Логотип журнала "Провизор"








Два года реструктуризации: пора подводить итоги

С декабря 1998 года по февраль 2001 года действовал проект Tacis «Поддержка реструктуризации фармацевтической промышленности в Украине». Программа Tacis — это инициатива Европейского Союза по оказанию безвозмездного содействия переходу к рыночной экономике и демократическому обществу. Начала свою работу программа Tacis в 1991 году.

Проект, общая стоимость которого составила 1 млн 700 тыс. евро, реализовывался немецкой консалтинговой компанией СII Group AG и Министерством здравоохранения Украины.

На заключительной презентации проекта, состоявшейся 31 января в представительстве Европейской комиссии, руководитель проекта Вернер Гилсдорф ознакомил участников с его основными целями и результатами.

Общая цель проекта: обеспечение населения Украины лекарствами высокого качества по более низким ценам. Работа проекта была сфокусирована на нескольких основных векторах:

  • разработка общей стратегии развития отрасли;
  • оказание поддержки правительству с целью гармонизации нормативной базы со стандартами ЕС;
  • обеспечение практической поддержки в реструктуризации четырех предприятий-производителей и двух компаний оптовиков/дистрибьюторов.

При разработке стратегии развития фармацевтической промышленности был проведен углубленный анализ фармацевтического рынка Украины, а также подготовлены описания и сравнительный анализ фармрынков Украины, Германии, Польши и Казахстана.

В результате работы экспертов был подготовлен план действий для украинской фармацевтической промышленности, включавший краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные рекомендации. Значительная часть этих рекомендаций выполнена в ходе проекта. Краткосрочная стратегия предусматривала завоевание рыночных сегментов зарубежных компаний, которые сокращают свою деятельность в Украине (или оставляют украинский рынок). Украинские компании должны использовать эту возможность и заполнить освобождаемые ниши. С этой целью рекомендовано оптимизировать ассортимент продукции, усилить маркетинговую политику (сбыт, проведение маркетинговых исследований и поиск потенциальных партнеров). Следующая задача — перебросить ресурсы на развитие и маркетинг генерических препаратов с торговой маркой.

Учитывая ориентацию украинских производителей на выпуск генериков, очень важно проводить работу по завоеванию доверия потребителей и росту популярности «торговой марки» среди населения. Потребитель должен знать, что продукт с торговой маркой гарантирует качество. Это будет способствовать увеличению объемов продаж генериков с торговой маркой.

Эксперты Tacis рекомендовали перевести максимальное количество препаратов из статуса рецептурных в статус безрецептурных. Рынок безрецептурных препаратов растет быстрее и поэтому дает более широкие возможности для ведения бизнеса. Еще одна важная рекомендация — необходимо сосредоточиться на продаже лекарственных средств из перечня жизненно важных лекарств ВОЗ. Считается, что эти лекарственные средства необходимы для того, чтобы покрыть базовые потребности населения в лекарствах, и ВОЗ оказывает помощь в производстве таких лекарств. Рекомендуется также вести поиск новых показаний для уже существующих лекарств. К примеру, ацетилсалициловая кислота в дозе 500 мг давно используется для обезболивания, форма 80 мг используется для профилактики в кардиологии. Сначала лизиноприл использовался для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, сейчас используется для лечения заболеваний почек в диабетологии.

Согласно среднесрочной стратегии необходимо развивать совместные предприятия с западными фармацевтическими компаниями. Украинская фармпромышленность должна быть готовой к удовлетворению возрастающих потребностей населения в лекарствах намного лучше, чем сейчас. Потребности населения в лекарственных средствах могут быть лишь частично удовлетворены отечественными производителями, более того потребность в лекарствах таких фармацевтических групп, как онкологические, гипохолестеремические препараты почти полностью удовлетворяется иностранными производителями. На фармацевтическом рынке почти отсутствуют новые отечественные оригинальные препараты, поэтому фармацевтическая промышленность нуждается в доступе к западным ноу-хау. Учитывая эти факторы, необходимо тесное сотрудничество с западными компаниями. Началом такого сотрудничества могут стать совместные маркетинговые соглашения.

Важный шаг в среднесрочной стратегии — обеспечение постоянного поступления на рынок новых препаратов. Целью каждой компании должно стать внедрение 3–4 новых препаратов ежегодно.

Необходимо образовать стратегические союзы, к примеру, для совместных разработок, совместного маркетинга. Эти союзы в дельнейшем могут преобразовываться в совместные предприятия. Но слияние украинских компаний с западными маловероятно.

Не менее актуально начать подготовку для постепенного перехода производства на стандарты GMP. Фармацевтическая отрасль в целом и каждое отдельное предприятие должны разработать мастер-план для внедрения стандартов GMP ЕС, которое станет возможным только в случае принятия последовательного подхода, принимая во внимание такие факторы, как, к примеру, специфические продукты предприятия (например, производство антибиотиков более критично по качеству, чем производство витаминов), финансовые ресурсы, состояние производства, наличие высококвалифицированного персонала и т. д.

Долгосрочная стратегия включает мероприятия, рекомендуемые к реализации до конца 2002 года. Основные проблемы, которые придется решать фармацевтической промышленности на этом этапе, следующие: постоянно возрастающие требования органов здравоохранения и общества к продукции (органы регистрации лекарственных средств требуют все больше и больше данных, исследований и т. п.), усиливающееся регулирующее влияние правительства на сектор здравоохранения (регулирование цен и т. п.), уменьшение прибыли. Принимая во внимание вышеупомянутые проблемы, рационально основывать центры лоббирования интересов фармацевтической промышленности, в Украине уже создана Фармацевтическая ассоциация.

Экспертами рекомендовано сконцентрировать ограниченные ресурсы производителей на 4–5 фармакологических группах и стремиться завоевать в этих направлениях ведущие позиции. Создав вертикальную интеграцию, включающую поставщиков сырья, дистрибьюторскую сеть или розничные аптеки, компании могут усилить рыночные позиции.

Правительству предложено сформировать четкую, стабильную, прозрачную и надежную нормативно-правовую базу. Недавнее создание Государственного департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения позволило сконцентрировать ранее разрозненные службы в одном учреждении.

Способствует гармонизации украинской системы регистрации лекарств с западной и «Извещение заявителям», которое дает четкие указания всем сторонам, участвующим в регистрационном процессе. Существование этого документа будет способствовать внедрению стандартов ЕС, соблюдению условий CADREAC Group, конвенции PIC и ВОЗ. К положительным сдвигам в регулировании деятельности фармацевтической отрасли в Украине можно отнести публикацию первого тома Украинской Государственной Фармакопеи, гармонизированной с Европейской Фармакопеей, отмену системы двойного лицензирования и системы разных тарифов оплаты при регистрации для отечественных и импортных заявителей, а также оптимизацию процедуры перерегистрации лекарственных средств.

Для оказания практической поддержки в реструктуризации украинских предприятий были отобраны: «Киевмедпрепарат», «Киевский витаминный завод», «Красная Звезда» (Харьков), «Галычфарм» (Львов), «Альба» (Киев), «Мегаполис» (Харьков). Для этих компаний были разработаны и внедрены рекомендации, направленные на: усиление функции продаж; повышение качества, безопасности готовой продукции, так как структура предприятий не полностью удовлетворяет европейским требованиям; обеспечение качества фармацевтической продукции; оптимизацию профиля продукции для лучшего удовлетворения потребностей людей в лекарственных препаратах, а именно обновление ассортимента более эффективными препаратами; оптимизацию ассортимента продукции с точки зрения финансовой эффективности; повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов предприятия.

Шесть компаний, отобранных для участия в проекте, увеличили объемы продаж от 10 до 70%. Было прекращено производство устаревших препаратов, руководство стало лучше контролировать деятельность предприятий.

Проведенный анализ позволил руководству предприятий определить наиболее прибыльные виды продукции и перспективные направления развития.

Благодаря реорганизации складов и системы логистики, компании-дистрибьюторы фармацевтической продукции обрели возможность снизить расходы и инвестировать эти средства в развитие бизнеса. Для каждого предприятия составлено описание компании, включавшее информацию обо всех сферах деятельности, финансовый отчет, а также отчет о состоянии соответствия требованиям GMP/GDP. Интерес инвесторов, проявляемый в последнее время к предприятиям, свидетельствует об их более успешной деятельности и инвестиционной привлекательности.

Несколько примеров успеха.

АО «Галычфарм»

Объем реализации лекарственных препаратов вырос в 2000 году на 70% по сравнению с 1999 годом и составил почти 42 млн грн., причем рост продаж достигнут по всем лекарственным формам и с увеличением рентабельности реализованной продукции с 21% до 26%. Уровень бартерных операций снизился с 40% до 20%. Непрямой экспорт продукции предприятия достиг 50% реализации. Налажено эффективное управление товарно-материальными запасами, на уровне планируемого сбыта следующего месяца. Внедрен бюджетный процесс. Компания выплатила долговые обязательства. Проводятся необходимые ремонтно-восстановительные работы.

Реализация проекта имела и большое социальное значение. В 2000 году компания полностью погасила задолженность перед рабочими, заработная плата выросла в среднем на 20%, сотрудники стали получать регулярные премиальные выплаты.

Предприятие существенно улучшило качество продукции и добилось победы в конкурсе, проведенном среди украинских предприятий, на звание производителя наиболее качественной фармацевтической продукции в 2000 году.

Появились хорошие перспективы на реализацию инвестиционных проектов, поскольку инвестиционная привлекательность предприятия существенно повысилась.

АО «Красная Звезда»

Существенно, с 9,5 млн грн. в 1999 году до 12,5 млн грн. в 2000 году увеличились объемы реализации готовой продукции. Прибыльность реализованной продукции предприятия повысилась с 32% до 60%. Доля бартерных операций снизилась с 75% до 25%. Ведется активная модернизация лаборатории и капсульного цеха. Завершена модернизация вспомогательных цехов и технологических служб, направленная на снижение издержек производства.

Свидетельством значительного улучшения инвестиционной привлекательности предприятия стало его недавнее приобретение новым владельцем.

ЧФ «Мегаполис»

В 2000 году компания увеличила объемы продаж на 50%, которые по итогам года составили 46 млн грн. Мегаполису удалось расширить свое присутствие на территории всей Украины, и в настоящее время компания имеет представительства в 16 крупнейших городах.

Компания осуществила большой объем инвестиций в реконструкцию складов для приведения их в соответствие с требованиями GDP.

Недавно компания разработала и начала внедрение компьютерной системы, которая позволяет практически полностью автоматизировать обработку заказов от клиентов.

Владимир Кривенок





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика