Логотип журнала "Провизор"








О. П. Печеный

Ах, Одесса, жемчужина у моря …

— Для окраски есть замечательное средство «Титаник». Получено с таможни. Контрабандный товар. Не смывается ни холодной, ни горячей, ни мыльной водой, ни керосином. Радикальный черный цвет. Рекомендую как хорошему знакомому.

— Контрабандный? Всю контрабанду делают в Одессе на Малой Арнаутской улице.

Илья Ильф, Евгений Петров.
Двенадцать стульев.

Выбор региона Северного Причерноморья в качестве предмета настоящей публикации не случаен. Данный регион был всегда известен своими торговыми и коммерческими традициями, в том числе и в сфере фармацевтической деятельности. В настоящее время здесь расположено 3 крупных предприятия — производителя фармацевтической продукции и около 250 субъектов предпринимательской деятельности (которые в свою очередь имеют более 1200 структурных подразделений), осуществляющих оптовую и розничную реализацию лекарственных средств. Близость государственной и таможенной границы Украины и даже просто особая атмосфера Одессы (здесь, пожалуй, уместно обратиться к нашему эпиграфу) требуют повышенного внимания и бдительности со стороны государственных органов, уполномоченных осуществлять функции контроля за деятельностью в данной сфере, и в первую очередь со стороны государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств.

Одесская государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств образована приказом Министерства здравоохранения Украины от 4 августа 1997 года № 241 во исполнение Постановления Кабинета Министров Украины от 12 мая 1997 года № 448 «О государственном контроле качества лекарственных средств».

С момента создания и до настоящего времени инспекцию возглавляет Иван Иванович ЛУКЬЯНЧУК — доцент, доктор философии, Президент Одесской областной ассоциации фармацевтов.

Результатам беседы автора с сотрудниками инспекции и посвящена настоящая публикация.

Приказ Министерства здравоохранения от 4 августа 1997 № 241 определил основные задачи инспекции — осуществление государственного контроля за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности, расположенными на территории Одесской области, требований законодательства об обеспечении качества лекарственных средств и взаимодействие с местными органами государственной исполнительной власти. В штате инспекции 24 сотрудника, из них 9 инспекторов, занимающихся непосредственно проверками хозяйствующих субъектов.

Инспекция создавалась и действует как контролирующий орган, независимый от местных органов исполнительной власти и подчиненный Минздраву Украины. Поэтому изначально инспекция была выведена из подчинения системе бывшего объединения «Фармация». В настоящее время объединение «Фармация» (а это около 100 аптек в Одессе и 333 в Одесской области) Одесского региона преобразовано в акционерное общество, учредителями которого являются как органы местного самоуправления (в лице Одесского городского Совета), органы исполнительной власти, так и отдельные юридические и физические лица. Процесс структурной перестройки такого достаточно крупного участника фармацевтического рынка, коим является «Фармация», имеет помимо положительных черт, и определенные недостатки. Как известно, акционерное общество (независимо от состава учредителей) не является государственным предприятием, а следовательно, и не имеет права заниматься деятельностью, связанной с оборотом наркотических лекарственных средств, поскольку в соответствии с Законом Украины от 8 июля 1999 года «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров» такую деятельность могут осуществлять за редким исключением государственные и коммунальные предприятия. Поэтому вряд ли положительно сказывается на лекарственном обеспечении населения такого крупного города наличие всего 2 аптек, занимающихся реализацией наркотических лекарственных препаратов.

В октябре 2000 года Одесским городским Советом с учетом задолженности акционерного общества «Фармация» за аренду коммунального имущества принято решение о приватизации помещений 59 аптек, арендуемых «Фармацией». В настоящее время новый собственник помещений аптек еще не определен, однако такое изменение собственника не должно отрицательно повлиять на состояние лекарственного обеспечения населения.


Коллектив Одесской государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств  

Основная функция инспекции, как следует из ее названия,— функция контроля. Осуществляя проверки, сотрудники инспекции не без сожаления отмечают тенденцию к снижению качества фармацевтической деятельности на территории области. Происходит излишняя «коммерциализация» аптечной деятельности. Как отмечает заместитель начальника инспекции Людмила Гураль, аптека в первую очередь является учреждением здравоохранения, а уже затем торговой организацией, об этом иногда забывают как руководители фармацевтических фирм, так и сами провизоры. Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок субъектов фармацевтической деятельности, являются: осуществление данной деятельности лицами, не имеющими соответствующего образования либо не окончившими курсы повышения квалификации, нарушение правил хранения отдельных групп лекарственных препаратов (например, термолабильных), реализация лекарственных средств, не зарегистрированных в Украине. За данные нарушения виновные лица привлекаются к установленной законом ответственности, в том числе и к административной. Напомним, что государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств вправе налагать штрафы за выпуск и реализацию продукции, не отвечающей требованиям стандартов, выпуск в продажу нестандартной продукции, несоблюдение стандартов при транспортировке и хранении продукции, неисполнение законных требований должностных лиц инспекции по устранению нарушений законодательства о лекарственных средствах (ст. ст. 167-170, 188-10 Кодекса Украины об административных правонарушениях).

Инспекция активно сотрудничает с другими государственными органами и в первую очередь с таможней, учитывая то, что Одесса является крупным портовым городом. Однако в настоящее время прослеживается тенденция к снижению количества легально ввозимых медикаментов. Так, за истекший год количество анализов легально ввезенных лекарственных средств снизилось более чем в 3 раза, что, естественно, не может не настораживать в плане ввоза лекарственных препаратов помимо таможенного контроля. Притчей во языцех стала реализация фальсифицированной и субстандартной фармацевтической продукции. Существенным здесь является не повышение уровня государственного контроля (что тоже немаловажно), а более требовательный подход внутри самой аптеки или фармацевтической фирмы. Зачастую даже визуального контроля достаточно, чтобы усомниться в подлинности того или иного препарата, однако даже это делается далеко не всегда, что вызывает впоследствии излишние затраты аптеки на проведение лабораторных исследований.

Процесс создания и становления инспекции, как и любое новшество, имел свои трудности, в первую очередь, связанные с передачей контрольно-аналитической лаборатории и другого имущества из ведения объединения «Фармация» в подчинение инспекции. В настоящее время инспекция не имеет собственного здания и вынуждена располагаться в арендуемом помещении. Сложная финансовая ситуация в государстве не могла не сказаться и на материально-техническом обеспечении Одесской инспекции. Так, в условиях скудного бюджетного финансирования, руководство инспекции вынуждено было искать средства на приобретение крайне необходимой оргтехники, лабораторного и другого оборудования, литературы во внебюджетных источниках, в том числе и за счет собственной хозяйственной деятельности. Однако в 1999 году государственным органам на законодательном уровне было запрещено иметь внебюджетные счета и распоряжаться полученными за счет собственной хозяйственной деятельности средствами. По мнению начальника инспекции Ивана Лукьянчука, в условиях ограниченного бюджетного финансирования, эта норма нуждается в пересмотре.

Благодаря активности руководства, инспекция взяла на себя функции координатора фармацевтической деятельности в регионе. Так, с участием Одесской областной ассоциации фармацевтов, издается и бесплатно распространяется бюллетень «Аптечный вестник», предоставляющий информацию по юридическим вопросам ведения фармацевтической предпринимательской деятельности, о регистрации лекарственных средств в Украине, по проблемам фармацевтического менеджмента и маркетинга и т. д.

Серьезное внимание уделяется и проблемам кадрового обеспечения фармацевтической деятельности. По соглашению с Институтом повышения квалификации провизоров НФАУ (г. Харьков) в Одессе организован месячный предатестационный цикл выездных курсов повышения квалификации провизоров и фармацевтов, по результатам которого производится аттестация фармацевтов. В этой сфере есть свои планы — планируется открытие фармацевтического факультета в Одесском медицинском университете.

В свете изложенного представляется, что у Одесской инспекции имеется достаточный кадровый, материальный и научный потенциал, который может противостоять нарушениям в сфере фармации, в том числе и контрабанде из Малой Арнаутской.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика