Логотип журнала "Провизор"








Государственное регулирование цен на лекарственные средства: проблемы и перспективы

А. С. Немченко, Л. В. Галий, Национальная фармацевтическая академия Украины

Законодательные гарантии медикаментозной помощи, большая социальная значимость лекарств в профилактике и лечении больных требуют, как свидетельствует отечественный и мировой опыт, государственного регулирования цен.

Сегодня цены на лекарственные средства слабо контролируются со стороны государства. Так, под давлением Международного валютного фонда в конце 1996 года были отменены полномочия органов местной власти по установлению предельного уровня торговой наценки (постановление КМУ № 1548 от 25.12.96 г.). Позже отрицательные аспекты такого решения заставили возобновить частичное регулирование цен по 91 наименованию лекарственных средств (постановление КМУ № 747 от 15.07.97 г.) приказы Минздрава и Минэкономики Украины № 265/101 от 01.09.97 г. и № 239/117 от 27.09.99 г. Этими перечнями ограничивается вмешательство государства в систему формирования цен на медикаменты.

С целью обеспечения экономической доступности лекарств для широких слоев населения Украины, государственная политика регулирования как фармацевтического рынка, так и цен должна проводиться, прежде всего, по номенклатуре жизненно необходимых (основных) лекарственных средств. Речь идет о создании национального перечня основных лекарственных средств (ОЛС), разумеется, единого в отличии от сегодняшней ситуации, когда для регулирования цен действует один перечень, для закупок лекарств за бюджетные средства — другой, а обязательный перечень для аптек — третий. И что интересно, все они практически не учитывают рекомендации ВОЗ.

Напомним, что по определению ВОЗ, ОЛС — это лекарственные средства, которые удовлетворяют потребностям охраны здоровья большинства населения и поэтому должны быть в постоянном наличии в необходимых количествах и по цене, доступной как для отдельных лиц, так и для общества в целом. Концепция ОЛС разработана Всемирной организацией здравоохранения с целью оказать содействие национальным системам здравоохранения, особенно в развивающихся странах, в регулярном обеспечении большинства населения основными жизненно необходимыми средствами. ВОЗ поддерживает эту концепцию уже более 20 лет и активно пропагандирует до настоящего времени. Последний, одиннадцатый перечень ОЛС, состоит из 300 наименований препаратов, которые используются для лечения 95% нозологий. Разработка национального перечня ОЛС должна базироваться на основе структуры заболеваемости населения в Украине, числа и уровня оснащенности лечебно-профилактических заведений, подготовки и опыта специалистов отрасли, финансовых ресурсов, демографических, экологических и генетических факторов. В дальнейшем национальный перечень ОЛС должен быть использован для обоснования рационального потребления медикаментов на основе повсеместного внедрения формулярной системы, а также при введении обязательного медицинского страхования.

Конечно, это огромная работа, которая потребует радикального реформирования системы здравоохранения Украины.

В мире существуют два механизма государственного регулирования цен на медикаменты.

— Первый — государством устанавливаются единые розничные цены на лекарственные средства, деятельность аптек регулируется через уровень торговых скидок с розничных цен, предельный уровень которых фиксируется в справочнике, например, в Vidal;

— Второй — розничные цены на лекарственные средства формируются на основе торговых наценок к оптовым ценам. При этом уровень оптовых цен на ОЛС декларируется производителями и дистрибьюторами, а предельный уровень торговых наценок устанавливается государством для всех аптек независимо от региона и форм собственности.

Следует отметить, что государственное регулирование цен на лекарственные препараты неразрывно связано, прежде всего экономически, с льготами по налогообложению фармацевтических и аптечных предприятий, как правило, по номенклатуре ОЛС, финансовой поддержкой, например, дотациями, а также системами обязательного и добровольного медицинского страхования.

В Украине с 1992 года действовал другой региональный механизм установления торговых наценок, который с 1997 года распространяется только на ограниченный перечень лекарственных препаратов.

Как показывает опыт регулирования торговых наценок без контроля оптовых цен на отечественные и импортные лекарственные средства, такой механизм является неэффективным. Например, по жизненно необходимым препаратам, цены на которые регулируются, бывают ситуации, когда оптовые цены отличаются на 20–25%, при этом предельный уровень торговой наценки составляет 28–30%. Возникает закономерный вопрос: если вариация оптовых цен соизмерима с предельным уровнем торговой наценки, какой же смысл в таком регулировании?

Онкологический препарат «Эндоксан» фл. 0,2 № 10 (AWD, Германия), вариация оптовых цен от 124,65 грн. (скидка 4,2%, «Фалби», Киев) до 151,04 грн. (наценка 16,1%, «БАДМ», Днепропетровск).

В Украине выпускается аналог «Циклофосфан» фл. 0,2 № 1, базовая оптовая цена — 3,68 грн., вариация оптовых цен от 3,1 грн. (скидка 15,5%, ВВС, Киев) до 3,68 грн. («Интерфарма», Киев).

Противодиабетический препарат «Манинил» 5 мг № 120 (Berlin Chemie, Германия) вариация оптовых цен от 7,81 грн. (скидка 2,3%, «Медопт-АБС», Днепропетровск) до 8,8 грн. (наценка 10%, «БАДМ», Днепропетровск). Отечественный аналог «Глибенкламид» таб. 5 мг № 50 («Здоровье»): базовая оптовая цена составляет 1,4 грн., вариация оптовых цен от 1,18 грн. (скидка 15,7%, «Мегаполис», Харьков) до 1,51 грн. (наценка 7%, «БАДМ», Днепропетровск).

Для отечественного фармацевтического рынка характерны скидки с оптовых цен 10–15%, а то и выше — до 30%, что сразу вызывает вопросы обоснованности оптовых цен.

Для аптек возникает другой немаловажный вопрос: от какой цены все же формировать розничную цену? От базовой оптовой цены или оптово-отпускной. В каждом регионе данный вопрос соответствующими структурами власти трактуется по-своему, им дано на это право, так как в нормативных документах отсутствует четкое определение порядка формирования розничных цен. Поэтому в Харькове считают, что надо «плясать» от оптово-отпускной цены, в Киеве — от базовой оптовой. По-нашему мнению, в нормативные документы необходимо ввести понятие базовой оптовой цены для отечественных и импортных лекарственных средств, от которой формируется розничная цена.

Анализ оптовых цен на лекарственные средства свидетельствует не только о вариации, но и о необоснованном расчете. Для фармацевтического рынка Украины в современных условиях характерна политика «высоких скидок». Так, в отпускные цены отечественные производители и фирмы-импортеры закладывают максимально возможную прибыль, риски, расходы представительств. Это позволяет фирмам-оптовикам отпускать некоторым аптекам медикаменты по демпинговым ценам (для отечественных лекарственных средств — ниже официально заявленных базовых оптовых цен, а для импорта — ниже таможенной стоимости), таким образом искусственно уменьшается налогооблагаемая прибыль, а главное — разрушается рынок.

В связи с тем, что государственная политика Украины в области лекарственного обеспечения и организации фармацевтической отрасли формируется с ориентацией на требования ЕС, интересным представляется изучение различных подходов к фармацевтическому ценообразованию и возмещению стоимости лекарственных препаратов в этих странах. По решению проблемы ценообразования на медикаменты страны ЕС можно разделить на две группы.

  1. Страны, где цены жестко регламентируются и контролируются государством. Здесь цены относительно низкие, а потребление на одного человека (по стоимости и по количеству наименований) высокое. Например, Франция, Бельгия, Италия
  2. Страны, где цены устанавливаются практически свободно. Как результат — стоимость медикаментов в этих странах очень высокая и потребление ограничено. Это Англия, Голландия и Германия.

Более подробно хотелось бы остановиться на национальной системе фармацевтического ценообразования Бельгии. Регламентацией цен на медикаменты здесь занимается не Министерство здравоохранения, как в большинстве стран, а Министерство экономики (создана специальная Комиссия по ценам на медикаменты, в которую входят представители всех заинтересованных сторон).

Структура розничной цены на лекарственные препараты в Бельгии представлена на рисунке.

А — оптовая цена фармацевтической промышленности,
Б — торговая наценка оптового звена (13,1%), максимально 88 бельгийских франков,
В — торговая наценка розничного звена (31%), максимально 300 бельгийских франков,
Г — налог на добавленную стоимость (6%)

За последние двадцать пять лет цены на медикаменты в Бельгии выросли значительно меньше, чем на другую продукцию и услуги в сфере здравоохранения. Для сравнения: индекс роста цен на товары широкого потребления составил 242,85%, медицинские услуги — 299,13%, стоимость стационарного лечения — 441,14%, индекс роста цен на медикаменты за тот же период — 193,85%

Регулирование цен в Бельгии осуществляется на основе трех типов правил.

Первый режим цен распространяется на лекарственные препараты, не подлежащие возмещению (ни одна из форм которого не предписывается рецептом — медикаменты широкого потребления). Цены на вновь созданные медикаменты определяются производителем, при подтверждении оригинальности препарата. Любой запрос о повышении цены направляется в Службу цен и рассматривается в 60-дневный срок. Запрос сопровождается обоснованием повышения цены и изменения составляющих себестоимости.

Второй режим цен распространяется на лекарственные препараты, не подлежащие возмещению (минимум одна форма которых предписывается врачом). Цены на новые медикаменты заявляются в 30-дневный срок до начала применения. Запрос о повышении цены рассматривается Комиссией по регулированию цен в 90-дневный срок.

Третий режим цен применяется на лекарственные препараты, стоимость которых подлежит возмещению. Запросы, касающиеся цен на новые препараты, а также в равной степени запросы о повышении цены должны быть направлены в Службу цен. Министр в 90-дневный срок дает указание предприятию о назначении цены. Запросы рассматриваются Комиссией по ценам на фармацевтическую продукцию. В процессе рассмотрения запроса учитывается:

  • структура себестоимости препарата,
  • цены на аналоги,
  • цены данного препарата в странах-членах ЕС,
  • условия конкуренции,
  • годовые отчеты предприятий.

Таким образом, при установлении цен в Бельгии главенствует экономический подход, что иногда является тормозом в развитии фармацевтической промышленности.

В странах бывшего Союза используется опыт стран ЕС по государственному регулированию цен на лекарственные средства. Так, в России, Литве и др. ведутся государственные реестры оптовых цен на ОЛС. Как показывает опыт этих стран, это дает возможность контролировать уровень базовых цен и в целом сдерживать их рост. Для информационного обеспечения процессов контроля практически во всех странах ведутся соответствующие базы данных мировых цен на ОЛС.

В свете совершенствования системы цен на лекарственные средства и формирования эффективной государственной ценовой политики для Украины, несомненно, интересен опыт Российской Федерации.

Попытки государственного регулирования цен на ЛС в России предпринимались с 1994–95 гг. Это отразилось в постановлениях Правительства РФ № 239 от 07.03.95, № 890 от 30.07.94 и № 882 от 03.08.98. Порядок и принципы регулирования определялись тем, что органы исполнительной власти субъектов РФ устанавливали для предприятий аптечной службы размеры торговых надбавок (наценок):

  • к ценам изготовителя продукции отечественного производства;
  • к ценам поставщика-импортера;
  • к ценам оптового поставщика;
  • к ценам поставщика, выигравшего тендер на поставку продукции по госзаказу.

В целях снижения цен на жизненно необходимые препараты и рационального использования средств бюджетов всех уровней Правительство РФ приняло постановление № 347 от 29.03.99 «О мерах государственного контроля за ценами на ЛС». В нем предусматривается государственная регистрация Минздравом России цен производителей на жизненно необходимые лекарственные средства, перечень которых определен постановлением Правительства от 15.04.96 № 478 и его дополнением. Предусмотренный механизм формирования цен на ЛС нацелен на обеспечение «прозрачности» цены на всех этапах ее формирования при прохождении товара от производителя до конечного потребителя.

«Прозрачность» цен производителей достигается путем их декларирования в Государственном Реестре цен РФ. Цены оптового и розничного звена должны устанавливаться органами исполнительной власти субъектов РФ, посредством регулирования торговых надбавок.

Согласно постановлению Правительства от 20.05.99 № 546 прибыль от реализации ЖВНЛС, полученная предприятиями всех форм собственности, выпустившими эти ЛС, не подлежит налогообложению. Таким образом, подключен экономический рычаг, способствующий стимулированию и расширению производства ЖВНЛС. Минздравом России дано указание № 704-у от 01.07.99 «О проведении мониторинга за уровнем цен на лекарственные средства» и создании рабочей группы по вопросам контроля и изучения динамики цен на медикаменты.

Официальные публикации (в «Фармацевтическом вестнике» и «Экономическом вестнике фармации», издаваемых в России) свидетельствуют о положительном опыте такого регулирования. Хотя, безусловно, имеется ряд недостатков, к примеру, ограниченность публикации государственного Реестра цен РФ, которые необходимо учесть в Украине.

Принятое 21 июня 2001 г. Постановление ВР Украины («Провизор» (Юридические аспекты фармации) № 14’2001.— С. 2.) отражает программу мероприятий, позволяющих повысить доступность лекарственной помощи и обеспечить рациональное использование бюджетных средств, направленных на закупку медикаментов.

Доступность ОЛС можно обеспечить только посредством государственного регулирования цен на эти медикаменты. Поэтому Постановлением ВР Украины предусматривается внедрение регистрации оптовых цен на ОЛС отечественного и импортного производства в Государственном Реестре цен. Именно декларирование оптовых цен производителями и дистрибьюторами позволит обеспечить прозрачность и гласность ценообразования на ОЛС.

Контроль процессов изменения базовых оптовых цен производителей и поставщиков ОЛС отечественного производства, определение таможенной стоимости медикаментов зарубежного производства, изучение динамики цен и определение показателей доступности ОЛС, в соответствии с Постановлением ВР Украины будет обеспечиваться путем создания и постоянного функционирования системы мониторинга цен на жизненно важные лекарственные средства.

И, наконец, Постановлением ВР Украины предусматривается создание максимально возможного благоприятного режима налогообложения субъектов хозяйственной деятельности, обеспечивающих производство ОЛС, их оптовую и розничную реализацию.

Таким образом, принятое Постановление ВР Украины содержит ряд действенных мер, осуществление которых позволит коренным образом улучшить ситуацию оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения наименее защищенных слоев населения Украины.

Литература

1. Немченко А. С. Фармацевтическое ценообразование.— Харьков: фирма «Радар», 1999.— С. 290.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика