Логотип журнала "Провизор"








Пути развития оптового фармацевтического рынка.

Мнение операторов

Сергей Обухов, «Провизор»

На сегодняшний день лицензий на право заниматься оптовой реализацией выдано более 3000 [1]. Реально работающих предприятий, естественно, меньше. Такое количество оптовиков ведет к:

  • увеличению цепочки от производителя к потребителю (82,9% опрошенных на выставке «Охорона здоров’я 2001» журналом «Провизор» оптовых фирм продают свою продукцию другим оптовым фирмам, что делает вывод об увеличении цепочки от производителя к потребителю вполне обоснованным);
  • увеличению итоговых операционных и административных расходов;
  • увеличению стоимости для покупателя;
  • низкому уровню работы по распределению лекарственных препаратов (25% представителей аптек сообщили о том, что оптовики не в состоянии выполнить свои обязательства перед ними из-за дефицита товаров, а также по организационным причинам).

Все эти отрицательные моменты, связанные с большим количеством оптовиков, уже давно учтены в зарубежных странах. Для сравнения: в таблице 1 представлено количество оптовых фармацевтических компаний и среднее количество аптек на одного оптовика в некоторых странах Европы [2].

Таблица 1

Количество оптовых фармацевтических компаний и среднее количество аптек на одного оптовика

Страна Количество оптовых фармацевтических компаний Среднее количество аптек на одного оптовика
Австрия 9 185
Бельгия 27 195
Великобритания 20 608
Германия 18 1192
Греция 127 71
Дания 3 97
Ирландия 4 291
Испания 112 169
Италия 193 83
Люксембург 5 16
Нидерланды 9 172
Норвегия 3 123
Португалия 22 123
Россия Около 6000 лицензий, реально 3000-3500 11
Финляндия 2 389
Франция 6 3765
Швейцария 6 276
Швеция 2 450

В Украине насчитывается около 11000 аптек (исключая киоски, так как они самостоятельные закупки не производят) [3]. Соответственно на одного оптовика приходится в среднем около 4 аптек. Как видно, у нас ситуация от западных стран, и даже от России, отличается кардинально. Нужно ли Украине такое количество предприятий оптовой торговли?

В настоящее время в развитых странах для оптовых компаний характерно стремление к концентрации как внутренней, так и внешней. Например, в США количество оптовых фирм за последние 30 лет сократилось почти в три раза. Кстати, рост продаж и, соответственно, доходов оптовых компаний увеличился [4].

В большинстве стран доминирует только две оптовые фармацевтические фирмы (например, в Голландии на два больших оптовика приходится 80% всего оптового фармацевтического рынка, в Великобритании — 67%, в Канаде — 65%, во Франции — 55%, в Германии — 45%, в США — 41%) [1].

Ориентируясь на западный опыт, можно предположить, что у нас ситуация будет развиваться по тому же сценарию.

Так ли оценивают перспективы сами операторы фармацевтического рынка? Какой путь развития оптового фармацевтического рынка им видится наиболее целесообразным? С этим вопросом мы обратились к участникам и посетителям выставки «Охорона здоров’я 2001». Респондентами были представители оптовых фирм, розничного звена и отечественных производителей фармацевтической продукции.

Большинство опрашиваемых — руководители различного уровня (рисунок).

Состав респондентов

Ответы на предложенный вопрос представлены в таблице 2. При этом респонденты могли отметить несколько вариантов развития оптового фармацевтического рынка. Других путей развития, кроме представленных в таблице 2, респондентами предложено не было.

Таблица 2

Целесообразные пути развития оптового фармацевтического рынка

Путь развития Представители отечественных производителей, % Представители оптового звена, % Представители розничного звена, %
Сокращение числа оптовиков 8,3 21,2 22,4
Увеличение числа оптовиков 16,6 9,1 22,4
Специализация оптовиков 41,7 48,5 47,8
Укрупнение оптовиков 41,7 39,4 31,3

При анализе данных таблицы обращает на себя внимание разница во мнениях оптового звена и производителей относительно сокращения или увеличения числа оптовых фирм на фармацевтическом рынке. Менее всех в сокращении заинтересованы именно производители, а каждый шестой считает, что их количество должно быть больше. Такая оценка не совсем понятна, так как меньшее число оптовиков для производителя выгодно:

  • сокращается количество контактов предприятия-производителя, что влечет за собой уменьшение издержек;
  • среди большого количества покупателей, как правило, многие являются непостоянными клиентами и заказы делают время от времени, в небольших количествах, медленно оплачивая заказ.

Представители розничного звена не смогли однозначно определиться относительно численности оптовых фирм. Почти каждый четвертый высказался за сокращение числа оптовиков. Столько же голосов было отдано за их увеличение. Такие ответы становятся вполне понятными, если принять во внимание то, что почти половина опрошенных аптек работает с 15–30 оптовыми фирмами. И почти столько же считают такое число для себя оптимальным.

Для аптек работать с небольшим количеством крупных оптовиков также выгоднее, чем с большим количеством мелких, так как опять-таки снижаются затраты на заключение сделок. Кроме того, крупные фирмы могут предложить лучшие условия поставок и платежа, более качественный сервис. Однако сейчас, чтобы обеспечить полный ассортимент в аптеке, руководителям приходится рассматривать прайсы нескольких десятков фирм.

За специализацию оптовых фирм респондентами было отдано более всего голосов. Исключение составили только производители, 41,7% которых считает наиболее целесообразным специализацию оптовых фирм и столько же придерживается мнения об их укрупнении. Среди оптовиков за специализацию высказались 48,5%. Очевидно, такие мнения объясняются конкуренцией, а также размером предприятия (у большинства оптовых фирм, которые приняли участие в опросе и не посчитали информацию о годовом обороте секретной, он составляет менее 5 млн грн., т. е. это небольшие фирмы). Не все фирмы в состоянии конкурировать с крупными оптовиками. Поэтому оптовики с малыми объемами продаж занимают нишу, которая не интересует крупные оптовые компании и которую они в состоянии защитить. Это могут быть, например, изделия медицинского назначения или узкоспециализированные группы лекарственных препаратов, специализация на продукции отечественных заводов или только одного из них. Также возможен вариант ниши в регионе, где небольшие объемы продаж для крупной компании, но достаточные для небольшой.

Очевидно, что ничего отличного от современных мировых тенденций на рынке Украины в ближайшем будущем не произойдет. Укрупнение «сильных», уход с рынка «слабых», специализация остальных. Исходя из количества аптек, которое приходится на одного оптовика в Украине, чтобы достичь хотя бы уровня России, необходимо, чтобы количество оптовиков сократилось в 3 раза. И нет сомнения, что выиграют те, которые смогут предложить розничному звену максимально необходимый ассортимент лекарственных препаратов, поставленных в данное аптечное учреждение в нужные сроки, в соответствующем виде и с надлежащим образом оформленными документами.

Литература

  1. Громовик Б. Особенности международного фармацевтического маркетинга // Провизор.— 2000.— № 11.
  2. Максимкина Е., Баженов А. Взаимодействие оптового и розничного звена на региональном уровне // Российские аптеки.— 2001.— № 6.
  3. Фармация в цифрах // Провизор.— 2001.— № 120.
  4. Краснокутский А., Лагунова А. Фармаэкономика.— Москва: Классик-Консалтинг, 1998.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика