями ЛС;
  • формирование национального информационно-аналитического банка данных о побочном действии ЛС;
  • создание сети региональных центров для изучения ПД ЛС и координации их деятельности, подготовка для них специалистов по вопросам фармакологического надзора;
  • подготовка и представление в МЗ Украины обобщенных данных о ПP ЛС, которые зарегистрированы в стране для принятия соответствующих мероприятий по изменению инструкций или запрету ЛС;
  • установление взаимосвязей с международными организациями в части фармакологического надзора, обмен информацией с соответствующим центром ВОЗ по мониторингу ЛС, европейскими организациями, странами СНГ;
  • подготовка и предоставление методической информации о деятельности в области фармакологического надзора региональным отделениям, медицинским и аптечным работникам и др.

В рамках совместной НИР, запланированной по АМН Украины на 2000/2002 г.г., отделом клинической фармакологии Института кардиологии им. акад. Н. Д. Стражеско АМН Украины и отделов фармакологического надзора и координации клинических испытаний ЛС Сектору координации и контроля клинических испытаний ЛС ГФЦ МЗ Украины поручено: «Изучить клинико-фармакологические особенности побочного действия кардиоваскулярных лекарственных средств на жизнедеятельность организма пациентов на сердечно-сосудистые заболевания относительно их эффективного и безопасного применения» на основании международного* и собственного опыта, полученного в 1995-2000 г.г., было поручено разработать проекты соответствующих регламентирующих документов МЗ Украины.

*Примечание:

Как отмечалось выше, при разработке регламентов по контролю за ПР/ПД ЛС как нормативных актов для создания системы фармакологического надзора в Украине был использован международный опыт, а также опыт некоторых зарубежных стран, в частности США. Так, качественная система извещения о побочном действии ЛС (DQRS) разрабатывалась FDA (США) с 1971 по 1993 г.г., получила название «Medwatch». Она была введена с 1993 г., ее объективная программа (Program Objectives) имела своей целью:

  • — быстрая идентификация существенных ситуаций риска для здоровья;
  • — выявление производственных проблем и общих тенденций;
  • — организация и руководство центральной системой для накопления и оценки качества сообщений о ЛС.

Система «Medwatch» классифицирует сообщение о ПР/ПД следующим образом:

  • приоритет 1 — предвиденные (неминуемые) или опасные для здоровья побочные эффекты;
  • приоритет 2 — потенциально значимые, связанные с проблемами GMP ПР/ПД;
  • приоритет 3 — рутинные (как правило, предвиденные) побочные эффекты.

Основными источниками информации являются: ПР/ПД, которые констатируются при розничной и оптовой продаже ЛС (аптеки и аптечные киоски при лечебно-профилактических учреждений); врачи, помощники врачей и медицинские сестры; потребители ЛС; страховые компании; производители ЛС.

Другим примером являются требования Комитета по побочным реакциям ЛС Австралии (ADRAC), которые обязывают сообщать о:

  • всех подозрениях, которые связаны с необыкновенными реакциями на новые ЛС;
  • всех подозрениях, которые связаны с необыкновенными реакциями при взаимодействии ЛС;
  • всех предвиденных (неожиданных) подозреваемых ПР со стороны уже известных ЛС, которые до этого времени еще не были изучены и привели (или могут привести) к смерти; угрозе жизни; необходимости госпитализации; продления госпитализации; увеличения периода обследования пациента; увеличения затрат на лечение; аномалиям развития.

Источниками информации о ПР/ПД ЛС в Австралии являются: больницы; врачи общей практики, врачи-специалисты; фармацевты; стоматологи; другие источники.

Юридической основой этих документов стали: Закон Украины «О лекарственных средствах», Порядок государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.09.2000 г. № 1422, Инструкция о проведении клинических испытаний лекарственных средств и экспертизы материалов клинических испытаний, утвержденная приказом МЗ Украины от 01.11.2000 г. № 281 (зарегистрирована Министерством юстиции Украины 17.11.2000 г. № 830/5051), с целью гармонизации с нормами, которые применяются в международной практике — руководств Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных средств для человека (ІСН) и директив Совета Европейского Экономического Сообщества по вопросам фармакологического надзора (75/319 ЕЭС с дополнениями, внесенными директивами 83/570/ЕЭС и 93/39/ЕЭС). В декабре 2000 г. приказом МЗ Украины (№ 347 от 19.12.2000) утверждена «Инструкция об осуществлении надзора за побочными реакциями/действиями лекарственных средств» (зарегистрирована Министерством юстиции Украины 26.12.2000 г. № 947/5168).

Приказом и Инструкцией (приложение № 1) в Украине установлена система контроля за ПР/ПД ЛС и основные требования к сбору данных, необходимых для осуществления особого контроля за побочными реакциями (побочными действиями) лекарственных средств, которые возникают при их применении, а также проведении научной оценки этой информации. Инструкция применяется в отношении лекарственных средств, которые находятся на этапе клинических испытаний и/или разрешены к медицинскому применению. Контроль за ПР/ПД ЛС осуществляется ГФЦ МЗ Украины, который привлекает для выполнения этой Инструкции сотрудников региональных отделений (по приказу директора ГФЦ МЗ Украины).

В Украине Инструкцией, утвержденной приказом МЗ, установлен следующий порядок поступления информации:

  1. Вся информация о ПР/ПД ЛС поступает в ГФЦ МЗ Украины.
  2. Информация о ПР/ПД ЛС поступает в ГФЦ МЗ Украины от:
    • врачей, фармацевтов и медицинских работников независимо от ведомственного подчинения и форм собственности (форма 1,2);
    • производителей/собственников регистрационного удостоверения или их уполномоченных представителей (форма 3);
    • уполномоченных международных организаций (Всемирная организация здравоохранения, Европейское сообщество и т. п.),
    • медицинских источников информации и научных изданий;
    • общественных организаций, которые представляют интересы потребителей лекарственных средств, а также граждан;
    • комиссии по вопросам этики (во время клинических испытаний лекарственных средств);
    • региональных отделений.
  3. Центр получает информацию о ПР/ПД ЛС, систематизирует, анализирует в сроки, определенные в приложении 1 этой Инструкции, и готовит информационные сообщения, аналитические обзоры, экспресс-информацию, методические рекомендации, предложения МЗ Украины по изменению инструкции по медицинскому применению и обращению лекарственных средств и т. п.
  4. Отчеты о подозреваемых серьезных побочных реакциях ГФЦ МЗ Украины направляет в ВОЗ через бюро ВОЗ в Украине, а копии — в Агентство ЕС.

В феврале 2001 г. были приняты приказы МЗ Украины № 51 от 08.02.2001 г. «Об организации предоставления информации о побочном действии лекарственных средств» (приложение 2) и № 52 от 08.02.2001 г. «О внесении дополнений в приложение 3 пункта 5.1 Инструкции об осуществлении надзора за побочными реакциями/действиями лекарственных средств» (приложение 3).

В приказе МЗ Украины № 51 от 08.02.2001 г. было дано поручение министру здравоохранения Автономной Республики Крым, начальникам управлений здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций: возложить ответственность за предоставление учреждениями здравоохранения информации о ПД ЛС в ГФЦ МЗ Украины на основных штатных (внештатных) специалистов по специальности «терапия» и обеспечить дооснащение лечебно-профилактических учреждений необходимой медицинской аппаратурой, оборудованием, медикаментами для оказания неотложной и специализированной медпомощи при возникновении побочных действий лекарственных средств.

Центру медицинской статистики МЗ Украины предусмотреть в программе отчетности за 2001 г. сбор статистической информации о побочном действии лекарственных средств; обобщить предложения о внесении изменений в учетно-отчетную документацию о побочном действии лекарственных средств до 1 марта 2002 г.

Главному управлению образования, науки и информационно-аналитического обеспечения и Центральному методическому кабинету высшего медицинского образования МЗ Украины — предоставить предложения о внесении дополнений в учебные программы высших медицинских учебных заведений и учреждений последипломного образования III-IV уровней аккредитации по вопросам надзора за побочными реакциями лекарственных средств.

ГФЦ МЗ Украины — обеспечить организационную и методическую помощь Министерству здравоохранения Автономной Республики Крым, начальникам управлений здравоохранения областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, учреждениям здравоохранения по предоставлению информации о побочном действии лекарственных средств; разработать и представить до 1 сентября 2001 г. на утверждение МЗ Украины методические рекомендации о сборе и предоставлении информации о побочном действии лекарственных средств; обеспечивать лечебно-профилактические учреждения бланками «Сообщение о побочных реакциях/действиях лекарственных средств» для заполнения их с целью предоставления информации в ГФЦ МЗ Украины на протяжении 2001–2005 г.г.

Приказом МЗ Украины № 52 от 08.02 2001 г. в графе «Медицинская документация» строка «Форма №» дополнить цифрами «137/о».

В приказе МЗ Украины № 292 от 16.07.2001 г. «Об усовершенствовании организации предоставления информации о побочных реакциях лекарственных средств» утверждена форма № 69-здоров отраслевой статистической отчетности «Отчет о случаях побочной реакции/действия лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях», а также инструкция по составлению отраслевого отчета по форме 60-здоров — годовой «Отчет о случаях побочной реакции/действия лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях» и методические рекомендации по заполнению формы 137/о, а также заполнению и предоставлению карты-сообщения «Сообщение о подозреваемых серьезных побочных реакциях/действиях (ПР/ПД) лекарственных средств при проведении клинического испытания», методические рекомендации по заполнению и предоставлению карты-сообщения о любых подозреваемых серьезных и/или не предвиденных ПР/ПД ЛС (заполняет производитель/собственник регистрационного сертификата или их уполномоченный представитель). Приказом предусмотрен график проведения информационно-учебных совещаний по вопросам организации фармакологического надзора с руководителями здравоохранения, госадминистраций регионов и главными штатными (внештатными) специалистами по специальности «Терапия» с участием руководителей лечебно-профилактических учреждений. Проведение этих мероприятий поручено специалистам ГФЦ МЗ Украины. Впервые в практике здравоохранения Центру медицинской статистики МЗ Украины поручено внести дополнения в инструкции к отчетным формам 003/о, 025/о, 025-2/о и 005-6/о относительно ПР/ПД ЛС. Настоящий приказ обязывает врачей и руководителей здравоохранения постоянно фиксировать и организовывать сбор информации о ПР/ПД ЛС как сопутствующие заболевания и осложнения в медицинской карте стационарного больного (форма 003/о), медицинской карте амбулаторного больного (форма 025/о) и в отчетных формах 066/в «Карта больного, который выбыл из стационара», формах 025-6/о, 025-2/о «Талон амбулаторного пациента», «Статистический талон заключительных (отчетных) диапазонов».

Таким образом, накопленные за период совместной деятельности (1995–2000 г.г.) данные относительно ПР/ПД ЛС (по данным спонтанных сообщений и отчетов о клинических испытаниях) отделом клинической фармакологии Института кардиологии им. акад. Н. Д. Стражеско АМН Украины и подразделений Сектора координации и контроля клинических испытаний ГФЦ МЗ Украины в пределах своей функциональной и совместной научной деятельности разрешили основать в 2001 г. на государственном уровне систему фармакологического надзора, дальнейшее внедрение в систему здравоохранения Украины и развитие которой будет одним из основных направлений нашей научно-практической деятельности.

Литература

  1. Викторов А. П., Коваленко В. Н., Ковтун Л. И. Фармакологический надзор. В кн.: Руководство по клиническим испытаниям лекарственных средств / Под ред. чл.-корр. АМН Украины А. В. Стефанова и др.— К.: Издательский дом «Авиценна», 2000.— С. 288–314.
  2. Коваленко В. М., Вікторов О. П. Раціональне використання лікарських засобів у діяльності клінічного провізора // Клінічна фармація.— 2000.— № 4.— С. 8–16.
  3. Исследования по использованию лекарственных средств. Методы и применение / Под ред. М. Н. Г. Дукеса. Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия, М5.— Кыргызстан, Бишкек, 1995.— 219 с.
  4. Лепахин В. К., Астахова А. Л. Современное состояние проблемы безопасности лекарств Международное сотрудничество. Материалы семинара «Контроль безопасности лекарств» VI Всемирного национального конгресса «Человек и лекарство», 1998 г., Москва.— С. 2–15.
  5. Лицензирование в Европейском Союзе: фармацевтический сектор / Редакторы-составители В. А. Усенко, А. Л. Спасокукоцкий.— К: Морион Лтд, 1998.—384 с.
  6. Чельцов В. В. Механизмы развития неблагоприятных побочных реакций лекарственных средств. Материалы семинара «Контроль безопасности лекарств» VI Всемирного национального конгресса «Человек и лекарство».— Москва, 1998.— С. 21–24.
  7. International drug monitoring: the role of national centers: report of a WHO meeting / WHO Technical Report Series.— 1972.— P. 498.
  8. Вікторов О. П. Фармакологічний нагляд за побічною дією лікарських засобів у кардіології: сучасні проблеми // Матер. VI Конгресу кардіологів України, 18-21 вересня 2000.— С. 160.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика