Логотип журнала "Провизор"








Cтратегия ХХІ века

Что такое Total Quality Management (TQM)?

На этот вопрос сегодня смогут ответить, наверное, не более одного из десяти украинских предпринимателей. К величайшему сожалению. А о том, чтобы применить это понятие к суровым реалиям украинской действительности, привить его на пока еще слабом дереве украинской экономики, задумываются (еще только задумываются!) очень немногие.

TQM — это всеобщий менеджмент качества, это стратегия, которая будет определять подходы к менеджменту качества в ХХІ веке, названном столетием качества. Ведущие фирмы Японии и Западной Европы уже на практике реализуют эту стратегию, демонстрируя миру колоссальные возможности TQM. Принять методологию TQM — обеспечить беспрерывное участие каждого работника в процессе улучшения качества, перейти на новые принципы деятельности в области менеджмента качества. Это означает получить существенные преимущества в бизнесе XXI столетия. Это означает стать лучшим.

Внедрение принципов TQM — это изменение психологии, осознание всеми работниками, что успех фирмы зависит от добросовестности каждого, от его желания принести максимальную пользу своей фирме. Помните известную «формулу коммунизма»: «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Построение коммунистического общества осталось красивой утопией и не имело ничего общего с горькой реальностью. В то же время при успешном действии принципов TQM можно говорить о реализации первой части этой формулы в отдельно взятой фирме, на отдельно взятом предприятии. И чем больше каждый сотрудник будет реализовывать свои способности, тем все ближе будет предприятие к реализации второй части знаменитой формулы (в относительном, конечно, понимании).

Фармацевтическая фирма «Дарница» — одно из первых предприятий в Украине, руководство которой ставит цель внедрения принципов TQM в производство. Своими соображениями по этому поводу делится генеральный директор фармацевтической фирмы «Дарница» В. А. Загорий.

В. А. Загорий, генеральный директор фармацевтической фирмы «Дарница»

Фармацевтическая фирма «Дарница» на сегодняшний день — лидер отечественного фармацевтического рынка. Как по объемам производства, так и по реализации продукции наша фирма занимает ведущее место среди всех участников фармацевтического рынка Украины — отечественных и зарубежных.

Тем не менее, «дорогу осилит идущий». Самоуспокоение неминуемо приводит к возникновению проблем. Острая конкуренция на фармацевтическом рынке побуждает к непрерывному освоению новых технологий, новых методов и подходов. Руководство фирмы хорошо понимает, что украинский рынок является чрезвычайно привлекательным и для иностранных фармацевтических структур. Пока их более активную «интервенцию» останавливает несовершенство нашего законодательства, непоследовательность решений государственного руководства, в частности, в инвестиционной области, общая нестабильная общественно-политическая и социально-экономическая ситуация. Однако нужно быть готовым к деятельности в условиях более жесткой конкуренции. Необходимо понимать, что ХХІ век, в который мы только что вступили, будет диктовать свои суровые законы выживания — как общества в целом, так и участников рынка в частности.

Анализируя динамику развития фармацевтической отрасли, руководство нашей фирмы пришло к выводу, что для сохранения лидирующих мест на рынке в новом столетии необходимы новые, нестандартные решения. Нужна новая философия.

Было принято решение о внедрении принципов TQM на фармацевтической фирме «Дарница». Убежден, что по этому пути рано или поздно вынуждены будут пойти и другие предприятия. Перспектива, по определению американского профессора Дж. М. Джурана, одного из идеологов TQM, является такой: или ты руководствуешься методологией TQM и остаешься активным игроком на рынке ХХІ века, или оказываешься вне рынка. Опыт лучших зарубежных фирм свидетельствует, что именно реализованная на практике идеология TQM является наиболее эффективным средством преодоления кризисной ситуации и дальнейшего успешного развития. По утверждению специалистов, основой успешного существования компаний нынешнего столетия будут три условия: внедрение системы обеспечения качества, структурная перестройка организации и внедрение информационных технологий. Объединение этих трех процессов необходимо для создания единого комплекса TQM.

Каковы основные причины неэффективности наших предприятий? Российские специалисты выделили ряд факторов, служащих причиной низкого уровня производства в странах СНГ. Практически все они характерны и для Украины. Это, прежде всего, причины общеполитического характера: реакция на политический кризис, отсутствие ясности в вопросах собственности, беззащитность подавляющего большинства собственников перед политическими «кульбитами», отсутствие рынка капитала и инвестиций, неверие народа в справедливость. Это и причины «наследственного» характера: низкое качество продукции и услуг, неразвитый маркетинг, низкая производительность, высокий уровень конфликтности, интриганства, закрытость, враждебность к инакомыслию. На низкую эффективность предприятий в нашей стране оказывают влияние и приобретенные недостатки: неэффективность, низкая культура менеджмента, непонимание сути конкуренции и роли качества в конкурентной борьбе, роли образования и подготовки персонала, роли информации и данных.

Цивилизованный рынок не болеет нашими недугами, и экономические показатели стран Запада несоизмеримы с нашими, однако именно «капиталисты», а не Украина или какая-то другая страна постсоветского лагеря в конце ХХ века начали активно осваивать TQM как глобальный подход к управлению производством и всеобщее управление качеством. Именно тогда стало очевидно, что созданная более двухсот лет назад Адамом Смитом функциональная система менеджмента практически исчерпала возможности роста. Ведь предприятие — биологический организм, деятельность которого зависит не только от состояния отдельно взятого органа, но и от их взаимодействия. Функциональный подход к менеджменту нарушил согласованность составляющих менеджмента. Количественные показатели в производстве фантастически выросли, однако это отразилось на качестве продукции. Цена перестала быть определяющим фактором рынка. Главным аргументом в пользу того или иного поставщика, главной идеей в области менеджмента конца ХХ века является качество. Качество как характеристика произведенной продукции. Качество как внутрифирменная культура, направленная на постоянное удовлетворение потребителя. Всеобщее качество как философия беспрерывного улучшения, как бесконечная погоня за движущейся целью.

Стратегия TQM проста, и в то же время универсальна — выяснить нужды потребителя и удовлетворить их. В этом секрет успеха. Конечно, нельзя рассчитывать, что все можно изменить очень быстро и без проблем. Внедрение этой системы — длительный процесс, на освоение которого идут годы. Он требует значительных усилий для освоения тонкостей, разработки соответствующей системы взглядов и ее реализации. TQM — это всеобщая философия управления, которая определяет наиболее базовые идеи и концепции. Это постоянное совершенствование всех аспектов деятельности предприятия, привлечение персонала с учетом его потребностей, потребностей акционеров, установление партнерских отношений с поставщиками, учитывая постоянно растущие интересы потребителей, изучение конкурентов, их опыт, преимущества, использование новейших технологий в области экологии, в частности касающихся минимизации вредного влияния производства на окружающую среду. Это не столько качество произведенной продукции или предоставленных услуг, сколько качество работы предприятия в целом.

Система менеджмента качества имеет простую иерархию: генеральный директор, ответственный за качество и аудиторы. Аудиторы — это сотрудники фирмы, хорошо владеющие вопросами менеджмента качества. Они могут работать в фирме на любых должностях, однако во время проведения аудита им должны быть подчинены все. Аудиторы — это сотрудники фирмы, которым руководитель лично делегировал полномочия проверок. Два главных качества аудитора — компетентность и независимость.

Создание системы качества — это создание системы менеджмента по горизонтали. Если в компании действуют в основном вертикальные, а не горизонтальные связи, то за качество продукции фактически несут ответственность руководитель предприятия и руководитель отдела качества продукции. Однако качество продукции зависит от скоординированной работы всех подразделений компании. В созданной системе сотрудники должны взаимодействовать между собой без прямого вмешательства руководителя, который в свою очередь должен анализировать процессы и искать возможности для их совершенствования. Сила руководителя — не в принуждении, приказе, контроле, а в убеждении, разъяснении, поощрении. Все виды деятельности предприятия необходимо рассматривать как процессы, причем сотрудники в процессе деятельности рассматриваются не как пассивные исполнители воли руководства, а как творческая сила, влияющая на работу компании. Исключительное значение при этом приобретает система обучения, совершенствования уровня квалификации всех работников без исключения. Приказать работать хорошо невозможно, заставить работать качественно тоже сложно. Очень важно, чтобы в работу по улучшению качества были вовлечены все сотрудники, которые должны ощутить, что их цель совпадает с целью фирмы. Сотрудники должны быть членами одной команды. Как сказал президент компании «Сони» А. Морита, «никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным: это могут сделать только люди». Необходимо помнить, что успех той или иной компании на рынке — это заслуга, прежде всего, не технологий, а людей. Эффективное управление людьми — вот проблема, с который все чаще будут иметь дело менеджеры ХХІ века. Существенным является социальный фактор: чем больше вы возлагаете на себя социальных проблем ваших сотрудников, тем преданнее они вашей фирме.

Управление в ХХІ веке будет зависеть от: руководителей, процессов и организации. Обязанность руководителя — создать атмосферу, когда люди будут верить в стратегию, в решения руководства и в свою работу. Необходимо четко установить и распределить три элемента системного управления: ответственность (обязанности), полномочия и взаимодействия. Причем обязанностей должно быть столько же, сколько и полномочий.

На рубеже общественно-экономических формаций — в понимании структур производства, отношений между людьми, задач производства — нас ждет глобализация рынка как всепроникающее явление. Этот фактор будет диктовать свои условия, с которыми придется считаться всем участникам рынка. Будущее за системами, которые ориентированы на критерии глобального рынка. А это — система TQM как система всеобщего управления качеством, система, ориентированная на качество.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика