Логотип журнала "Провизор"








Реалии медицинского страхования в Украине

Большинство жителей Украины на вопрос, что такое медицинское страхование, к сожалению, не ответит определенно. Ведь уровень страховой культуры в нашей стране еще невысок. То ли дело в западных странах, где рядом с развитой системой государственного социального страхования значительный удельный вес имеет и негосударственное. Мировая практика сегодня знает три системы финансирования медицины: бюджетная, социальная (европейские страны) и частная (США). Социальная система основана на комплексном использовании целевых взносов предприятий, работников и государственных субсидий. В то же время частная система базируется практически исключительно на платной основе. Организация охраны здоровья, обеспечение каждого гражданина медицинской помощью решается с помощью страховой медицины. Для социальной системы характерно сосуществование государственной системы охраны здоровья и частной. Например, в Великобритании наряду с тем, что все население застраховано за счет государства, в случаях, когда граждане хотят иметь более высокое качество обслуживания, они могут принимать участие в частной программе страхования.

В Украине обязательное медицинское страхование находится пока что на уровне проектов. А вот добровольное медицинское страхование активно развивается. 150 компаний уже получили лицензии на этот вид страхования, хотя широко внедряют его около 50 страховщиков. Наиболее известны медицинские страховые программы компаний «НАДРА», «ОСТРА-Киев», «Укринмедстрах», «Алькона», «Скиф», «Кредо-Классик», «Сан-Лайф» и др.

Услуги, которые предлагают страховые компании в рамках добровольного медицинского страхования, можно разделить на четыре основные программы:

  • поликлиника (в том числе обеспечение медикаментами);
  • стационар;
  • неотложная медицинская помощь;
  • стоматология.

Некоторые компании предлагают различный дополнительный сервис и льготы: доверенные врачи, медицинское обслуживание на дому, специальные программы для детей и беременных женщин, профилактические мероприятия (например, вакцинация против гриппа), бесплатная выдача полисов по страхованию медицинских расходов при поездках за рубеж, льготное страхование для членов семьи, скидки (иногда в размере до 25%) при страховании коллективов, а также для клиентов, с которыми компания работает по другим видам страхования или для постоянных клиентов по медицинскому страхованию.

Широкий спектр страховых программ, различных по стоимости и набору услуг, их комбинирование дает возможность выбрать полис, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей. Например, медицинские программы страховой компании «Надра» обеспечивают услуги поликлиники, включая консультации врачей и медицинского персонала, как в поликлинике, так и на дому, экспертизу нетрудоспособности (больничные листы), все необходимые для диагностики лабораторные рентгеновские, ультразвуковые и другие виды обследования, неотложную и скорую медицинскую помощь с выездом медицинских специализированных бригад, стационарное лечение, бесплатное получение лекарств в аптеке, стоматологическая помощь, наблюдение за течением беременности и помощь при родах, профилактику гриппа (вакцинация), неотложную медицинскую помощь во время пребывания за границей и др. Корпоративные клиенты чаще всего покупают комплексные программы медицинского страхования.

Комплексный медицинский полис МСК «Надра» стоит в среднем 200–400 у.е. за год в зависимости от набора программ. Можно застраховаться по отдельной программе (например, стоимость программы «Стационар» — от 80 у.е. в год).

Для промышленных предприятий с количеством работающих более 1000 человек разработаны специальные условия страхования с платежами от 150 до 700 грн. в год.

Проблему качества медицинского обслуживания, которая сегодня волнует многих, также можно решить с помощью страхования. Так, застрахованным не страшны бесконечные очереди у разных кабинетов. Время приемов согласовывается заранее диспетчерской службой или доверенным врачом компании. Также врач страховой компании организует оптимальный режим обследования и лечения, даст рецепт на бесплатное получение лекарств в аптеке. Если клиент страховой компании считает, что в лечебном учреждении его обслужили ненадлежащим образом, он может пожаловаться страховщику, и все «острые» вопросы будут решать сотрудники страховой компании. Кроме того, клиент вправе выбрать для обслуживания другое лечебное учреждение.

Страховые компании по-разному решают вопрос технологий медицинского обслуживания. Некоторые из них заключили прямые договора с медицинскими учреждениями на обслуживание застрахованных, часть компаний пользуется услугами ассистанских фирм, другие создали собственные ассистанские компании. Списки медицинских учреждений, лечение в которых обеспечивают ассистанские и страховые компании, во многом совпадают, ведь выбирать особо не приходится. Так, из предлагаемого МСК «Надра» списка лечебных учреждений клиент выбирает сам, где он предпочел бы лечиться. Если же он хочет лечиться в больнице, отсутствующей в списке, предложенном страховой компанией, то имеет право сделать это (необходимо только согласовать свое решение с доверенным врачом) — возмещение затрат будет произведено страховщиком после предоставления необходимых финансовых документов. Для обслуживания застрахованных в зарубежных поездках (командировках или туристических путешествиях) заключен договор с ассистанской компанией CORIS.

Сегодня медицинское страхование не приносит существенной заметной прибыли большинству страховых компаний. В первую очередь, это работа по завоеванию доверия клиента. Многие страховые компании расходуют 80–95% от полученных страховых платежей. Ведь кроме страховых выплат приходится содержать еще диспетчерскую и сервисную службы. В цепочке «клиент—страховая компания—лечебное учреждение» страховщикам отводится не только функция «сборщиков взносов», но и, это главное,— роль организаторов сервиса, защитников прав страхователей и гарантов оплаты услуг. Этим обусловлен и характер конкуренции между страховыми компаниями — стремление предложить наиболее выгодные для клиента финансовые схемы и максимально широкий спектр дополнительных сервисных услуг.

Таким образом, потребитель сегодня имеет возможность:

  1. подобрать индивидуальную программу медицинского обслуживания;
  2. переложить нелегкий труд по организации оптимального режима обследования и лечения (диспансеризация, вызов врача, дополнительные консультации, госпитализация, транспортировка, реабилитация) на специалистов — врачей-диспетчеров страховой компании;
  3. не беспокоиться о затратах на лечение в течение целого года после заключения договора страхования. Учитывая рост цен на медицинские услуги, уровень инфляции и возможность возникновения различных неприятных неожиданностей со здоровьем, очевидна экономическая выгода добровольного медицинского страхования.
  4. защиты своих интересов работниками страховой компании. То есть при возникновении каких-либо претензий по качеству лечения клиент не остается один на один с медицинским учреждением или недобросовестным врачом, а обращается в свою страховую компанию. В данном случае страховщик материально заинтересован в удовлетворении претензии — это позволит сохранить клиента и взыскать штраф за некачественно оказанную медицинскую услугу.

Таким образом, договор медицинского страхования гарантирует застрахованному внимание, высокий сервис и своевременное оказание помощи в любой ситуации.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика