Логотип журнала "Провизор"








Цены на лекарственные средства: вопросы государственного регулирования

12 июня 2001 года в соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины от 24 мая 2001 года на очередном Дне Правительства парламент заслушал информацию по двум вопросам.

Первый — об осуществлении политики государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

второй — о состоянии выполнения статьи 62 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2001 год» касательно использования бюджетных средств, выделенных для финансирования затрат на закупку инсулинов для больных сахарным диабетом, обеспечения лечения больных сахарным диабетом, онкологических больных и больных туберкулезом. С информацией по данным вопросам от имени Правительства выступил министр здравоохранения Украины Виталий Москаленко.

Проблема обеспечения лекарствами является самым болезненным вопросом охраны здоровья населения. Без лекарств невозможно финансирование ни одной системы здравоохранения. В настоящее время во врачебную практику вводятся новейшие медицинские технологии, хотя на приобретение лекарств получено только 10% общих бюджетных ассигнований на здравоохранение.

На сегодняшний день пациенты и больные значительную часть медикаментов вынуждены покупать за собственные средства. Как отметил докладчик, это суровые реалии жизни нашей медицины, о которых нельзя не сказать. Решение данной проблемы видится в трех отдельных плоскостях.

Первое. Достаточное обеспечение лекарственными препаратами всех государственных и коммунальных учреждений здравоохранения.

Второе. По возможности полное обеспечение лекарствами в соответствии с действующим законодательством граждан с отдельными заболеваниями и социальных групп населения, ветеранов, инвалидов, детей, чернобыльцев и др.

И третье. Доступность медикаментов для населения в розничной торговле, широкая аптечная сеть, прежде всего в сельской местности, с доступными ценами на лекарства.

В решении поставленных вопросов не последнее место отводится отечественному фармацевтическому производству. Только в минувшем году его уровень вырос на 265 млн грн. и достиг 1,1 млрд грн. Медицинская и микробиологическая промышленность Украины — это 180 предприятий, из них 23 относится к числу стратегических для экономики и безопасности государства. Численность работающих на предприятиях и учреждениях отрасли превышает 25 тысяч сотрудников.

Отечественная фарминдустрия на 50% против 20 в 1991 году обеспечивает рынок лекарственных препаратов, их ассортимент превышает 1500 наименований. С 1991 года предприятиями-производителями освоен выпуск 788 препаратов, в том числе 60 оригинальных.

Только в новом году за счет собственных средств предприятий освоено 90 лекарственных средств 10 фармакологических групп, в том числе 26 препаратов выпущено впервые.

Как отметил докладчик, за десять лет независимости Украины в сфере спроса и предложения на лекарства и изделия медицинского назначения произошли существенные изменения, рынок перестал быть дефицитным, но проблема дефицита трансформировалась в проблему экономической доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Процесс ценообразования, прежде всего, зависит от предприятий-производителей, реализующих продукцию по собственным ценам, на договорной основе. И только в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным ценам.

Докладчик изложил парламентариям существующую политику ценообразования на медикаменты. Размеры цен формируются путем добавления торговой надбавки к цене отечественного производителя или к таможенной стоимости для импортных лекарств.

Размер торговых надбавок, цены на которые не регулируются государством, устанавливается субъектами рынка. Государство регулирует розничные цены только на отдельные группы медикаментов по установленному перечню путем установления предельной торговой надбавки, которая составляет сегодня от 10 до 50% в различных регионах Украины.

Кроме перечня, определенного Минздравом, в ряде областей цены регулируются и на другие лекарственные средства, группы препаратов.

Цены на лекарства должны уравновешивать интересы производителей и потребителей. Поэтому в настоящее время задачей государственной политики должно стать создание системы, которая гармонизирует рыночные механизмы с гарантией социальной защиты. Минздрав работает над этой проблемой, сейчас завершается разработка перечней лекарственных средств по европейской классификации.

Первый — лекарственные средства и изделия медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию. Данный перечень будет включать 600 препаратов девяти фармакологических групп.

Второй — перечень отечественных и импортных лекарственных средств, предназначенных для приобретения государственными и коммунальными лечебно-профилактическими учреждениями за бюджетные средства, будет включать 1500 отечественных и 800 импортных препаратов.

И третий перечень — это основные лекарственные средства, определенные по рекомендации Всемирной организации здравоохранения, которые составляют основу лекарственного ассортимента аптек. Названный перечень включает 418 торговых наименований, в том числе 300 отечественных и 118 импортных.

Докладчик изложил основные мероприятия, проведение которых в ближайшее время необходимо в сфере государственного регулирования цен на лекарства с целью рационального использования средств бюджета и обеспечения населения качественными, безопасными и эффективными препаратами по доступным ценам, в особенности больных сахарным диабетом, туберкулезом, онкологических больных.

Во-первых, предусмотреть в Законе Украины о Государственном бюджете финансирование научных разработок лекарственных средств и изделий медицинского назначения в объемах, определенных комплексной программой развития медицинской промышленности на 1997–2003 годы.

Во-вторых. Необходимо в Налоговом кодексе предусмотреть освобождение отечественных производителей хотя бы на несколько лет от уплаты налога на прибыль при реализации жизненно необходимых лекарств и изделий медицинского назначения. Кроме того, освободить их от налога на добавленную стоимость при продаже и ввозе на таможенную территорию Украины оборудования с целью обновления производственных фондов. Названные меры, по прогнозам министра, позволят привлечь на развитие отрасли до 23 млн грн., обеспечить объемы производства в среднем на 140 млн грн. и в 1,5 раза повысить обеспеченность отечественными жизненно необходимыми лекарствами.

В-третьих. Определить в Законе «О Государственном бюджете на 2002 год» отдельными строками объемы расходов на закупку наиболее важных препаратов-инсулинов, лекарств для онкологических больных, противотуберкулезных препаратов, вакцин, изделий медицинского назначения. Для названных программ необходимо увеличить расходы Государственного бюджета приблизительно на 300 млн грн. или на 6% от имеющихся объемов финансирования.

В-четвертых. Предусмотреть обеспечение целевого финансирования в местных бюджетах гарантированного государством бесплатного и льготного отпуска лекарств по рецептам врачей, в случае амбулаторного лечения отдельных групп населения и по отдельным категориям заболеваний.

В-пятых. Поэтапно вводить в фармацевтической отрасли стандарты, нормы и правила, действующие сегодня в странах ЕС.

В-шестых. Необходимо принять постановление Кабинета Министров Украины об утверждении отдельного перечня жизненно необходимых и наиболее важных лекарственных средств для социально незащищенных групп населения с единой минимальной торговой наценкой на уровне государства. Такой перечень Минздравом уже разработан.

Однако самое главное в том, что все изложенное станет реальностью при условии достаточного финансирования здравоохранения в целом. Минимально возможная потребность отрасли составляет 3% валового внутреннего продукта (ВВП), или 7,4 млн грн.

В этом году затраты на нужды медицинской сферы составили всего 2,7% ВВП. ВОЗ считает минимально достаточным уровень финансирования здравоохранения страны среднего уровня в 5% ВВП.

Далее Виталий Москаленко ответил на вопросы парламентариев, ниже приводятся некоторые из них, непосредственно касающиеся фармации.

— Каково соотношение отечественных и импортных лекарственных средств, используемых в Украине?

— Сегодня соотношение 45 на 55.

— Какие критерии используются сегодня для определения уровней торговых надбавок в отношении лекарств, цены на которые подлежат государственному регулированию?

— При установлении предельных торговых надбавок, определенных органами исполнительной власти, учитывается динамика уровня и структура заболеваемости, уровень реальных доходов населения, динамичность изменений демографической структуры населения и другие критерии, характерные для отдельных регионов. В ряде областей применяется регулирование цен на другие лекарства, кроме перечня Минздрава и Минэкономики.

— Какие средства необходимы медицинской промышленности для перехода на европейские стандарты производства?

— На переход к европейским стандартам, по оценкам специалистов, необходимо приблизительно 130–150 млн грн. Ввиду значительности суммы переход будет поэтапным, и не за один год.

Достаточно критичным было выступление содокладчика — председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения, материнства и детства Виталия Шевчука.

Регулирование цен, по крайней мере, на жизненно необходимые лекарства и изделия медицинского назначения должно быть одной из основных составляющих социальной политики государства. Это принципиально определено ч. 1 ст. 9 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, устанавливаются государственные фиксированные и регулируемые цены.

По мнению комитета, наведение порядка в сфере ценообразования на лекарства должно начинаться с производителей фармацевтической продукции. Как пояснить, например, такие факты, когда разница в цене упаковки 10 таблеток диазолина в одной и той же дозе производства Борщаговского химфармзавода и АО «Фармак», составляет 44%. В цене упаковки левомицетина производства «Киевмедпрепарат» и «Дарницы» разница 25%. И таких примеров множество. Можно привести случаи, когда разница в цене отечественных производителей на один и тот же препарат достигает 100%.

Выход из сложившейся ситуации заключается во внедрении механизма государственной регистрации цен на основные жизненно необходимые лекарственные средства как отечественных, так и зарубежных производителей. По мнению комитета, государственная регистрация должна осуществляться Минздравом Украины, регистрацию должен предварять механизм согласования цен производителя (как отечественного, так и зарубежного) с Министерством экономики, в ходе которого должны рассматриваться соответствующие детальные материалы с экономическим обоснованием заявленных цен. Опыт ряда зарубежных стран, в том числе и России, показывает, что благодаря введению механизма государственной регистрации удалось существенно снизить цены на основные лекарственные средства, повысив уровень социальной защиты населения и значительно рационализировав затраты на содержание системы здравоохранения. Как подчеркнул докладчик, нельзя забывать, что стоимость лекарств составляет до 30, а иногда и более процентов в структуре затрат на лечение в целом.

Определенное влияние на формирование уровня цен на медикаменты имеет и стоимость некоторых разрешительных процедур, которые обязаны пройти хозяйствующие субъекты, осуществляющие оптовую и розничную торговлю лекарственными средствами. По мнению комитета, Правительству необходимо рассмотреть вопрос целесообразности дальнейшего параллельного существования процедур лицензирования хозяйственной деятельности в данной сфере и обязательной аккредитации соответствующих субъектов хозяйствования и внести на рассмотрение Верховной Рады законодательные предложения по устранению дублирования технического регулирования их деятельности.

Олег Печеный





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика