Логотип журнала "Провизор"








Методические подходы к изучению процесса управления лекарственным обеспечением больных в условиях формирования рыночных отношений в системе здравоохранения

Вера Дячишин, канд. наук государственного управления, ассистент;
Василий Рудень, канд. мед. наук, доцент Львовский государственный медицинский университет имени Д. Галицкого

Социально-экономические преобразования, изменение методологии системы управления предприятиями различных форм собственности, т. е. переход народнохозяйственного комплекса страны на рыночные принципы управления, целиком и полностью касается перестройки системы здравоохранения как специфической области с подсистемой лекарственного обеспечения.

Актуальность этой проблемы возрастает в условиях дефицита бюджетных ассигнований на здравоохранение, неопределенного механизма внебюджетных источников финансирования, недостаточного нормативно-правового регулирования процесса производства и реализации отечественных лекарственных средств.

Цель научного исследования — изучение массовых явлений, так как в процессе наблюдений выявляются закономерности, характерные для генеральной совокупности исследуемого явления [10].

Методические подходы, организация и проведение данного научного исследования определены в соответствии с принципом системности, т. е. использования шести аспектов системного подхода, а именно: системно-компонентного (элементного), системно-функционального, системно-структурного, системно-интегрального, системно-коммуникационного и системно-исторического.

Рассматривая проблему единства медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных с позиций системного подхода, мы учитывали, что подсистема лекарственного обеспечения больных состоит из субъектов, которые находятся в тесных взаимоотношениях и создают соответствующую целостность и единство с другими подсистемами здравоохранения.

Объект данного исследования, по мнению А. М. Меркова и Л. Е. Полякова,— статистическая совокупность, состоящая из множества относительно однородных первичных элементов — единиц наблюдения (первичный элемент статистической совокупности), взятых вместе в определенных пределах времени и пространства [3]. Наблюдение, используемое в статистических расчетах научных исследований, является составной частью статистической совокупности, которая подлежит отдельной регистрации [6].

Следующим этапом статистического исследования является выбор места и определение сроков исследования. После этого назначаются исполнители и выбираются методы (виды) исследования.

При проведении данного исследования использованы следующие методы: исторический, структурно-логического анализа, статистический, медико-социологический, библиометрического и семантического анализа, моделирования, экспертных оценок, экономический, а также мониторинг лекарственных веществ.

Суть исторического метода заключается в связи теории и практики при изучении реальных факторов с учетом накопленного опыта.

Целесообразно одновременное использование исторического метода и метода научной абстракции, согласно которому при анализе системы управления лекарственным обеспечением принимаются во внимание лишь наиболее существенные стороны, характерные для данной проблемы в современных условиях перехода к рыночным отношениям. Также необходимо учитывать точки зрения разных авторов в изучении данного вопроса.

Статистические исследования состояния заболеваемости в условиях стационара базировались на ретроспективном анализе отчетно-учетной документации: «Медицинская карта стационарного больного» (Ф. № 003-0), «Журнал учета приема больных и отказов в госпитализации» (Ф. № 001-1), «Статистическая карта выбывшего из стационара» (Ф. № 066-0), «Отчет лечебно-профилактического учреждения» (Ф. № 20), статистических справочников показателей здоровья населения и работы лечебно-профилактических учреждений соответствующего профиля за анализируемый период с выкопировкой необходимых данных. Для статистической обработки и научного обоснования необходимо разработать специальные регистрационные статистические карты, куда бы заносились данные медицинской документации.

Кроме того, статистические исследования обязательно должны базироваться на анализе Государственного реестра лекарственных средств Украины, статистических данных Государственного Комитета медицинской и микробиологической промышленности Украины за соответствующий период, прайс-листов «Еженедельника «Аптека», публикаций и рекламных объявлений в специализированных изданиях, материалов медико-социологического исследования и результатов экспертных оценок.

Обязательным условием любого метода научного исследования является выбор достоверного числа наблюдений [8, 9, 11].

Так, количество вышеперечисленных статистических исследований рассчитывалось в соответствии с количеством статистических наблюдений по общепринятой формуле:

где: n — количество наблюдений,
P — ожидаемый показатель в %,
t — доверительная вероятность ошибки показателя Р,
q — дополнение к основному показателю,
D — максимальный размер ошибки выборки.

Если принять значение критерия достоверности t = 2, P = 50%, q = 50%, D = 5%, то количество необходимых статистических данных для выполнения данного научного исследования равняется 400 единицам. Итак, выявление соответствующих научных закономерностей по меньшей мере среди 400 единиц статистических данных по каждому параметру статистического исследования управления лекарственным обеспечением обеспечило обогащение информации с достоверностью полученных выборочных показателей в 95,0% (Р < 0,05).

Среди научных исследовательских приемов сложных медико-социальных и организационно-экономических проблем наиболее доступным и экономически оправданным является метод социологического исследования. Для сбора социологических данных использовался метод анкетирования.

С целью изучения путей формирования ограниченного перечня лекарственных средств, разрешенных для закупки лечебно-профилактическим учреждениям с целью рационального использования бюджетных ассигнований, рационально использовать метод экспертной оценки, для этого предназначена «Карта экспертной оценки рационального использования бюджетных ассигнований, выделенных на закупку препаратов в медицинских учреждениях».

Целесообразность внедрения информационно-коммуникационных связей (информация о лекарственных средствах) в системе управления лекарственным обеспечением больных подвергалась экспертизе в соответствии с обработанной и апробированной «Картой экспертной оценки потребности информационно-коммуникационных каналов территориального фармацевтического информационно-аналитического центра».

В качестве экспертов был выбран профессорско-преподавательский состав кафедр организации и экономики фармации и фармакологии Львовского государственного медицинского университета им. Д. Галицкого, а также опытные курсанты — провизоры предаттестационных циклов факультета последипломного образования этого же университета.

Полученные в процессе научного исследования статистические данные были сгруппированы в таблицы сбора и анализа материалов научного исследования в виде абсолютных величин, затем высчитывались относительные показатели в виде интенсивных и экстенсивных величин. Достоверность этих показателей устанавливали путем соответствующих расчетов средней ошибки (Тр) при вероятности безошибочного прогноза Рt = 0,95. Значимость отличий показателей, которые сравнивались между собой, подтверждали с помощью критерия t (Стъюдента).

Достоверность информации, полученной в результате медико-социологического исследования и экспертных оценок, подтверждалась соответствующим объемом исследований, правильной методикой подбора групп, а также анонимностью выполнения. Необходимое количество медико-социологических исследований, использованных в научном исследовании, рассчитано по формуле выборочного наблюдения для бесповторного отбора по методу А. Н. Колмогорова и соавт. [5, 7]:

где: n — число обследований,
Р — достоверность ошибки.

Поскольку в медико-социологических исследованиях допускают погрешность в пределах Р < 0,05 (т. е. не более 5%), число наблюдений должно составлять более 80 единиц.

При изучении отечественного рынка лекарственных препаратов предлагается использовать один из экономических исследовательских приемов, а именно позиционно-ценовой анализ, т. е. изучение в динамике количества позиций лекарственных средств на рынке и ценовой конъюнктуры препарата определенного производителя, а также количество предложений лекарственных средств — аналогов различных производителей.

При этом мы использовали такие показатели:

  • количество позиций лекарственного препарата по международному названию, которое включает количество наименований одного лекарственного средства, учитывая все торговые марки, разнообразие врачебных форм и доз;
  • количество предложений лекарственного средства (О): сколько раз встречается в прайс-листе одна позиция препарата; количество фирм, которые предлагали одну позицию лекарственного средства (Omin, Omax, Omean — соответственно минимальное, максимальное и среднее количество предложений);
  • полнота помесячного позиционирования (Rpos), как процентное выражение отношения количества позиций лекарственного препарата в определенном месяце к общему количеству позиций в год;
  • среднее ценовое предложение (Pmean) — средняя стоимость одной позиции лекарственного препарата;
  • коэффициент ликвидности цен (Cliq), рассчитываемый по формуле:

где: Pmax — самая высокая цена одной позиции антигипертензивного препарата;
Pmin — самая низкая цена препарата.

При проведении фармакоэкономического исследования процесса лечения больных необходимо использовать классический метод экономического анализа — функционально-стоимостный анализ, который заключается в изучении финансовых затрат на лечение больного в условиях стационара, обусловленных определенной группой (видом) заболеваний.

С целью изучения рекламно-информационного обеспечения врачей различных специальностей использованы библиометрический и семантический исследовательские приемы, что способствовало получению полной характеристики потока информации. В процессе исследования изучался комплекс показателей (динамика количества и объема публикаций, рейтинг научных коллективов, количество авторов на одну статью, перечень препаратов, которым посвящались публикации, и структура библиографических ссылок). Целесообразно использование библиометрического метода одновременно с мониторингом рекламных обращений. Мониторинговые исследования, в сравнении с методом социологических исследований, значительно шире по объему и в последние годы приобретают большую значимость при изучении рекламной активности фармацевтических препаратов в средствах массовой информации.

Мониторинг финансового периодического издания нужно проводить в пяти направлениях, а именно:

  • наиболее активные рекламодатели;
  • количество рекламных обращений;
  • объем рекламной площади;
  • формы сюжетных решений;
  • лекарственные средства как рекламные объекты.

При выполнении научного исследования следует для каждого года периодического издания определять коэффициент рекламы (Са) по формуле:

тогда как и рекламный индекс (Аі) высчитывали согласно формуле [1, 4]:

где: Aq — количество рекламных обращений за год;
C — годовой тираж журнала;
Nf — фактическое количество номеров в год;
Np — плановое количество номеров в год;
Gq — объем условно-печатных листов в год.

В соответствии с программой сбора научного материала нужно составить макеты статистических таблиц и провести математическую обработку на ЭВМ.

В условиях рыночных отношений особое значение для беспрерывного развития системы здравоохранения с точки зрения научного исследования и прогнозирования является моделирование, которое основывается на изучении не самого объекта непосредственно, а подобного, аналогичного, более удобного для изучения.

На сегодняшний день при выполнении научного исследования актуальным и оправданным является метод описательного моделирования процессов управления лекарственным обеспечением больных в соответствии с общей схемой математического моделирования на основании теории графов [2, 12]:

т. е. от объекта «Об» (в нашем случае от существующей системы управления лекарственным обеспечением больных или информационным обеспечением врачей различных специальностей) через модель «М» (через блок научной, директивной и собственной информации) к новому оптимальному варианту объекта «Оn» (система управления формированием спроса и стимулированием сбыта группы препаратов, управление лекарственным обеспечением больных, алгоритм организации маркетингового канала лекарственного обеспечения, информационно-коммуникационные связи в системе управления лекарственным обеспечением населения).

Таким образом, исходя из цели, предмета, объектов и задач научного исследования, нами поэтапно разработана и практически апробирована комплексная методика углубленного изучения и анализа системы управления лекарственным обеспечением больных, которая включает специально обработанные методические подходы и методы научного исследования, а также программное обеспечение обработки полученных научных данных. Естественно, что данная программа научного исследования может быть использована и в случаях решения проблем относительно медико-социологических исследований других нозологических форм заболеваний и других направлений научного исследования.

Литература

  1. Громовик Б. П., Гром О. Л., Сятиня М. Л. Моніторинг рекламної активності у «Фармацевтичному журналі» // Фармац. журн.— 1997.— № 5.— С. 13–17.
  2. Ластед Л. Введение в проблему принятия решений в медицине.— М.: Мир, 1971.— 160 с.
  3. Мерков А. М., Поляков Л. Е. Санитарная статистика: Пособие для врачей.— Л.: Медицина, 1974.— 384 с.
  4. Методика статистического исследования: Учебно-метод. рек. Вып. 1. План и программа статистического исследования.— Хабаровск, 1972.— 31 с.
  5. Поляков Л. Е., Малинский Д. М. Метод клинической вероятности оценки состояния здоровья (опыт построения модели и решение задачи на ЭВМ)
  6. Рудень В. В. Методические подходы к изучению деятельности стационаров на дому // Лікарська справа.— 1995.— № 7–8.— С. 141–145.
  7. Санитарная статистика. Ч. 1: Методика статистического исследования / Под ред. И. Случанко.— М., 1981.— 118 с.
  8. Системный подход к организации лечебно-профилактической помощи взрослому городскому населению / В. И. Кант, В. З. Кучеренко, М. М. Нефедова и др.— М.: ЦОЛИУВ, 1984.— 64 с.
  9. Случанко И. С., Логинов Е. А. Анализ деятельности стационара и управление больницей: Учебное пособие.— М., 1979.— 52 с.
  10. Социальная гигиена и организация здравоохранения. 2-е изд. / Под ред. А. Ф. Серенко, В. В. Ермакова.— М.: Медицина, 1984. — 102 с.
  11. Статистические методы исследования в медицине и здравоохранении / Под ред. Л. Е. Полякова.— Л., 1971.— 72 с.
  12. Томашевський В. М. Імітаційне моделювання систем і процесів: Навч. посібник.— К.: ІСДО, 1994.— 124 с.
  13. Шиган Е. Н. Методы прогнозирования и моделирования в социально-гигиенических исследованиях.— М., 1986.— 207 с.
  14. Шиган Е. Н. Системный анализ в здравоохранении.— М.: ЦОЛИУВ, 1982.— 70 с.
  15. Шиган Е. Н. Статистические методы и вычислительная техника в социально-гигиенических исследованиях.— М.: ЦОЛИУВ, 1977.— 38 с.
  16. Шиган Е. Н., Случанко И. С. Системный подход к оценке деятельности учреждений здравоохранения.— М.: ЦОЛИУВ, 1985.— 23 с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика