Логотип журнала "Провизор"








Проблемы и перспективы рынка биологически активных добавок в Украине

Жизнь современного жителя любого мегаполиса подвержена огромному информационному прессингу. Большое количество новых терминов и значений входит в наш лексикон каждый день. Задача этой статьи — ознакомить читателя с довольно новым для потребителя понятием «биологически активные добавки» (БАД). В Украине к биологически активным добавкам относят вещества или их смеси, использующиеся для придания рациону питания специальных лечебных или лечебно-профилактических свойств. (Закон Украины «Про якість та безпеку харчових продуктів та продовольчої сировини» от 23 декабря 1997 года № 771/97-ВР)

История возникновения добавок к пище восходит к началу зарождения медицины, когда знахари, занимающиеся целительством, использовали в своей практике компоненты природного сырья. На протяжении десятков и сотен поколений рецептура совершенствовалась. Пытливые лекари тщательно наблюдали и скрупулезно записывали эффекты, получаемые от врачевания тем или иным составом добавки. Составы хранились в секрете и передавались из поколения в поколение. Отчасти этим можно объяснить большое количество сходных по своему действию БАДов на современном рынке. Почему отчасти? Потому что другое объяснение — это обилие дженериковых форм, выпущенных по лицензии, либо откровенных подделок, что только лишь подтверждает актуальность и перспективность данного направления.

А чем же тогда БАДы отличаются от обычных лекарственных средств? Вопрос вполне законный. Дело в том, что направления в медицине разделились на гомеопатические и аллопатическое (традиционное). Аллопатическое — в большей степени заместительное, а гомеопатическое — стимулирующее. Оба направления пересекаются. Так вот в области пересечения и находят свое место БАДы.

Заместительная часть — это вещества, жизненно необходимые организму, но не синтезирующие в организме (например, ненасыщенные жирные кислоты, витамины и их предшественники — провитамины). А к стимулирующей части можно отнести ту составляющую БАД (например, элементы растительного сырья), которая вызывает активацию определенных жизненных функций организма, «задремавших» по каким-либо причинам. Сочетание этих 2-х компонентов делает БАДы одним из наиболее перспективных направлений в применении у большой группы населения. Но и это еще не все! У БАДов есть неоспоримое достоинство — наличие в их составе активных компонентов и безопасность для человека. Исповедуя основной принцип традиционной медицины «Не навреди», БАДы держат лидирующее положение в сравнении со всеми своими собратьями. И в самом худшем случае, при неправильном выборе, ваша добавка просто не усвоится организмом, иначе говоря, «не сработает». Остается сказать, почему они относятся к категории пищевых продуктов? Да очень просто. Для получения желаемого эффекта можно съесть, к примеру, 3 кг обычной капусты или курсовую дозу, полученную из морских водорослей. Не забывайте о полном составе того или иного компонента БАД, и тогда вы получите на одной чаще весов овощную сумку, полную овощей и фруктов, набор поливитаминов, иногда несколько различных медикаментов, а на другой — одну-две упаковки БАДов.

Как же разобраться в обилии этих добавок? Существует много точек зрения. Мы предложим Вам упрощенную.

  • Группа, рассчитанная для спортсменов,— увеличение мышечной массы, эластичности мышц и т. п.
  • Группа, направленная на коррекцию фигуры,— различные сжигатели жира, корректоры и др.
  • Группа, применяемая постоянно, для поддержания здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
  • Группа, применяемая в лечебных программах вместе с обычными лекарственными средствами или вместо них.

Производителей БАДов довольно много. Есть отечественные и зарубежные. К непосредственному достоинству отечественных относится их цена, впрочем пока на этом достоинства и ограничиваются. Пока — это потому, что пока не научились. Это не упрек. Просто констатация факта. К большому сожалению, исторически сложилось так, что забота об охране здоровья большой части населения Украины (бывшего СССР) распределялась по остаточному принципу финансирования в бюджете. Новые веяния появились не так давно, а вот европейский рынок БАДов насчитывает более 100 лет. Так что уж извините, отечественные производители, но пока у западных коллег получается чуть лучше.

К недостаткам зарубежных БАД можно отнести историческое наклеивание бирок. Если западное — то непременно лучше. Не совсем так, поскольку есть компании с именем и достоинством, есть поддельщики, которые пытаются нажиться на имени известного производителя. Ну и конечно — цена. Поэтому лучше всего приобретать БАДы либо у официальных дистрибьюторов, либо в известных аптеках, т. е. там, где Вам могут предоставить гигиеническое заключение государственной санитарно-гигиенической экспертизы.

Если вы — частное лицо, достаточно получить консультацию специалиста и купить необходимые для вас добавки в аптеке. Тем, кто всерьез заинтересовался БАД и решил освоить новый перспективный рынок, следует тщательно проанализировать ситуацию на рынке фармпродукции, внимательно отнестись к рекламе в печати и на телевидении, выборе поставщика БАД: сопоставьте полученные данные по ценам, условиям, промоушн и др. Следует заметить только одно — опыт применения БАД в Украине невелик. Потребителям и поставщикам еще многому надо учиться. Например, в США рынок БАДов составляет более $2 млрд в год, в европейских странах рынок БАД еще больше. Надо сказать, что формирование этих рынков происходило на протяжения многих десятилетий. В Украине добавки появились чуть более 7 лет. Однако этот рынок получил свое бурное развитие. Процесс формирования рынка происходит сейчас, и тот, кто займет на нем свою нишу, обеспечит себе надежное будущее.

БАДы как товар привлекательны во многих отношениях. Прежде всего, это финансовоемкий товар, позволяющий получать хорошую рентабельность. Во-вторых, с неизбежным развитием общества, культуры жизни и питания рынок пищевых добавок будет неуклонно развиваться. Это мнение подтверждается ведущими украинскими фармацевтическими фирмами-дистрибьюторами. Что же касается емкости отечественного рынка биологически активных добавок, то, по оценкам специалистов, привлекательность его настолько высока, что в недалеком будущем составит весомую часть в структуре общего рынка лекарственных средств. В-третьих, пусть не пугает специалистов фармацевтического рынка то, что БАДы — товар, облагаемый налогом на добавленную стоимость. Неограниченность наценки с лихвой окупит ваши затраты на складирование, перевозку и др. Не следует забывать, что в среднем срок годности БАД составляет 3 года. Препараты поступают, как правило, с остаточным сроком годности не менее 80%, это позволяет компаниям-дистрибьюторам иметь хороший временной запас на реализацию товара.

И, наконец, последнее — умение работать с этим видом товара резко поднимает престиж и имидж дистрибьютора, давая уверенность на стабильную работу в третьем тысячелетии.


Материал предоставлен ЧП «Плюс один»
Тел.: (044 ) 558-65-42, (0322) 97-92-05





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика