Логотип журнала "Провизор"








Концепция лекарственного обеспечения населения Украины

(Отдельные положения)

С. Хильченко, В. Романенко
Кировоградская фармацевтическая ассоциация

Почти 10 лет Украина идет к цивилизованному рынку, в том числе и фармацевтическому, и до настоящего времени государство не может создать нормальных экономических условий.

Это не только наше мнение, но и мнение многих международных организаций: ВОЗ, ЮНИСЕФ МОТ, ЕС и т. д. В стране не создана надлежащая законодательная нормативная база, недостаточный потенциал отечественного производства, в сфере фармацевтического бизнеса работает большое количество неспециалистов, даже руководители высшего уровня не имеют высшего специального образования.

Количество аптечных учреждений составляет 17 тыс., и нагрузка каждой составляет 2,9 тыс. человек, что может обеспечивать ее выживаемость только работой в «теневом» секторе и, как следствие, на рынке лекарств возрастает криминализация и коррупция, наблюдается потеря нравственности и профессионализма, постоянный рост цен, увеличиваются объемы контрабандных лекарственных средств, сокращается число аптек, оказывающих полный спектр услуг, еще более усугубляется эта ситуация новыми лицензионными условиями.

Мы предлагаем принять государственную «Концепцию лекарственного обеспечения населения Украины».

Общие положения

Переход от плановой экономики к рыночной связан с коренными преобразованиями во всех сферах деятельности государства, в том числе и важной составляющей социальной политики —лекарственного обеспечения.

Однако лекарственная помощь населению Украины становится малодоступной для значительной части граждан по причине кризисного состояния экономики и низкого уровня обеспеченности населения. Вопрос о ее качестве и безопасности требует безотлагательного решения.

Реформы, проводимые в здравоохранении, не имеют системности и достаточной последовательности и не приводят к позитивным результатам. Первый концептуальный документ, определивший основные стратегические направления развития здравоохранения, в том числе и лекарственного обеспечения, стала «Концепція розвитку охорони здоров’я населення України».

До настоящего времени нет экономически обоснованной государственной политики в организации обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами, что не гарантирует реализацию конституционных прав граждан на получение лекарственной помощи, в том числе бесплатной и льготной.

В связи с этим назрела необходимость решения на государственном уровне проблемы лекарственного обеспечения и разработки долгосрочной программы, гармонически связанной с концепцией развития охраны здоровья населения Украины,— Концепции лекарственного обеспечения населения Украины.

Авторы предлагают на обсуждение фармацевтической общественности разделы Концепции:

  1. Государственная политика в сфере лекарственного обеспечения.
  2. Создание общегосударственной фармацевтической системы.
  3. Структура управления.
  4. Финансирование лекарственного обеспечения.
  5. Ценообразование на лекарственные средства.
  6. Организация лекарственного обеспечения.
  7. Лицензирование фармацевтической деятельности.
  8. Система контроля качества лекарственных средств.
  9. Нормативно-правовая база.
  10. Развитие фармацевтической науки.
  11. Фармацевтические кадры.

Мы предлагаем выступить координаторами Концепции Фармацевтическую ассоциацию Украины, Национальную фармацевтическую академию Украины, государственные органы, связанные с лекарственным обеспечением, а также фармацевтическую общественность и рассматривать эту работу как претворение в жизнь решений V съезда фармацевтов Украины. В свою очередь, мы хотим выразить собственное видение по некоторым разделам.

Нормативно-правовая база

За годы независимости в Украине создана довольно значительная нормативная база, регулирующая сферу производства, контроля, регистрации, реализации лекарственных средств.

Однако назрела и острая необходимость пересмотра, дополнений, разработки новых нормативных актов, исходя из гармонизации законодательства Украины с таковым стран ЕС, его соответствия ряду положений Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), требованиям мировой организации торговли (МОТ). Необходимо сделать следующее:

  • Закон Украины «О лекарственных средствах» привести в соответствие с требованием ЕС «Об определении категорий лекарственных препаратов для человека», а также внести дополнения:
    — определить статус фармработника и фармацевтической организации;
    — ввести понятие «конечный потребитель лекарственных средств, то есть пациент с его правами и интересами, исходя из проекта закона «О защите прав пациента»;
    — косвенная защита прав интеллектуальной собственности.
  • Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
  • Постановление КМ Украины № 447 от 12.05.1997.
  • Определить порядок оказания лекарственной помощи при лечении в стационаре и амбулаторных условиях в проекте Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании».
  • Разработать проект Закона Украины «О фармацевтической деятельности».

Структура управления

Это наиболее уязвимое звено системы лекарственного обеспечения, нестабильная организационная структура Министерства здравоохранения Украины, возникновение и упразднение различных органов, курирующих фармацевтическую отрасль, создают правовые коллизии, нередко противоречащие ранее принятым приказам и положениям.

Посему восстановление вертикальной структуры органов управления лекарственным обеспечением — один из первостепенных вопросов. Наиболее оптимальным решением является создание органов управления фармацевтической службы, напрямую подчиненных областным государственным администрациям, для коммунальных аптечных учреждений и ассоциаций субъектов фармацевтического рынка иных форм собственности, представляющих свои интересы в Аптечной палате центрального органа исполнительной власти.

Основные направления деятельности органа управления фармации:

  • разработка, анализ и обоснованность нормативно-правовой базы в сфере лекарственного обеспечения;
  • нормативное регулирование фармацевтического рынка;
  • лицензирование фармацевтического вида деятельности;
  • обеспечение доступности лекарственных средств для населения посредством совершенствования государственного регулирования цен на лекарственные средства;
  • реформирование и реализация, финансирование государственных целевых программ по социально значимым заболеваниям;
  • формирование государственной системы единого информационного пространства, разработка мер контроля за рекламой лекарственных средств;
  • качество оказания лекарственной помощи в рамках обязательного медицинского страхования.

Организация лекарственного обеспечения

Реализация политики лекарственного обеспечения осуществляется в рыночной среде на основе конкуренции, цель ее — совершенствование системы гарантий государства. Независимо от того, где находятся граждане, они должны иметь одинаковые права и возможности по обеспечению лекарственными средствами.

Источником государственных гарантий должны быть государственный бюджет, средства работодателей, внебюджетные фонды и личные средства граждан.

Основные направления реализации государственной политики в области развития лекарственного обеспечения:

  1. разработка и внедрение стандартов, регулирующих потребление лекарственных средств, что включает:
    • определение объемов лекарственного обеспечения при оказании государственных гарантий бесплатной амбулаторно-поликлинической, стационарной и скорой помощи;
    • разработку фармакоэкономических стандартов применения лекарственных средств с учетом взаимозаменяемости и экономического эффекта;
    • выбор лекарственных средств с учетом их взаимозаменяемости для внесения в перечень жизненно важных препаратов;
    • определение самого перечня;
    • принятие европейской стратегии и принципов ответственного самолечения;
    • разработку государственного руководства по фармакотерапии;
    • создание национальной системы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан в соответствии со стандартами;
  2. обеспечение равных возможностей для участия в осуществлении государственной политики в области лекарственного обеспечения фармацевтических предприятий и организаций независимо от форм собственности;
  3. проведение независимой оценки качества фармацевтической продукции, предлагаемой на рынке, в том числе и обоснованность ее цен;
  4. утверждение основных условий приватизации, развития и размещения сети хозрасчетных фармацевтических организаций;
  5. разработка компенсационного механизма оплаты медикаментов в системе добровольного медицинского страхования.

В предлагаемых разделах Концепции использовано как собственное видение, так и обобщенные материалы Российской фармацевтической ассоциации, социального кодекса Германии.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика