Логотип журнала "Провизор"








SWOT-анализ сбытовой деятельности фирм-импортеров наркотических лекарственных средств в Кыргызстане

А. А. Кудайкулова, канд. фарм. наук,
Государственная комиссия при Правительстве Кыргызской Республики по контролю за наркотиками

Маркетинговая сбытовая политика предусматривает анализ возможных вариантов поставки различных товаров и разрабатывает те из них, которые обеспечивают наибольшее удовлетворение потребительских предпочтений и получение максимальных хозяйственных результатов на всех участках реализации продукции. В рамках сбытовой политики субъекты предпринимательской деятельности должны реализовать следующие направления:

  • определение стратегии сбытовой политики и политики организации каналов товародвижения во взаимосвязи с основными задачами общей маркетинговой стратегии фирмы;
  • определение методов сбыта и типов каналов товародвижения, их сочетание по различным группам товаров и сегментирование рынка;
  • определение числа уровней канала товародвижения, т. е. числа участников сбыта или посредников по всей сбытовой цепочке;
  • выбор системы управления каналом сбыта, формы правовых и организационных отношений;
  • определение главенствующей роли одного из участников канала товародвижения (фирмы-производителя или торговой фирмы);
  • установление ширины канала товародвижения, т. е. числа независимых участников сбыта на отдельном этапе сбытовой цепи канала товародвижения;
  • определение уровня интенсивности канала товародвижения;
  • определение оптимальной структуры комбинирования и сочетания различных каналов сбыта по всему ассортименту выпускаемой продукции.

В последнее время одновременно с привычными каналами товародвижения используются вертикальные маркетинговые системы (ВМС). В отличие от традиционных каналов, ВМС состоят из производителя, одного или нескольких оптовых фирм, действующих как единая система, в то время как традиционные каналы — это совокупность самостоятельных фирм, торговых предприятий и др. В ВМС один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей полное сотрудничество. В этой связи существует несколько типов ВМС:

  1. Корпоративные ВМС. В рамках корпоративных ВМС последовательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении (т. е. в рамках единой организационной структуры одной фирмы).


  2. Договорные ВМС. Договорные ВМС состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями координирующих программ деятельности для совместного достижения большей экономии и получения значительных коммерческих результатов.

    Договорные ВМС в свою очередь бывают трех типов:
    • добровольные цепи розничных торговцев под эгидой оптовиков;
    • кооперативы розничных торговцев;
    • организации держателей привилегий.

    Типичная структура «добровольных цепей» — это ассоциация розничных торговцев, объединение оптовых торговцев и закупочный центр.

  3. Управляемая ВМС. Координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников. Например, фирма-оптовик имеет настолько мощную материальную базу и развитую сеть баз и складов, что может добиться сотрудничества с фирмой-производителем и розничными торговцами. В настоящее время на фармацевтическом рынке Кыргызстана примером данной системы является ООО «Неман», имеющее развитую аптечную сеть во всех регионах республики и являющееся представителем ряда европейских заводов-производителей, в том числе «АО Гедеон Рихтер», «Никомед».

Цель нашего исследования — проведение SWОТ-анализа сбытовой деятельности фирм-импортеров наркотических лекарственных средств (НЛС) как одной из составляющих системы контроля законного оборота наркотиков.

Для этого нами проведена систематизация основных элементов сбыта наркотических анальгетиков, в результате чего выявлены преимущества и недостатки фирм-импортеров НЛС. Для этого использован метод «SWОТ» (strength — сила, wearness — слабость, орроrtunities — возможности, threats — угрозы).

Предмет исследования — деятельность основных фирм-импортеров НЛС в Кыргызстане — АО «Фармация» и ООО «Неман». Система снабжения НЛС характеризуется двухуровневым каналом товародвижения в г. Бишкек и Чуйской области и трехуровневым — в остальных областях республики. За последние 2 года ООО «Неман» вышло на первое место по импорту НЛС, что свидетельствует об удачном сочетании принципов социально-этического маркетинга и рыночных интересов.

Результаты проведенного нами SWOT-анализа сбытовой деятельности фирм-импортеров НЛС представлены в таблице.

Сравнение сильных сторон деятельности фирм свидетельствует о некоторых преимуществах сбыта АО «Фармация», связанных с обеспечением информированности потребителей о наличии наркотических анальгетиков на фирме. В то же время ООО «Неман» обеспечивает сильные позиции фирмы за счет имиджа компании, системы вознаграждения и поощрения сотрудников. Перспективы развития сбытовой политики обеих фирм обусловлены состоянием здравоохранения, демографической структурой населения, развитием рыночных отношений, возможностью применения различной политики ценообразования и др. Для ООО «Неман» характерна работа на условиях консигнации с заводами, что формирует благоприятную сторону ее деятельности.

Общими слабыми сторонами импортеров в системе сбытовой деятельности НЛС являются:

  • политика государства в области ценообразования (так, например, в республике взимается налог на добавленную стоимость для импортируемых медикаментов в размере 20 %, который отсутствует в соседних центральноазиатских республиках и обусловливает ценовую выгоду ввозимым контрабандным медикаментам на черном рынке);
  • ограниченное использование тактик ценообразования;
  • отсутствие в штате фирм специалистов по маркетингу.

Руководству обеих фирм необходимо приложить усилия по последним двум позициям, зависящим только от осознания необходимости собственной маркетинговой службы. Иначе будет происходить дальнейшее нерегулярное и непрогнозируемое снабжение населения республики наркотическими анальгетиками.

Таким образом, нами осуществлен SWOT-анализ субъектов системы сбыта НЛС в Кыргызстане с учетом объективных составляющих, что позволяет снизить риск сбытовых операций, обеспечивает оптимальное управление и контроль законного оборота наркотических анальгетиков в республике.

Результаты проведенного анализа используются при реализации разработанной стратегии контроля законного оборота НЛС с учетом сильных и слабых сторон субъектов рынка, возможностей и наиболее уязвимых мест компаний с позиции внутренних ресурсов, а также окружающей конкурентной среды.

Таблица

SWOT-анализ деятельности фармацевтических фирм Кыргызстана

S
Cильные стороны
O
Возможности
W
Слабые стороны
T
Угрозы
АО «Фармация»
  • наличие специального разрешения на деятельность с НЛС;
  • выполнение фирмой договорных обязательств;
  • рост заболеваемости населения;
  • информированность потребителей о наличии наркотических анальгетиков на фирме;
  • рекламные кампании деятельности фирмы;
  • способность обслуживать дополнительные группы покупателей при их финансовой состоятельности;
  • методы продаж (розничная, оптовая).
  • реальные возможности расширения маркетинговых стратегий с выводом на рынки новых товаров;
  • развитие рыночных отношений в экономике,
  • возможности применения различных тактик ценообразования;
  • состояние здравоохранения;
  • демографическая структура населения%
  • техногенный характер современного общества;
  • ценовая конкурентоспособность;
  • имидж компании, узнаваемость и восприятия позиции фирмы;
  • доля рынка;
  • уменьшение затрат на оборот наркотических анальгетиков;
  • влияние и контроль над конечным рынком НЛС;
  • система вознаграждения и поощрения сотрудников;
  • ассортимент НЛС;
  • работа агентов по продаже.
  • недостатки системы обязательного медицинского страхования (ОМС);
  • политика государства в области ценообразования;
  • «эластичность» спроса на наркотические анальгетики;
  • ограниченное использование тактик ценообразования;
  • отсутствие в штате фирмы специалистов по маркетингу;
  • высокая текучесть кадров.
  • низкая платежеспособность населения;
  • постоянный рост уровня инфляции;
  • нестабильность финансового положения организаций-покупателей;
  • низкое пенсионное обеспечение;
  • наличие существующих и появление новых организаций-конкурентов;
  • рост безработицы;
  • невыполнение покупателями договорных обязательств;
  • минимум социальных льгот населению;
  • высокие таможенные пошлины на импорт ЛС;
  • товарная и ценовая политика фирм-конкурентов;
  • снижение объемов импорта, ассортимента и объемов продаж наркотических анальгетиков.
ООО «Неман»
  • наличие специального разрешения на деятельность с НЛС;
  • выполнение фирмой договорных обязательств;
  • имидж компании, узнаваемость и восприятие позиции фирмы;
  • система вознаграждения и поощрения сотрудников;
  • способность обслуживать дополнительные группы покупателей при их финансовой состоятельности.
  • реальные возможности расширения маркетинговых стратегий с выводом на рынки новых товаров;
  • развитие рыночных отношений в экономике;
  • возможности применения различных тактик ценообразования;
  • работа фирмы на условиях консигнационного склада заводов-изготовителей;
  • информированность потребителей о наличии НЛС на фирме;
  • состояние здравоохранения;
  • демографическая структура населения;
  • доля рынка;
  • уровень издержек на оборот наркотических анальгетиков;
  • рекламные кампании фирмы;
  • ассортимент НЛС.
  • незначительное использование тактик ценообразования;
  • отсутствие в штате фирмы специалистов по маркетингу;
  • политика государства в области ценообразования;
  • техногенный характер современного общества;
  • «эластичность» спроса на НЛС
  • низкая платежеспособность населения;
  • нестабильность финансового положения организаций-покупателей;
  • товарная и ценовая политика фирм-конкурентов;
  • постоянный рост уровня инфляции;
  • рост безработицы;
  • невыполнение покупателями договорных обязательств;
  • минимум социальных льгот населению;
  • высокие таможенные пошлины на импорт ЛС;
  • низкий уровень пенсионного обеспечения;
  • снижение объемов импорта, ассортимента и объема продаж наркотических анальгетиков.

Литература

  1. Дремова Н. Б. Маркетинговое планирование в фармации (практическое руководство по разработке плана маркетинга для фармацевтической организации).— Москва: Профессионал Центр, 1999.— 50 с.
  2. Мнушко 3. Н. Сбытовая деятельность фирм // Маркетинг в медицине и фармации.— Бишкек: «Айбек», 1999.— С. 63–71.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика