Логотип журнала "Провизор"








Последипломное образование в промышленной фармации: проблемы и перспективы

Владимир Загорий, заведующий кафедрой промышленной фармации Академии последипломного образования им. П. Л. Шупика, канд. фарм. наук, доцент

Уровень квалификации работников является одним из ключевых факторов, существенно влияющих на общую эффективность производства. В этом отношении особое значение имеет профессиональная подготовка работников и создание условий для повышения их квалификации. Даже в условиях низкоэффективного социалистического производства этому вопросу государство уделяло значительное внимание. В последнее время проблема повышения квалификации работников, их переквалификация приобрела еще большую актуальность в связи с интеграцией Украины в Европейский Союз, что предусматривает мероприятия по гармонизации регуляторной и законодательной базы нашего государства с законодательством Европейского Союза. Правительством Украины принят ряд законодательных актов, направленных на утверждение стратегии интеграции Украины в Европейский Союз, в частности постановление Кабинета Министров Украины от 19.03.1997 г. № 244 «О мерах поэтапного внедрения в Украине требований директив Европейского Союза, санитарных, экологических, ветеринарных, фитосанитарных норм и международных и европейских стандартов».

В связи с этим необходимым является внедрение в медицинскую и микробиологическую промышленность норм и правил GMP, неотъемлемым и обязательным требованием которых является система подготовки, переподготовки и аттестации кадрового состава. Особое внимание к вопросу повышения квалификации объясняется и тем, что в результате снижения уровня организации производства на многих предприятиях значительно снизился уровень квалификации работников. В критическом состоянии находится система профессионального обучения кадров на производстве. Если в 1990 году в Украине обучение на производстве проходили 4,5 млн чел., то в последние годы — только около 1 млн чел. Периодичность повышения квалификации персонала предприятий в Украине составляет в среднем 17 лет, тогда как в странах Западной Европы — не более 3–5 лет.

Таким образом, учитывая дальнейшую интеграцию Украины в Европейский Союз, а также исходя из острой потребности производства в высококвалифицированных специалистах, возникла необходимость создать соответствующую систему последипломного образования. В 1997 году при Киевской медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика была создана кафедра промышленной фармации совместно с базовым предприятием AО «Фармацевтическая фирма «Дарница». Деятельность кафедры направлена на достижение высокого уровня знаний и практических навыков специалистов фармацевтической отрасли.

До 1991 года в Украине не существовало последипломного образования специалистов промышленной фармации. В Советском Союзе был единственный институт — Ленинградский химико-фармацевтический, который имел курс последипломного образования. В течение года там обучалось 1–2 украинских специалиста. С провозглашением независимости Украина была лишена этого вида образования. Хотя необходимо, чтобы каждый врач, каждый провизор каждые пять лет проходил обучение с целью усовершенствования квалификации в высшем медицинском учебном заведении III-IV степени аккредитации. Киевская медицинская академия последипломного образования им. П. Л. Шупика (раньше — Киевский институт усовершенствования квалификации врачей) является ведущей в области последипломного образования и основным учебным центром по подготовке специалистов всех профилей. В академии работает 1,5 тыс. преподавателей, за год проходит обучение более 15 тыс. специалистов разных профилей, в том числе и работников фармацевтической отрасли. Однако, если врачи и провизоры аптечной сети проходят переподготовку каждые пять лет, то в промышленной фармации эта практика не получила распространения. Особенно это проявилось после разгосударствления многих предприятий отрасли в течение последнего десятилетия. Многие предприятия перешли на частную форму собственности, государственных предприятий осталось немного. Сложилось так, что государство прекратило финансирование системы подготовки кадров, а частные предприятия не заинтересованы в повышении квалификации специалистов. Однако, исходя из задекларированного вступления Украины в ЕС, возникла необходимость внести изменения в действующее законодательство, в частности принять международные стандарты, которые бы определяли уровень производства и качество продукции. Делать это нужно, имея соответствующую подготовительную базу. Существуют основные международные стандарты: GMP (надлежащая производственная практика), GLP (надлежащая лабораторная практика), GCP (надлежащая клиническая практика). Эти стандарты приняты в Европейском Союзе, потому возникла необходимость внедрения их у нас. Иначе для отечественных фармацевтических компаний будет закрыт выход на зарубежный рынок. Кроме того, низкое качество продукции категорически недопустимо на внутреннем рынке — ведь это касается здоровья и жизни граждан нашего государства.

В свое время предпринимались усилия для создания системы последипломного образования. При бывшем Госкоммедбиопроме были созданы так называемые курсы повышения квалификации работников промышленной фармации. Но, если говорить об уровне знаний, которые получали слушатели, а также об общем уровне обучения и уровне квалификации преподавательского состава, то возникают некоторые сомнения об эффективности такой системы последипломного обучения специалистов промышленной фармации. Можно ли говорить о результативности такого обучения, если вышеупомянутые курсы не имеют постоянного преподавательского состава и надлежащей производственной базы? Если лекции на курсах читают преподаватели-«почасовики», которые не были аттестованы для работы в учреждениях последипломного образования? Кроме того, в Положении об аттестации специалистов в сфере разработки, создания, производства, контроля качества и оптовой реализации лекарственных средств четко сказано, что квалификационная категория специалисту присваивается в том случае, если он получил образование в учебном заведении III или IV степени аккредитации. А только Киевская медицинская академия последипломной практики им. П. Л. Шупика является единственным учебным заведением в Украине, которому предоставлено право аттестации. Выпускникам курсов выдается свидетельство о получении последипломного образования без присвоения соответствующей категории. Можно с уверенностью сказать, что существующая на курсах система обучения — это устаревший метод преподавания, который удерживается на определенном уровне некоторыми заинтересованными лицами. Вне всякого сомнения, если бы Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медназначения при МЗ Украины не требовал от предприятий обязательной переаттестации специалистов, то курсы бы остались без слушателей, а затем — исчезла бы заинтересованность со стороны чиновников от медицины.

На кафедре промышленной фармации Киевской медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика организация учебного процесса базируется на учебных планах и программах по четырем специальностям: промышленная технология лекарственных средств; контроль качества лекарственных средств промышленного производства; промышленная фармация; биотехнология лекарственных средств. В стенах академии аттестуют специалистов-менеджеров промышленности лекарственных средств, инженеров-технологов промышленности лекарственных средств, химиков-инженеров, аналитиков промышленности лекарственных средств и провизоров общего профиля. Непосредственно на технологическом потоке, на базе фармацевтической фирмы «Дарница», проводятся практические занятия. Надлежащий уровень квалификации преподавателей, научно разработанные программы обучения, высокие требования к учебному процессу со стороны руководства кафедры обеспечивают необходимый результат. Однако одной из серьезных проблем остается проблема недокомплектации слушателей. Такой чрезвычайно важный вопрос, как последипломное образование работников промышленной фармации, был пущен на самотек. Оставаясь вне сферы внимания органов госуправления, государственные фармацевтические предприятия не посылают своих специалистов на курсы повышения квалификации, ведь затраты на последипломное обучение не предусматриваются их бюджетами. Частные предприятия считают такое обучение необязательным для своих работников, ведь за него необходимо платить из собственного кармана. Но почему фармацевт, работающий в аптеке, учится за счет государства, а такой же работник, занятый на фармацевтическом производстве, должен учиться за счет предприятия, на котором работает? Как результат — государство теряет возможность повышать уровень квалификации работников такой важной для системы здравоохранения отрасли, как промышленная фармация. Кабинет Министров принял постановление о том, что в 2002 году должна быть введена в действие система GMP. В соответствии с этими международными стандартами должны быть аттестованы все заводы и лаборатории по контролю качества. Однако у нас в течение длительного времени почему-то упорно игнорировали эти требования, без выполнения которых мы не сможем выйти на международный уровень. Сейчас ситуация начинает изменяться. Кафедра промышленной фармации ощутила внимание со стороны Департамента по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медназначения. Однако говорить о каких-то практических результатах пока что рано.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что последипломное образование, будучи существенным фактором повышения уровня квалификации работников промышленной фармации, требует сегодня более внимательного отношения со стороны соответствующих государственных органов. От этого в значительной мере зависит качество продукции предприятий промышленной фармации, а следовательно — и здоровье наших сограждан.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика