Логотип журнала "Провизор"








З. Н. Мнушко, проф., доктор фарм. наук,
И. А. Грекова, Е. В. Шуванова

Критерии врачебного выбора лекарственных средств

Национальная фармацевтическая академия Украины

Одной из важнейших особенностей лекарственных средств как товара является то, что потребление их в значительной степени зависит от врачебного назначения или рекомендации.

рис. 1
Рис. 1. Распределение опрошенных врачей в соответствии с занимаемой должностью

Для изучения закономерностей и мотивов, которыми руководствуются врачи при выборе средств фармакотерапии амбулаторных и стационарных больных, нами было проанкетировано 270 врачей юго-восточного региона Украины. Респондентами выступили врачи 22-х специальностей, большую часть из которых составили терапевты (58,9%) и кардиологи (10,0%). Инфекционисты, невропатологи и педиатры насчитывали примерно по 5% от общего числа опрошенных. В соответствии с занимаемой должностью респонденты на четверть были представлены участковыми терапевтами, каждый шестой опрошенный занят на должности врача-интерна, несколько больше 10% составили заведующие отделениями стационаров и поликлиник (рис. 1). Стаж работы почти половины проанкетированных врачей составил до 5 лет. Большая часть респондентов работает со стационарными больными (рис. 2).

рис. 2
Рис. 2. Распределение респондентов в соответствии с обслуживаемым контингентом больных

В ходе анкетирования врачам предлагалось оценить, как часто они учитывают при назначении лечения пациентам следующие факторы: стандарты лечения, стереотип больного и его платежеспособность, цену, известность и производителя лекарственных средств, а также, при условии работы в стационаре,— наличие препаратов в лечебно-профилактическом учреждении (ЛПУ) и бюджетные ассигнования, а при работе с амбулаторным контингентом больных — наличие препаратов в аптечной сети соответствующего населенного пункта. Врачи оценивали и степень важности отдельных характеристик лекарственных средств при выборе средств фармакотерапии для пациентов. Выявленная структура важности отображена на рис. 3.

рис. 3

Рис. 3. Степень важности отдельных параметров лекарственных средств для врачей

Врач, назначая лечение больному, в первую очередь оценивает эффективность и безопасность лекарственных препаратов. Фактор кратности дозировки вынесен на третье место по важности при назначении лечения. При этом, выбирая конкретные методы лечения, больше 80% врачей ответили, что всегда или довольно часто учитывают сложившиеся стандарты лечения заболеваний (табл.1). Никогда не исходят из стандартных методик порядка 4% опрошенных врачей (терапевтов), все они работают с амбулаторным контингентом больных и всегда ориентируются на стереотип больного при назначении лечения.

Таблица 1. Факторы, оказывающие влияние на врачебные назначения лекарственных средств стационарным и амбулаторным больным
Факторы Частота учета фактора
Всегда Часто Время от времени Иногда Никогда
удельный вес от количества опрошенных врачей, %
Стандарты лечения 32,2 52,6 8,5 2,6 4,1
Стереотип пациента 24,1 34,1 17,8 13,3 10,7
Платежеспособность пациента 46,3 43,7 5,2 0,4 4,5
Цена лекарственного средства (ЛС) 28,9 55,2 11,5 1,1 3,3
Производитель ЛС 12,2 35,6 21,1 18,9 12,2
Известность ЛС 13,3 31,5 34,8 11,1 9,3
Наличие ЛС в аптечной сети при амбулаторном лечении 46,0 44,4 4,0 3,2 2,4
При стационарном лечении больных:

наличие ЛС в ЛПУ

37,0 34,1 9,8 6,6 12,5

бюджетные ассигнования ЛПУ

24,3 24,3 9,8 20,2 21,4

На назначение лечения немаловажное влияние в условиях стационара оказывают бюджетные ассигнования и соответственно наличие лекарственных средств в лечебно-профилактических учреждениях. Сегодня сокращение финансирования на закупку медикаментов привело к уменьшению покупательной способности субъектов системы предоставления лекарственной помощи, что становится одним из факторов снижения качества лекарственного обеспечения населения.

С каждым годом доля выплат на медицину в Украине постепенно уменьшается, отечественная система здравоохранения имеет финансирование в размере немногим выше 3% внутреннего валового продукта (ВВП), т. е. на охрану здоровья одного жителя из государственного бюджета в последние годы выделяется около 20 долл. США. В то же время расходы на здравоохранение в мире в целом составляет 8% ВВП, в том числе в странах с развитой экономикой — 9,2%, в развивающихся — 4,7%. Для сравнения: в США из бюджета страны на одного жителя тратится свыше 3,5 тыс. долл., Канаде и Германии — 1,4 тыс. долл., Англии — больше 700 долл. [1, 3, 4].

Из-за отсутствия реального бюджета нет гарантий органов здравоохранения в оплате жизненно важных препаратов, которые заказываются для лечебно-профилактических учреждений, а также льготных и бесплатных рецептов. Действующая практика финансирования служб здравоохранения по остаточному принципу обусловила серьезные диспропорции в этой области. Государственные гарантии гражданам по обеспечению бесплатной медицинской и лекарственной помощью пациентов, которые проходят лечение в больницах, не соответствуют необходимым для их реализации финансовым возможностям. Не секрет, что больным зачастую самим приходится приобретать за собственный счет необходимые для стационарного лечения медикаменты. В связи с этим больше 60% опрошенных врачей не всегда учитывают наличие препаратов в стационаре и назначают лечение исходя из финансовых возможностей пациента.

Порядка четверти респондентов считают, что на их выбор средств лечения фактически никогда или очень редко оказывает влияние стереотип больного. Эта часть проанкетированных врачей в целом была представлена врачами разных специальностей и должностей, однако они имели стаж работы либо до 5 лет, либо свыше 20 лет.

По степени важности при выборе средств лечения цена лекарственного средства отнесена практически всеми врачами на четвертое место (рис. 3). Редко или никогда не принимают во внимание платежеспособность пациента, а также цену лекарственных средств незначительная часть врачей, работающих в стационарах, чаще это заведующие отделениями, а также несколько участковых терапевтов.

Производитель в меньшей степени оказывает влияние на выбор врача, хотя и оценен в среднем как признак, имеющий некоторое значение при выборе средств фармакотерапии заболеваний. Всегда учитывает фактор «производитель лекарственного средства» практически каждый 10-й из опрошенных (табл. 1). В эту категорию респондентов вошли лица, предпочитающие назначать в основном импортные препараты. Последние имели стаж работы свыше 10 лет. Врачи, предпочитающие выбирать в качестве средств лечения лекарства отечественного производства (характерно, что почти все они имели стаж работы до 10 лет), отнесли себя к категории респондентов, иногда учитывающих названный фактор. Большая часть проанкетированных врачей учитывает часто либо время от времени производителя препарата, прописывая больному лекарственное средство под конкретным торговым названием (рис. 4), назначают пациентам импортные и отечественные лекарственные средства в равной степени.

рис. 4
Рис. 4. Предпочтения врачей при назначении импортных и отечественных лекарственных средств

Известность лекарственных средств имеет немаловажное значение для большей части опрошенных врачей, хотя и занимает в структуре предпочтений последнее место. Для продолжения исследования этого факта нами было предложено респондентам отнести себя к одной из групп в соответствии с классификацией по реакции на «риск назначения» нового лекарственного средства [2]. 6% опрошенных отнесли себя к категории врачей, которые не любят назначать новые малоизвестные лекарственные средства, отдавая предпочтение традиционным методам лечения (так называемые консерваторы или инертные потребители) (рис. 5). Среди этой категории врачей 70% имели стаж работы до 5 лет и из них половина предпочитает использовать в своей практике в большей степени отечественные препараты. Назначают новые лекарственные средства только после успешного многолетнего использования коллегами (поздние имитаторы или позднее большинство) 14% респондентов. Ранние имитаторы или ранее большинство (назначают новые лекарства после нескольких лет успешного применения других врачей) составили в группе анкетируемых врачей 30%. Почти половина респондентов (44%) причислила себя к категории врачей, которые назначают лекарственные средства после тщательного анализа рекламно-информационных данных и результатов использования коллеги-инноватора (назначающего новые лекарственные средства первым). К числу последних отнесли себя 6% проанкетированных врачей, среди которых половина имеет стаж работы от 10 до 20 лет, треть — свыше 20 лет.

рис. 5
Рис. 5. Распределение опрошенного контингента врачей по реакции на новое лекарственное средство

Для назначения новых лекарств важным является достаточное наличие сведений о них. В анкету нами был включен вопрос относительно источников и методов получения информации о новых лекарственных препаратах, результаты обработки ответов представлены в таблице 2. Чаще всего новые сведения о лекарственных средствах врачи черпают из справочной литературы, из докладов и лекций на симпозиумах, конгрессах, семинарах и курсах повышения квалификации. Больше половины респондентов всегда или часто получают информацию от медицинских представителей фармацевтических компаний или коллег. Для сельских врачей эти каналы предоставления информации недоступны. Различные виды рекламы — один из основных источников сведений о новых лекарствах. Непостоянными информационными каналами о новинках фармацевтического рынка являются выставки и сообщения аптечных работников. Своевременная информированность медицинского персонала имеет прямое влияние на потребление лекарственных средств, особенно отпускаемых по рецепту. За последние десятилетия создано и внедряется на рынок большое число фармацевтических препаратов совершенно нового типа. При этом стратегические подходы в лечении многих болезней также быстро изменяются. В связи с этим медицинским работникам необходимо своевременно получать подробную информацию. Грамотно подготовленная, квалифицированно представленная информация надежно и эффективно работает на рынок лекарств.

Таблица 2. Источники получения информации о новых лекарственных средствах
Источники информации Частота получения информации
Всегда Часто Время от времени Иногда Никогда
удельный вес от количества опрошенных врачей, %
Справочная литература 41,1 40,0 14,4 1,1 3,4
Симпозиумы, конгрессы, семинары 25,9 29,6 31,5 10,0 3,0
Курсы повышения квалификации 23,0 31,1 27,8 8,2 9,9
Медицинские представители фармацевтических фирм 11,9 41,5 28,2 9,6 8,8
Реклама в специализированных периодических изданиях 11,9 41,1 25,6 11,9 9,5
Рекламные листы, проспекты, плакаты 11,1 45,6 23,3 12,6 7,4
Аптечные работники 11,1 25,6 26,7 24,1 12,5
Коллеги 10,4 51,5 23,3 8,2 6,6
Выставки 8,2 28,9 34,4 17,0 11,5
Научно-популярные передачи 6,3 24,1 39,3 17,0 13,3
Рекламные ролики на ТВ 3,3 18,9 25,9 28,1 23,8

Таким образом, результаты проведенных исследований определяют основные аспекты врачебного выбора лекарственных средств при назначении лечения больным, что целесообразно учитывать при разработке вариантов стратегии продвижения фармацевтической продукции на рынок и проведении рекламно-информационной работы среди медицинского персонала.

Литература

  1. Крамаренко В. И. Механизм функционирования экономических отношений в здравоохранении.— Симферополь: Таврида, 1997.— 153 с.
  2. Мнушко З. М., Діхтярьова Н. М. Менеджмент та маркетинг у фармації: Підручник для фарм. вузів і факультетів / За ред. З. М. Мнушко.— Харків: «Основа»; Вид-во УкрФА, 1999.— 288 с.
  3. Тернистий шлях до медичного страхування // Аптека.— 1997.— № 25.— С. 10.
  4. Щедрый П. В. Организационно-экономические предпосылки развития медицинского страхования // Провизор.— 1998.— № 12.— С. 15–21.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика