Логотип журнала "Провизор"








Роль негосударственного сектора в реформировании здравоохранения Украины

Под таким названием 10–14 октября в Ялте состоялась конференция, в работе которой приняли участие представители Комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения, материнства и детства, Министерства здравоохранения Украины, медицинских фирм, страховых компаний, а также главные врачи медицинских и стоматологических клиник.

Состояние вопроса о частном медицинском бизнесе и его законодательном регулировании осветил Виталий Черненко, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, материнства и детства. Он отметил существенную роль негосударственного сектора в охране здоровья населения Украины. Появляются негосударственные клиники, оснащенные высокотехнологичным оборудованием; значительно сократилась доля государственного сектора в фармацевтической промышленности и аптечной сети; негосударственные страховые компании обеспечивают функционирование пока еще небольшого отечественного рынка добровольного медицинского страхования. Но все же большая часть затрат на обеспечение охраны здоровья населения Украины остается за государством, которое одновременно должно создавать условия для развития негосударственного сектора. И в этом направлении делается немало: освобождены от НДС операции по реализации лекарственных средств, оказание медицинских услуг, принят Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства», цель которого создание конкурентной среды в данной сфере, обеспечение прозрачности процедуры закупки товаров, работ и услуг за государственные средства и их рациональное использование.

Закон Украины от 22 февраля 2000 г. «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» включает в понятие услуги, данное в ст. 1, и медицинское обслуживание. Это открывает возможности для конкуренции на тендерной основе за бюджетные средства между государственным, коммунальным и частным секторами системы здравоохранения, введение договорных начал, в том числе и в сфере медицинских услуг. По мнению докладчика, реализация положений данного закона требует принятия мер по изменению статуса учреждений здравоохранения путем предоставления им прав и обязанностей полноценного субъекта хозяйствования. Докладчик отметил, что в настоящее время в сфере здравоохранения Закон применяется только при осуществлении закупок лекарственных средств и медицинского оборудования и, к сожалению, практически не применяется в отношении закупок медицинских услуг. Это сдерживает развитие конкуренции между организациями, оказывающими медицинские услуги, развитие договорных отношений, в силу которых устанавливается ответственность медучреждений и врачей за предоставление конкретно определенных покупателем объема, качества и ассортимента услуг по согласованной и установленной цене.

С докладом «Перспективы развития обязательного медицинского страхования в Украине» выступил Василий Григорович, начальник Управления медстрахования и новых медицинских технологий Министерства здравоохранения Украины.

7 июня 2001 года Верховной Радой Украины принят в первом чтении проект закона «Об общеобязательным государственном социальном медицинском страховании», вынесенный на рассмотрение депутатом А. И. Франчуком. Этот законопроект разработан в соответствии с Конституцией Украины и Основами законодательства об общеобязательном государственном социальном медицинском страховании (далее — медицинское страхование). Цель закона — создание новых организационных форм и экономических механизмов обеспечения конституционных гарантий прав граждан Украины на охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования. Для этого ежегодно должны утверждаться государственная и территориальная программы медицинского страхования, которые будут устанавливать перечень и объем гарантированной медицинской помощи и условия ее оказания.

На первом этапе введения медицинского страхования предполагается, что основными плательщиками должны выступать работодатели. Для защиты интересов неработающих граждан государство через уполномоченные органы должно обеспечить поступление страховых взносов за эту категорию населения за счет поступлений в государственный бюджет Украины налога на добавленную стоимость, акцизного сбора на алкогольные напитки и табачные изделия.

По экспертным расчетам, для обеспечения финансирования медицинской помощи в полном объеме в фонд медицинского страхования должно поступить около 7 млрд грн.

Учитывая поэтапное внедрение законопроекта, установлен размер страхового взноса для работодателей и наемных работников при условии уплаты страховых взносов на паритетных началах. В случае уплаты страховых взносов по ставке 2% от фонда оплаты труда объем медицинской помощи, предоставляемой за счет страховщика, составляет 60%, по ставке 2,7% — 80%, 3,4% — 100%.

Согласно проведенным расчетам предусматривается привлечение бюджетных средств:

в 1 год в объеме 1 млрд 657 млн грн.

во 2 год — 2 млрд 225 млн грн.

в 3 год — 2 млрд 775 млн грн.

Исходя из того, что независимая система медицинского страхования должна контролироваться со стороны государства, предлагается усилить роль государства в этой системе. Устав фонда медицинского страхования должен быть четким и прозрачным уставом государственной организации, руководитель которой назначался бы Кабинетом Министров Украины и имел ранг государственного служащего. Здесь необходимо учитывать опыт создания пенсионного фонда. Только при таких условиях государство может контролировать и отвечать за деятельность этой организации перед населением.

Приказом Министерства здравоохранения Украины от 26 июня 2001 г. № 253 предусмотрено создание рабочей группы, которая в сжатые сроки должна разработать следующие документы:

  • проект базовой программы медицинского страхования;
  • формы типовых договоров об оказании учреждениями здравоохранения медицинской помощи согласно медицинскому страхованию;
  • методику расчета тарифов за медпомощь в системе медицинского страхования;
  • проект положения о правлении фонда медицинского страхования;
  • проект закона о размере базовых страховых взносов на медицинское страхование;
  • проект перечня медико-санитарных и оздоровительно-профилактических целевых программ и видов медпомощи, которые должны финансироваться за счет бюджетных ассигнований.

Всего в развитие положений закона предусмотрено разработать около 60 подзаконных нормативно-правовых актов.

Механизм должен заработать в 2004 году при условии принятия закона в 2001 г.

Введение медицинского страхования позволит обеспечить гарантированный объем медпомощи, изменить условия финансирования и деятельности учреждений здравоохранения.

На конференции также выступили: Вадим Горский, директор стоматологической клиники «Медлайф» («Частный медицинский бизнес — перспективы развития»), Валентина Коломоец, заместитель директора МСК «Надра» («Взаимодействие страховой компании с частными медицинскими фирмами») и Сергей Дориенко, депутат облсовета («Организация системы медицинской помощи населению Одесской области на солидарной общественной основе»).

Т. Колесник





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика