Логотип журнала "Провизор"








Роль аэсцина в реабилитации больных, перенесших реконструктивные вмешательства на магистральных артериях нижних конечностей

Н. А. Сафронков, В. Н. Шкуропат, 4 клиническое медицинское объединение, Днепропетровский городской центр сосудистой хирургии

Важной проблемой хирургии магистральных артерий нижних конечностей являются операции на бедренно-подколенно-берцовом (БПБ) сегменте. Причем проблемой являются не только тактические и технические аспекты оперативного вмешательства, но и дальнейшее ведение больных как в раннем, так и в отдаленном послеоперационном периоде.

Нами наблюдались 36 человек, перенесших реконструктивные операции на БПБ сегменте по поводу окклюзионно-стенотических процессов (ОСП) в магистральных артериях периферического русла.

Из общего количества больных 5 (13,1%) составили женщины, большинство которых страдали сахарным диабетом, остальные мужчины — 31 (86,9%) человек.

Основными способами диагностирования уровня развития ОСП явились, кроме осмотра больного и оценки анамнестических данных, рентгенконтрастная ангиография и ультразвуковое сканирование магистральных артерий.

Больные были сгруппированы по этиологическим признакам, по степени ишемии на момент операции и по виду оперативного вмешательства.

Так, основной причиной развития ОСП в магистральных артериях БПБ сегмента был атеросклероз, 21 (58,3%) человек. Вторую группу составили больные сахарным диабетом — 8 (22,2%) человек. В третью группу вошли больные, страдающие облитерирующим эндартериитом, 5 (13,9%) человек, четвертую группу составило 2 (5,6%) человека — это больные, страдающие облитерирующим тромбангиитом.

На момент операции у основного количества больных — 24 (66,7%) — была субкритическая ишемия нижних конечностей. Остальные 12 (33,3%) пациентов оперированы в состоянии «критической ишемии» нижних конечностей (II А-II-Б ст. по Савельеву), причина которой — острый тромбоз периферического артериального бассейна.

Основные виды реконструктивных операций на магистральных артериях нижних конечностей БПБ сегментов — это пластика берцовых артерий, 15 (41,7%) больных, бедренно-подколенно-берцовое шунтирование, 11 (30,6%), и артериализация венозного русла в бассейне задне-большеберцовых вен и вен стопы, 6 (16,7%). Кроме того, больным проводилась комплексная терапия, включающая экстракорпоральный плазмафорез.

В первой группе 10 (47,6%) больным выполнена пластика берцовых артерий, 8 (38,1%) — шунтирующие операции и 3 (14,3%) — артериализация венозного русла.

Во второй группе 5 (62,2%) больным выполнена пластика берцовых артерий и 3 (37,5%) — шунтирующие операции.

В третьей группе 3 (60%) больным выполнена артериализация венозного русла, а остальным 2 (48%) — поясничная симпатэктомия в сочетании с комплексной медикаментозной терапией.

В четвертой группе всем больным выполнялась поясничная симпатэктомия, которой предшествовала эпидуральная стимуляция спинного мозга в сочетании с экстракорпоральным плазмафорезом.

Результаты оценивались по объективным данным и по данным ультразвукового ангиосканирования артерий периферического бассейна.

Так, в первой группе у 14 (66,7%) больных были получены удовлетворительные результаты, у 4 (19%) наступил ретромбоз, но компенсация артериального кровотока позволила больным избежать ампутации. У 3 (14,3%) больных ретромбоз привел к нарастанию ишемии, в результате была выполнена ампутация нижней конечности.

Во второй группе у 6 (75%) больных получены положительные результаты, остальным 2 (25%) выполнили ампутацию нижней конечности.

В третьей группе у 3 (60%) больных наблюдались положительные результаты, а у 2 (40%) выполнены малые ампутации на уровне стопы.

У больных четвертой группы хорошие и удовлетворительные результаты наблюдались у 2 пациентов, что составило 100%.

Необходимо отметить, что у тех больных, которым назначался Аэсцин в пред- и послеоперационном периоде, не наблюдался постишемический отек дистальных отделов оперированной конечности, значительно уменьшился риск лимфореи из послеоперационных ран, что привело к уменьшению числа послеоперационных осложнений и сокращению периода ранней реабилитации оперированных больных. Так, из общего количества наблюдаемых у 6 (16,7%) пациентов, которым выполнялась артериализация венозного русла, наблюдался незначительный отек дистальных отделов оперированной конечности, который окончательно купировался на 7 сутки после операции.

Любое оперативное вмешательство на магистральных артериях часто приводит к появлению диффузных гематом в области послеоперационных ран, что является существенной проблемой в лечении больных в послеоперационном периоде.

Аэсцин применяли в до- и послеоперационном периоде, что позволило добиться отсутствия массивных диффузных гематом в послеоперационной ране. Кроме того, применение Аэсцина (гель) 3–5 раз в сутки на область послеоперационной раны позволило уменьшить болевой синдром и явления воспаления в вышеуказанной области, что достигалось благодаря фармакологическому действию диэтиламиносалицилата, входящего в состав препарата.

Прямое антикоагулянтное действие Аэсцина обусловлено гепарином, входящим в состав. Именно благодаря этому, нам удалось уменьшить инфицирование тканей в области диффузных гематом и купировать воспалительный процесс в послеоперационной ране.

Большое значение уделяется периоду реабилитации больных, перенесших реконструктивные операции на магистральных артериях периферического бассейна. Мы считаем, что без адекватной консервативной терапии, проводимой в амбулаторных условиях, отдаленные хирургические вмешательства на сосудах артериального бассейна не могут быть удовлетворительными, поскольку операции не являются методом лечения атеросклероза, сахарного диабета, облитерирующего эндартериита, а только устраняют их отдельные проявления.

Основным направлением консервативной терапии мы считаем, прежде всего, улучшение микроциркуляции за счет снижения адгезии тромбоцитов и лейкоцитов к сосудистой стенке; в число традиционных препаратов мы включили Аэсцин, который снижает адгезию нейтрофилов к сосудистой стенке и обладает антикоагулянтным действием, что позволяет выполнить поставленную задачу.

Кроме того, предотвращая снижение концентрации АТФ и увеличение концентрации фосфокиназы А2, Аэсцин защищает клетки тканей от «кислородного голодания», которое развивается вследствие прогрессирования ОСП периферических артерий.

Больным в реабилитационном периоде также проводилась коррекция нарушения липидного обмена, улучшение метаболических процессов, а также стимуляция развития коллатералей.

С целью облегчения выполнения рекомендаций больными, а также для большей информативности в процессе наблюдения, при выписке из стационара больным выдается диспансерно-реабилитационная карта, где указывается схема консервативного лечения на протяжении года, данные допплерографии, вид выполненного оперативного вмешательства и возможная динамика развития ОСП.

Таким образом, наблюдались 27 человек, которым удалось сохранить нижнюю конечность, у 8 (29,6%) пациентов сохранились трофические расстройства в виде эпителизирующихся трофических язв на стопе.

Больные наблюдались в течение года. За этот период ретромбоз отмечался у 4 (14,8%.) больных, причем 3 пациента относились к первой группе, а один больной ко второй. Для 2 пациентов повторные реконструктивные операции были эффективны. Двум другим выполнена ампутация нижней конечности.

У 8 (29,6%) больных, которые были выписаны из стационара с трофическими расстройствами, в течение года мы наблюдали полную эпителизацию трофических язв. Причем у тех больных, которые получали Аэсцин в сочетании с другими традиционными препаратами, отмечалось скорейшее заживление трофических язв, отсутствие отека дистальных отделов оперированной конечности, особенно у больных, перенесших артериализацию венозного русла, и у больных, которым выполнено шунтирование магистральных артерий подкожной веной по методу «in situ».

Таким образом, системный и квалифицированный подход к организации реабилитационного контроля за больными с окклюзионно-стенотическим поражением магистральных артерий, а также включение Аэсцина в традиционную медикаментозную схему лечения больных в до- и послеоперационном периоде позволило уменьшить количество осложнений в раннем послеоперационном периоде и получить положительные результаты в 85,1% случаев в отдаленном послеоперационном периоде.


Материал предоставлен фирмой ДФП «Фармаркет — Польфа Кутно»
01040, г. Киев, ул. Васильковская, 1, оф. 101, тел. (044) 230-60-52





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика