Логотип журнала "Провизор"








В. В. Руденко, Генеральный директор аптечного объединения “Фармация”, г. Киев

Современные направления в организации обеспечения лекарственными средствами населения и лечебных учреждений в рамках проекта “Рациональный фармацевтический менеджмент”

C введением рыночной системы снабжения в Киеве произошли изменения в организации лекарственного обеспечения. Сформировалось значительное количество оптовых структур и аптек негосударственной формы собственности, увеличился импорт и количество лекарственных препаратов на рынке. В то же время прослеживается сокращение бюджетных ассигнований на здравоохранение.

Здравоохранение Киева

183 лечебных учреждений, клиник
68 поликлиник, МСЧ
35 медицинских центров
20 научно-исследовательских институтов
500 структур, занимающихся медицинской практикой различных направлений

Фармация Киева

государственный фармацевтический сектор

155 аптек и 130 их структурных подразделений
1 аптечная база

негосударственный сектор

440 структур, которые образовали
182 аптеки
280 их структурных подразделений
20 аптечных складов

В Киеве сконцентрировано более 3/4 посредников, занимающихся импортом лекарственных средств в Украине.

В данный период предоставление квалифицированной медицинской помощи в значительной мере зависит от уровня обеспечения лекарственными средствами. Проблема рационального использования ограниченных финансовых ресурсов, в том числе бюджетных средств, выделенных на предоставление лекарственной помощи, приобретает особую актуальность и значимость.

Переход на принципы рыночной экономики, разработка концепции развития здравоохранения требует создания правовой базы и внедрения принципиально новых организационных технологий в лекарственном обеспечении населения и лечебных учреждений.

Около 670 тыс. граждан г. Киева пользуются гарантированными государством льготами в получении лекарственных средств. Средства, предусмотренные бюджетом на эти цели, недостатачны.

Финансирования лекарственного обеспечения одного жителя города составляло в 1997 г. — 72,8 грн., в 1998 г. — 86,7 грн., лицам, имеющим льготы на получение лекарств, в 1997 г. — 143,0 грн., в 1998 г. — 154 грн.

Коллективами аптек системы аптечного объединения принято решение о проведении добровольной благотворительной акции. Создано 14 базовых ветеранских аптек, а с августа во всех аптеках объединения организованы ветеранские секции, где лекарственные средства отпускаются по сниженным ценам ветеранам войны, труда и малообеспеченным семьям. Кроме того, бесплатно предоставляются услуги по измерению давления и доставке лекарств одиноким тяжелобольным.

В городе уже два года функционируют две социальные аптеки, которые бесплатно отпускают лекарственные средства малообеспеченным слоям населения по специальным рецептам.

Удельный вес отечественной продукции на фармацевтическом рынке города составляет около 40%. В 1998 г. отечественные препараты составили 38,3% от объема реализованных лекарственных средств.

Отсутствие адекватного механизма закупки медикаментов на государственном уровне, значительное количество посредников в товаропроводящей аптечной сети привело к бесконтрольному и неэффективному использованию финансовых средств на фоне отсутствия государственного регулирования цен, качества, безопасности лекарственных средств.

Необходимость разработки эффективного механизма медикаментозного обеспечения населения обусловлена рядом причин:

доля затрат на медикаменты в стационарах составляет около 30% общих затрат, что в значительной мере уменьшает затраты лечебных учреждений по другим статьям;
участились случаи приобретения медикаментов за счет личных средств граждан;
увеличилась задолженность лечебных учреждений перед аптечной сетью и, прежде всего, за лекарственные средства, отпущенные льготным категориям.

Все это привело к необходимости разработки организационных и правовых основ реформирования существующей системы лекарственного обеспечения населения и лечебных учреждений.

Властями города принят ряд социальных и целевых медицинских программ “Забота”, “Планирование семьи”, “Здоровье пожилых людей”, “Дети Украины”, “Сахарный диабет”, медико-социальных противотуберкулезных мероприятий, которые стали составной частью комплексной медицинской программы “Здоровье киевлян”.

Принято распоряжение об утверждении программы обеспечения лекарственными средствами льготных категорий населения. В городе установлены предельные уровни торговых надбавок на все лекарст венные средства. Применение 25% торговой скидки к розничной цене при отпуске лекарств по льготным рецептам и 15% при отпуске лечебным учреждениям привело к значительной экономии бюджетных средств (2 млн грн. в 1998 г.).

Принят ряд мер для упорядочения оборота лекарственных препаратов:

утвержден “Перечень жизненно необходимых лекарственных средств”, которые отпускаются по рецепту врача;
в амбулаторно-поликлинических учреждениях сформирован регистр лиц, которые имеют льготы в получении лекарственных средств;
внесены дополнения в рецептурный бланк, утвержденный приказом МЗ Украины: цветная гамма (взрослый, детский), кодирование района и номер рецепта.

Возрастает роль аптеки в системе гарантированного лекарственного обеспечения.

С аптеками, задействованными в выполнении программы лекарственной помощи, заключается договор, в котором оговариваются условия предоставления лекарственной помощи по льготным рецептам и порядок взаиморасчетов.

В аптеках используется компьютерное программное обеспечение.

Определена система внутриведомственного контроля. Цель контроля — максимально повысить медико-экономическую эффективность использования финансовых ресурсов, выделенных на лекарственное обеспечение населения.

Анализ проведенной работы показал, что Перечень жизненно необходимых лекарственных средств, который создавался как базовый и использовался только на 60–70 процентов.

Новый, расширенный Перечень, утвержденный МЗ, требует значительной доработки и корректировки.

Исходя из того, что система лекарственного обеспечения — это комплекс организационных, научно-методических и технических мероприятий, выполнение которых обеспечивает предоставление населению качественной лекарственной помощи в гарантированных объемах, в городе готовится концепция: “Ориентировочный Перечень Гарантированного объема медицинской помощи, медикаментозного обеспечения, санитарно-эпидемиологического благополучия и иных социальных видов помощи в г. Киеве”.

Главная цель системы — повышение эффективности использования финансовых средств, выделенных для предоставления качественной гарантированной медицинской лекарственной помощи, приведение объемов предоставленной лекарственной помощи в соответствие с выделенными средствами.

Функциональной единицей этой программы является клинико-фармакологическая группа лекарственных средств. Рационализация процесса отбора лекарственных средств (разработка формуляра) — это эффективный способ повышения терапевтической отдачи от затрат на их приобретение.

Формуляр — это ограниченный список тщательно отобранных лекарственных средств, позволяющий использовать лишь те препараты, которые входят в перечень. Для каждого типа лечебного учреждения разрабатывается отдельный формуляр, а потом на их основе разрабатывается формуляр для региона. В результате значительно сокращается номенклатура применяемых лекарственных средств, повышается терапевтическая отдача, упрощается процесс закупки.

На уровне лечебного учреждения создается формулярно-терапевтическая комиссия, которая отвечает за разработку ограниченного перечня лекарственных средств. Такой перечень определяется в результате тщательного анализа структуры усвояемости по каждой нозологии, показателей потребления и стоимости курса лечения каждого заболевания. В порядке эксперимента в городе определено

5 многопрофильных лечебных учреждений, в которых внедряется эта программа. Созданы городская и районные формулярно-терапевтические комиссии, которые координируют работу комиссий в лечебных учреждениях по созданию списка лекарственных средств в виде справочника-формуляра. Это обеспечит врачей и провизоров лечебного учреждения базовой информацией об использовании лекарственных препаратов, их показаниях и противопоказаниях.

В системе здравоохранения значительная часть бюджетных средств традиционно расходуется на закупку лекарственных препаратов. Тем не менее существуют новейшие технологии управления закупками лекарственных средств — эффективные методы определения приоритетных лекарственных средств, расчеты потребности в них, внедрение конкурсных закупок (тендеров), программы выбора и мониторинга деятельности поставщиков и производителей, применение компьютеров и программ управления закупками. Это позволяет существенно уменьшить затраты учреждений здравоохранения на приобретение лекарственных средств и улучшить контроль за их качеством.

По такой системе уже второй год мы работаем в рамках целевой программы “Сахарный диабет”. Главными специалистами определена годовая потребность инсулинов. На тендерной основе уже трижды проведена закупка инсулинов на средства, выделенные программой. Реализация инсулинов проводится через ограниченную сеть аптек бесплатно по рецептам.

По сводным перечням-заявкам лечебных учреждений проведена тендерная закупка лекарственных средств отечественных производителей, которая позволила сэкономить бюджетные средства.

Проект “Рациональный фармацевтический менеджмент” предусматривает внедрение программ оценки использования лекарственных средств.

Программа обеспечивает анализ использования лекарственных средств всех терапевтических классов, особенно дорогостоящих или применяющихся в лечении пациентов групп риска (людей преклонного возраста, детей) или препаратов, обладающих серьезными побочными эффектами.

Составной частью подобных программ являются созданные в лечебных учреждениях и органах управления здравоохранением комиссии по рациональному использованию лекарственных средств, которые решают текущие проблемы путем разработки механизмов таких, как стандарты качества лечения и программы подготовки и переподготовки специалистов.

Общеизвестно, как тяжело устранить проблемы, связанные с неправильным назначением врачом препарата, нежелательным взаимодействием лекарств, неправильной заменой и неправильным употреблением лекарств пациентами. С целью рационализации использования лекарственных средств внедряется целый комплекс законодательных, административных и образовательных мероприятий.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ мероприятия предусматривают дерегистрацию лекарственных средств сомнительной эффективности или имеющих серьезные побочные эффекты.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ — предусматривают исключение лекарственных средств из формуляра или ограничение их использования определенными группами специалистов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ — предусматривают изучение специалистами методики применения специфических препаратов, а также разработку образовательных программ для населения.

Параллельно с сокращением государственных вложений в фармацевтический сектор и передачей прав управления в регионы возрастает роль управленческих знаний и умений, необходимых руководителям розничных аптек и оптовых торговых структур.

Руководители предприятий фармацевтического сектора должны уметь принимать управленческие решения по контролю эксплуатационных затрат, управлению кадрами, стратегии проведения закупок, уменьшению закупочных цен, маркетингу.

Особого внимания заслуживает политика ценообразования.

Жизнеспособность фармацевтического сектора в целом в значительной мере зависит от стратегических решений, которые принимают руководители. Принятие правильных решений дает возможность накапливать собственные оборотные средства для будущих закупок лекарственных средств и обеспечивать население качественными лекарственными средствами по доступным ценам.

Система здравоохранения в процессе обеспечения правильного назначения, распределения и применения лекарственных средств требует современной объективной информации о наличии препаратов.

Прекращение централизованных поставок и увеличение количества частных поставщиков привело к тому, что на рынок лекарственных средств попадает все больше новых, ранее неизвестных препаратов. Информация, которая сопровождает препарат, поступает от производителя и зачастую бывает необъективной, поскольку имеет рекламный характер. В ней недостает сведений о противопоказаниях, побочных эффектах и взаимодействии с другими препаратами. Часто новые лекарственные средства иностранного производства содержат то же действующее вещество, что и отечественные, но цена их существенно выше отечественных аналогов. Врачам и провизорам недостаточно информации, чтобы принять правильное решение о назначении лечения.

Программа развития службы информации в сфере лекарственных средств предусматривает создание консультативной группы по вопросам информации, анализ действующих источников информации, предоставление объективной информации специалистам и пациентам, разработку стандартов лечения и создание центров информации о лекарственных средствах. То, что мы уничтожили, теперь возрождаем.

В Киеве в мае состоялся семинар по изучению, обсуждению направлений деятельности в рамках проекта “Рациональный фармацевтический менеджмент”. В семинаре приняли участие руководители лечебных и аптечных учреждений города.

Внедрение программ проекта “Рациональный фармацевтический менеджмент” требует государственной законодательной базы.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика