|
З. Н. Мнушко, проф., доктор фарм.
наук, Потребительский выбор антигистаминных лекарственных средствНациональная фармацевтическая академия Украины Антигистаминные препараты являются одной из широко применяемых групп лекарственных средств, вследствие значительного увеличения количества аллергических заболеваний как среди взрослого, так и детского контингента населения. Все большее значение приобретает изменчивость всех компонентов, определяющих развитие аутоиммунного процесса и увеличение числа атипичных и тяжелых форм аллергических заболеваний, что в значительной степени обусловлено радиоактивным загрязнением окружающей среды в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и другими факторами, связанными с размещением экологически опасных объектов в зоне проживания человека. Спрос на антигистаминные лекарственные средства в определенной степени носит сезонный характер, повышаясь в весенне-летний период. Структура потребления этой группы препаратов формируется в значительной степени под влиянием врачебного назначения, что обусловлено прежде всего специфичностью самих аллергических заболеваний (невозможность фармакотерапевтического воздействия на причину) и принадлежностью практически всех антигистаминов в Украине к средствам рецептурного отпуска. Изучение структуры потребления, выявление сегмента потребителей антигистаминных лекарственных средств, определение критериев выбора и конкурентных позиций отдельных препаратов для лечения аллергических заболеваний стало целью наших исследований, проведенных в аптечных учреждениях г. Харькова. Основной сегмент потребителей антигистаминных лекарственных средств — это посетители аптек средней обеспеченности в возрасте от 31 до 45 лет (табл. 1), которые чаще всего приобретают препараты по рецепту или рекомендации врача (рис. 1).
Выбирая лекарственные средства, потребитель в первую очередь стремится получить качественное лечение, поэтому на первое место выдвигается эффективность и безопасность (рис. 2). При этом гарантией качества антигистаминных лекарственных средств для значительной части опрошенных потребителей (60%) является известность самого препарата либо фирмы-производителя (рис. 3). Эта закономерность прослеживается и в выявленной структуре потребительских предпочтений, в которой после ценового критерия ключевым ориентиром при выборе средств лечения аллергии является степень известности или узнаваемости фармацевтической продукции.
В структуре покупок антигистаминных средств, на принятие решения о которых не повлиял врачебный выбор, наибольший удельный вес составили диазолин и супрастин, гарантией надежности этих препаратов потребители назвали известность и уже сложившуюся десятилетиями репутацию. Сравнительно невысокая цена обеспечила этим препаратам максимальное число потребителей. Относительно новые для нашего рынка лекарственные средства (аллергодил, гисманал, кетотифен и др.) приобретаются после врачебной консультации либо в редких случаях по рекомендации провизора, что свидетельствует о настороженном отношении людей, страдающих аллергическими заболеваниями, к новым лекарственным средствам.
При анкетировании респондентам предлагалось определить стоимостный интервал, в котором они обычно выбирают антигистаминные лекарственные средства. Полученные результаты обработки ответов представлены на рис. 4. Четверть опрошенных готова заплатить не выше 5 гривень за лекарство (а некоторые из них только до 3 гривень), поскольку цена для данного сегмента является фактором доступности и играет существенную роль в выборе фармацевтических товаров. Фактически треть опрошенных выбирает препараты стоимостью от 5 до 7 гривень, несколько выше готовы заплатить за качественные препараты 20% потребителей. Лекарственные средства стоимостью более 10 гривень — приоритет в выборе остальной части респондентов, отметивших, что высокая цена для них является показателем качества лекарственного средства.
После известности лекарственного средства по значимости при выборе препаратов против аллергии потребители назвали такой фактор, как производитель (рис. 2). Для определенной части респондентов — это фактор надежности (рис. 3). По факту покупки — импортные препараты вызывают доверие: 60% опрошенных приобрели антигистаминные лекарственные средства зарубежного производства. Количественное содержание препарата в одной дозе и упаковке, его лекарственная форма оказывают незначительное влияние на выбор покупателей, при этом более приемлема лекарственная форма — драже, а количество доз в упаковке — 20.
Незначительно влияют на приобретение антигистаминных лекарственных средств упаковка препарата, которая не только обеспечивает его сохранность, транспортировку, но и несет информационную нагрузку, а также внешнее оформление или дизайн упаковки.
На основе оценок уровня соответствия отдельных признаков лекарственных средств запросам потребителей нами были выявлены конкурентные позиции импортных и отечественных лекарственных средств (рис. 5). Практически все параметры зарубежных лекарственных средств в большей степени соответствуют запросам потребителей. Оценка соответствия запросам потребителей отечественных препаратов значительно выше по цене и незначительно по фактору «известность». Более высокую конкурентоспособность импортных препаратов подтверждают и расчеты коэффициентов (К) соответствия отдельных признаков к общей оценке препаратов в целом по ранее приведенной методике [1, 2]. По результатам расчетов этого показателя лидерами стали импортные кларитин (К = 1,32) и тавегил (К = 1,21); отечественный диазолин (К = 1,01) хотя и занял третье место, но лишь незначительно опередил зарубежный супрастин (К = 0,97). На конкурентоспособность кларитина существенно повлияла активная реклама, проведенная ранее в украинских, а также продолжающаяся в российских средствах массовой информации. Тавегил получил наиболее высокие оценки соответствия благодаря своей известности, хорошей эффективности и количественным параметрам (дозировке и количеству в упаковке). Диазолин оказался в выигрыше только за счет ценового фактора, по остальным параметрам он значительно уступает другим антигистаминным средствам. Отечественным производителям следует обратить внимание на полученные результаты исследований и, проводя рекламно-информационную работу среди врачей и потребителей, ориентироваться не только на ценовые преимущества отечественных лекарственных средств (хотя ценовой эластичности спроса в данном случае практически не наблюдается), но и по возможности подтверждать достаточное качество выпускаемых препаратов, а также формировать в представлении потребителей надежность и престижность использования отечественных лекарственных средств. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|