Логотип журнала "Провизор"








Здравоохранение Украины накануне парламентских выборов

Ю. Гордон, президент Ассоциации врачей Украины, заслуженный врач Украины, канд. мед. наук

За прошедшее десятилетие в результате кризиса, общественно-политических потрясений, неустойчивого развития экономики страны, недостаточного правового, ресурсного и финансового обеспечения мероприятий по сохранению общественного здоровья и развития здравоохранения произошло значительное ухудшение здоровья населения. По интенсивным показателям здоровья населения Украина переместилась в число развивающихся и отсталых в экономическом отношении стран.

В системе здравоохранения Украины накопилось много проблем, решение которых требует изменений государственной политики в области охраны здоровья населения и принятия адекватных мер на общегосударственном и региональном уровнях.

Здоровье — необходимое условие трудового потенциала, главный критерий эффективности государственного управления. Будущее нации определяется здоровьем нации. Вместе с тем этот показатель, согласно демографической ситуации в Украине, выглядит крайне неблагополучно. Смертность превышает рождаемость. Со времени провозглашения независимости численность населения Украины уменьшилась с 52 млн до 49,5 млн; в 2002 г. прогнозируется уменьшение до 48 млн. Сегодня средняя продолжительность жизни в Украине составляет — 62,3 года для мужчин и 73,2 года для женщин, что приблизительно на 9 лет меньше, чем в странах Западной Европы. В то же время затраты на здравоохранение уменьшились на 43% по сравнению с 1992 г.

Средства, выделяемые на здравоохранение, составляют всего 3% от валового внутреннего продукта. В то время как ст. 12 Основ законодательства Украины о здравоохранении называет необходимым минимумом финансирования — 10%. Очевидно, что этот показатель заимствован у стран Центральной и Западной части Европейского региона, где на нужды здравоохранения выделяется 10–12–14% от валового внутреннего продукта.

Выделяемых бюджетных средств недостаточно даже для сохранения сети государственных лечебно-профилактических учреждений и уникальных специализированных центров. Ресурсы и резервы здравоохранения близки к исчерпанию, и система охраны здоровья населения уже не в состоянии одна сдержать рост заболеваемости и преждевременной смертности, обеспечить полноценную медицинскую помощь всем нуждающимся.

Для реальной сбалансированности государственных гарантий медицинского обслуживания населения и финансового обеспечения, для сокращения размеров теневого рынка в здравоохранении нам не обойтись без внесения определенных корректив в конституционную норму о бесплатном обслуживании граждан. Необходимо, чтобы на всех уровнях: общегосударственном, региональном — было признано, что здоровье населения является важнейшим фактором успешного общественного развития и национальной безопасности страны, самым важным ресурсом для завершения проводимых реформ и обеспечения в последующем устойчивого развития государства. Следует добиться, чтобы Президент страны, Правительство, Министерство здравоохранения Украины сосредоточило свое внимание на вышеизложенном положении — о значении здоровья населения для полноценной жизнедеятельности страны.

Точнее это можно реализовать следующим образом: Президент берет всю медицину на себя, он должен заведовать медициной больше, чем Министр, а губернаторы, скажем так — губернатор здоровья. Это будет большим авторитетом для него и польза для дела.

В подтверждение вышесказанного о роли Президента в области охраны здоровья, можно процитировать генерального директора ВОЗ (бывшая премьер-министр Норвегии) госпожи Г. Х. Брутланд на IV (ХХ) Всероссийском Пироговском съезде врачей (Москва, 6–9 июня, 2001 г.): «… Министрами здравоохранения являются не только руководители соответствующего ведомства, а в первую очередь — Президент страны. Только они об этом не знают». А также слова директора Центра медицины катастроф республики Татарстан господина Фарта Ахмедовича: «Эта функция только правительственная. Правительство и лично Президент должны быть гарантом здоровья населения, а Минздрав правильнее было бы называть Министерством медицинских услуг, оно должно заниматься только лечебной политикой и не взваливать на себя технико-коммунальные заботы» (Медицина катастроф // Медицинская газета, № 59 от 10.08.2001 г.).

Врачи являются не посторонними наблюдателями, а основным звеном в обеспечении надлежащего качества медицинской помощи населению, что в общественном сознании приобретает значение и становится тем критерием, на основании которого люди судят о результатах реформ, нравственности проводимого политического и экономического курса развития страны.

Успешное функционирование системы здравоохранения, развитие врачебного самоуправления, полноценная профессиональная медицинская деятельность, надлежащее общественное признание медицинской профессии, изменение правового социального и экономического положения медицинских работников необходимы для обеспечения современного уровня качественной медицинской помощи.

Это хрестоматийное положение, к сожалению, не находит своего подтверждения в нашей современности. Уважение к медицине за последние 10 лет у нас значительно снизилось. Уважение к врачу, уважение к учителям потеряно, если не полностью, то в значительной степени. Медицинские работники превратились в нищих, не способны содержать свои семьи, не имеют возможности приобретать необходимые для сохранения и повышения профессионального уровня книги, выписывать научные журналы, профессиональные газеты и даже нормально питаться.

В стенах государственных лечебно-профилактических учреждений стала развиваться в уродливой форме «частная медицинская практика».

И поэтому наша основная задача, прежде всего, поднять на высоту должного общественного признания звание врача, уважение к врачу Украины.

Министерство здравоохранения (а вместе с ним и медицинская общественность) утратило возможность целенаправленного и систематического воздействия на общественное мнение путем формирования концепции здорового образа жизни, разъяснения населению (и Правительству) реальных проблем здравоохранения и необходимых по их преодолению действий. На сложившуюся ситуацию, несомненно, оказывает влияние частая смена министров здравоохранения (с 1990 г. сменилось 9 министров), что привело к потере централизованного контроля за качеством медицинской помощи населению.

Особого внимания требует вопрос о «реформе» здравоохранения, о которой твердят вот уже 10 лет. Однако объективный анализ показывает, что, если понимать под реформами целенаправленные действия по улучшению или совершенствованию системы здравоохранения и основных системных функций здравоохранения — науки, профилактики и лечения, а также общественных функций — кадров, ресурсов и управления, то реформ просто не было. А были антиреформы — снятие государством (обществом, Правительством) с себя ответственности за обеспечение права человека на здоровье; позже было разрушение социальной сферы; финансовая «ишемия» здравоохранения переходящая в «инфаркт»; разрушение единства и целенаправленности системы. И было безудержное раздувание нескольких реформаторских мифов. Децентрализация «бюрократического» советского здравоохранения. Системная вертикаль здравоохранения сломана. Минздрав Украины стал беспомощным, даже бесправным и никак не является ни лидером, ни защитником работников здравоохранения. У него нет власти, аппарат деморализован чехардой министров, условия работы ухудшаются, ресурсы исчезают.

До настоящего времени не решен вопрос о системе обязательного медицинского страхования. Казалось бы, первые шаги в этом направлении сделаны. Президент Украины издал Указ о проведении эксперимента по введению страховой медицины в Киеве и Киевской области, однако пока он остается на бумаге. Как сообщил собственный корреспондент «Медицинской газеты» г-н Василий Калита в публикации под названием: «Не все так просто в Министерском доме» (Медицинская газета» 08.08.2001 г., № 58) позиция Министерства по этому вопросу не известна (министр В. Ф. Москаленко). При таком подходе со стороны Министерства здравоохранения к решению проблемы о переходе к страховой медицине на федеральном уровне даже трудно предположить, сколько десятков лет потребуется, в то время как в странах СНГ эта проблема решена и все время находится в процессе совершенствования.

Реальной целенаправленной реформы первичного звена здравоохранения не получилось, настоящего системного анализа задач и интересов врача и пациента (семьи) не проводится. Только 20 июня 2000 г. Кабинет Министров принял Постановление № 989 «О комплексных мерах по внедрению семейной медицины в систему здравоохранения».

Постановление, в сравнении со странами СНГ, опоздало, как минимум, на 5–7 лет. Европейское региональное Бюро ВОЗ определило 2005 год как год перехода всех стран Европы на семейную практику, а 2005 год не за горами! Можно привести такой пример: Великобритании для перехода на общегосударственном уровне на семейную медицину необходимо было пятьдесят лет.

А сколько лет понадобится Украине?

К методам решения медико-экономических задач относится разработка и внедрение стандартизированных технологий медицинской помощи. Это основное направление повышения эффективности и качества работы. Для обеспечения постоянного контроля за качеством необходимо создать постоянно действующую систему контроля за качеством на всех уровнях — от Министерства здравоохранения (департамент по качеству) до участковых сельских больниц (комиссия по контролю качества).

Для стимулирования повышения качества медицинской помощи целесообразно размер заработной платы врачам определять не только согласно тарифным ставкам, а от объема и качества выполненной работы (такая система уже принята в системе здравоохранения Казахстана).

Важнейшим условием совершенствования организации медицинской помощи является обеспечение хозяйственной самостоятельности государственных медицинских организаций, предоставление им широких полномочий в вопросах использования имущества, оплаты труда персонала.

Нужно не только менять методы финансирования, но и статус медицинских учреждений. Необходимо создать новую организационно-правовую форму — государственную некоммерческую организацию и имущество, которое остается в государственной или коммунальной собственности, но закрепляется за организацией не на праве оперативного управления, как это сейчас предусмотрено для учреждений, а на праве хозяйственного ведения.

Необходимо безотлагательно начать решение проблемы участия населения в охране здоровья. Формирование престижного образа жизни, благотворительные или трудовые вклады, развитие «коммунального» здравоохранения — это только краткий перечень возможного участия населения в решении проблем охраны здоровья.

Важный вопрос — принятие закона «О защите прав пациента и прав врача». Права пациента четко определены в Лиссабонской декларации (1981 г.). Во всех европейский странах права пациента и врача защищены законодательством.

Проблема медицинского образования в Украине — в центре внимания правления Ассоциации врачей Украины (АВУ). Дважды наши предложения по этой проблеме (7.05.98г., № 92 и 22.05.00., № 32) направлялись в Министерство здравоохранения Украины. На первое обращение мы получили вежливый ответ, второе осталось без ответа.

Требуют пересмотра учебные программы. Назрела необходимость иметь факультеты, которые готовят специалистов со средним медицинским образованием. Необходимы факультеты по подготовке организаторов здравоохранения, компетентных в вопросах экономики, менеджмента и права. Все высшие учебные заведения должны иметь свои клиники. Это положение оправдано международной практикой. В Украине, к сожалению, этот вопрос не решается.

Поиск оптимальной модели подготовки медицинского работника привел к окончательному признанию необходимости непрерывного образования, которое выражается в изменении к концу 90-х годов основного принципа «от образования на всю жизнь» к формуле «образование через всю жизнь».

Анализ статистических данных, обсуждение вопросов подготовки, переподготовки и трудоустройства специалистов показывает, что основной проблемой, препятствующей решению кадровых вопросов отрасли, является узкое специализирование в здравоохранении.

В связи с этим в ближайшее время необходим принципиальный пересмотр номенклатуры путем резкого сокращения перечня специалистов.

Основными целями этого является:

  • принятие решения о подготовке специалистов по основным специальностям (врач общей практики, терапия, хирургия, акушерство и гинекология) для обеспечения первичного звена здравоохранения;
  • подготовка узких специалистов после соответствующего обучения по основным специальностям и строго в соответствии с запросами практического здравоохранения, гарантирующими их трудоустройство.

Вышеизложенные проблемы были предметом обсуждения на заседании правления Ассоциации врачей Украины. По итогам обсуждаемых вопросов (переход к бюджетно-страховой медицине, практике семейного врача, организации контроля качества, принятие законодательных актов о защите прав пациента и др.) нами в адрес Президента и Премьер-министра, Министерства здравоохранения направлялись соответствующие заявления. В ответ мы, как правило, получаем вежливые отписки такого содержания: «Благодарим за проведенную работу. При решении той или иной проблемы будут учтены Ваши предложения». К сожалению, ответы на наши заявления мы не всегда получаем, что лишает нас возможности ознакомить членов региональных ассоциаций врачей с позицией Минздрава по затронутой нами проблеме. Так, 27 апреля 2001 г. в г. Николаеве было проведено совместное заседание правлений Ассоциации врачей Украины и николаевских врачей, на котором обсуждалась следующая проблема: «Неотложные меры по совершенствованию управления отраслью здравоохранения». В заявлении от 27.05.2001 г. № 15, направленном нами в адрес Минздрава по обсуждаемой проблеме, были определены основные направления деятельности общегосударственного и регионального органов управления здравоохранением на ближайшие годы. Ответа от Минздрава до настоящего времени мы не получили. В бытность Ю. П. Спиженко, Р. В. Богатыревой министрами здравоохранения, на каждом заседании правления АВУ присутствовал сотрудник аппарата Минздрава.

Мы ищем пути контактов с руководством Министерства здравоохранения для решения основных задач, стоящих перед отраслью здравоохранения, так как цель у нас одна — способствовать улучшению положения с охраной здоровья граждан Украины.

Накануне парламентских выборов и выборов в местные органы самоуправления чрезвычайно важно, чтобы врачебное лобби формировалось из числа тех врачей, ученых, которые стоят на переднем крае здравоохранения, а также независимых врачей скорой медицинской помощи, реаниматологов, врачей общей практики (семейных), именно они не чураются и не боятся политики в том, когда это затрагивает их профессиональный долг, мешает оказывать людям надлежащую медицинскую помощь — лечебную, профилактическую, защищать и улучшать физическое, социальное и духовное здоровье граждан.

Будем надеяться, что при проведении предстоящих выборов на всех уровнях власти, врачебное лобби будет отвечать именно этим личностным качествам. В этом случае их деятельность на всех ветвях власти будет продуктивна, лоббирование станет одним из эффективных методов исправления и улучшения мер, способствующих сохранению здоровья граждан Украины.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика