|
Александр Листопад Препараты, используемые при аденоме предстательной железы: современный ассортимент, цены, тенденции на рынке«Провизор» Аденома предстательной железы является наиболее частным заболеванием мочеполовой системы у мужчин пожилого возраста. На профилактических осмотрах мужчин старше 50 лет аденоматозные изменения в простате обнаруживают у 10–15%, однако не у всех больных имеются ее клинические проявления: нарушение мочеиспускания и развитие осложнений (цистит и пиелонефрит) [2]. Основным методом лечения больных аденомой предстательной железы является оперативное вмешательство. На начальных стадиях заболевания применяются консервативные методы лечения, в частности используются препараты, оказывающие неспецифическое противовоспалительное, простатопротекторное, антиэкссудативное и др. действия.
Международная классификационная система АТС выделяет такие препараты в отдельную группу: G04 C — Средства, применяемые при
доброкачественной гипертрофии предстательной
железы На фармацевтическом рынке Украины сегодня представлены 22 торговых названия препаратов, применяемых при доброкачественной гипертрофии простаты от 21-го производителя фармацевтической продукции. Отечественную номенклатуру формируют препараты таких фирм-производителей: «Национальный Гомеопатический Союз» (аденома-гран), «Биофарма» (простатилен), «Лекхим» (суппозитории с простатиленом). Основная часть ассортимента приходится на препараты, импортируемые из стран дальнего зарубежья. Фармацевтические фирмы Западной Европы представляют такие препараты: аденол форте («MicroPharm», Югославия); омник («Yamanouchi», Голландия); пермиксон («Pierre Fabre», Франция); простагут форте («DHU», Германия); простаплант («Dr. Willmar Schwabe», Германия); серпенс («Lisapharma», Италия); таденан («Lab. Fournier», Франция); трианол и корнам («Lek», Словения); уртирон («KRKA», Словения); ипертрофан и ипертрофан-40 («Societa Prodotti Antibiotica», Италия); простапол («Herbapol», Польша). Традиционно на украинском фармацевтическом рынке представлены препараты индийских компаний — спеман и спеман форте фирмы «Himalaya Drug». Из стран ближнего зарубежья, импортируется простатилен «Белмедпрепарат» (Белоруссия).
Наибольшая часть препаратов данной группы приходится на твердые лекарственные формы (капсулы, таблетки, гранулы). Они составляют более 80% от исследуемой номенклатуры (рис. 1). Обзор рынка предложений и оптовых цен за март 2000 г. проводился на базе данных прайс-листов журнала «Провизор» № 5–6, еженедельников «Аптека» № 9–11 и «Фарм-бюллетень» № 8–10. Для оперативности обработки статистических данных и получения достоверных результатов использовалась поисково-аналитическая система «Архивы Доктора Прайса II». В марте этого года предлагалось около 20 препаратов анализируемой номенклатуры с учетом всех форм выпуска (табл.).
Из 294-х предложений 61 (20,75%) приходилось на отечественные препараты, соответственно импортные имели 233 предложения. Таким образом, 1 отечественный препарат имел около 20 предложений, а 1 импортный — 14. Качественное разнообразие номенклатуры препаратов, применяемых при лечении доброкачественной гипертрофии простаты, формируют зарубежные препараты. Отечественный сектор в исследуемом сегменте фармрынка развит слабо. В марте предлагался только гомеопатический препарат аденома-гран и простатилен, которые по классификационной системе АТС относятся к G04 CX010 — Прочие препараты [1]. По другим группам и подгруппам системы 100% ассортимента составляют импортные препараты. Не предлагались вообще на рынке препараты с международным названием теразозин (код G04 CА03), зарегистрированное торговое название которого в Украине — корнам («Lek», Словения). Дублирование внутри ассортимента отечественных препаратов не мешает им занимать лидирующие позиции по предложениям, приходящимся на конкретную форму выпуска. Так, простатилен пор. 5 мг фл. № 10 «Биофарма» имел 36 предложений (12,25% предложений данной номенклатуры). Это объясняется относительно невысокой ценой и ранее сформированным спросом среди отдельных групп потребителей. Значительных колебаний по индексу оптовых цен не было: для отечественных препаратов индекс цен находился в пределах 1,00–1,68, а для импортных — от 1,00 до 1,48. Дополнительно был просчитан коэффициент ликвидности цены (CLIQ), который отражает степень развития конкуренции и в определенной степени характеризует доступность препаратов [3]. Максимальный коэффициент 0,68 отмечался на отечественный препарат простатилен пор. 5 мг фл. № 10 «Биофарма», далее следует указать аденол форте р-р фл. 200 мл «MicroPharm» (CLIQ=0,48) и спеман форте таб. фл. № 100 «Himalaya Drug» (CLIQ=0,46). Объективная неспособность отечественных препаратов составить здоровую конкуренцию импортным привела к быстрому заполнению пустующих ниш зарубежными препаратами. Пока бесспорным лидером по количеству предложений (40 предложений, или 13,61%) является омник «Yamanouchi». При этом около 10 препаратов, что составляет почти 50% всей номенклатуры, имеют каждый от 14 до 27 предложений. Как видно, зарубежные препараты находятся в состоянии жесткой конкуренции. В условиях низкой платежеспособности населения стабильные позиции будут заняты препаратами тех фирм-производителей, которые ведут гибкую ценовую политику. С другой стороны, учитывая, что это преимущественно оригинальные и дорогие препараты, они остаются практически недоступными для большей части населения. Проанализируем динамику изменения цен (в долл. США) на отдельные препараты, применяемые при лечении доброкачественной гипертрофии простаты. В качестве базы исследований были данные прайс-листов журнала «Провизор» за 1998–2000 гг. по препаратам, имевшим более двух предложений. Для сравнительного анализа условно препараты были разделены на III группы. В первую группу вошли лекарственные средства растительного происхождения (аденол форте, пермиксон, простаплант, трианол и уртирон). Вторая группа была сформирована препаратами простатилена производства «Биофарма», «Лекхим» и «Иммунопрепарат». Оригинальные и дорогостоящие препараты составили третью группу: омник «Yamanouchi» (антагонист a-адренорецепторов), проскар «MSD» (ингибитор тестостерон-5a-редуктазы). Цены на препараты I группы в период с января 1999 г. по март 2000 г. колебались незначительно. Наиболее стабильными можно назвать цены на уритрон «KRKA». В сентябре 1998 г. существенное снижение средних оптовых цен в долл. США отмечалось по двум препаратам (пермиксон, трианол), что было следствием финансового кризиса в России и Украине. К ноябрю–декабрю1998 года цены в долл. США снова повысились, рынок стабилизировался, и соответственно увеличилось количество предложений. В целом за исследуемый период отмечалась тенденция к снижению цен. Вторая группа препаратов — относительно недорогие препараты, цены на которые в большей степени зависят от платежеспособного спроса населения, чем от финансовой ситуации в стране. При этом вообще не брать во внимание указанный фактор нельзя. Из рисунка 4 видно, что ситуация июля–августа 1998 года привела к довольно значительному снижению цен (в долл. на 29%) на простатилен «Биофарма» в сентябре. За прошлый год по данному препарату сохранилась тенденция к снижению цен: они колебались от 2,24 до 3,22 долл. США. Отчетливо заметно, как сезонное (летнее) снижение спроса на лекарственные препараты повлияло на динамику цен в 1999 году. Средние цены упали с 2,56 долл. в мае до 2,24 долл. в августе. По данным текущего года, цены на простатилен «Биофарма» незначительно (на 2,5%) повысились в конце января, а затем постепенно снижались (февраль — 5,28%; март — 3,43%). Так как основные позиции на рынке в данной группе занимает простатилен «Биофарма», следовательно, общие тенденции в динамике цен оказывали прямое и непосредственное влияние на состояние цен по другим препаратам. На суппозитории с простатиленом «Лекхим» снижение цен отмечалось с начала этого года — в среднем на 4,79%. На простатилен «Иммунопрепарат» цены с мая по декабрь 1999 года снизились от 2,07 до 1,89 долл. США. Препараты III-й анализируемой группы появились на фармрынке сравнительно недавно и судя по количеству предложений имеют достаточный спрос среди групп потребителей с высокими и средними доходами. Они сформировали отдельный сегмент рынка препаратов, характеризующийся существенной зависимостью от курса долл. США. После сентября 1998 года цены на омник колебались от 36,24 до 46,35 долл., а на проскар — от 28,89 до 35,49 долл. аналогично другим импортным препаратам, резкое снижение цен в долларовом эквиваленте было в сентябре 1998 года. Омника — на 18,9%; проскара — на 20,13% по сравнению с данными августа. В течение всего 1999 года ситуация на рынке цен стабилизировалась с тенденцией к снижению цен.
Нестабильный курс доллара в июне–августе прошлого года изменил динамику цен. Средние оптовые цены колебались, но в незначительном интервале.
К концу года, цены на омник в среднем повышались на 6,55%, а на проскар, наоборот, снижались на 1,16% ежемесячно. Это является следствием конкуренции импортных препаратов, применяемых при лечении доброкачественной гипертрофии простаты, а также ценовой стратегии фирм-производителей. Уже с начала текущего года цены на исследуемые препараты несколько снизились.
Из вышеизложенного следует, что рынок данных препаратов находится в стадии формирования. С одной стороны, отсутствие конкурентоспособных отечественных препаратов определяет значительную зависимость фармрынка от финансовой ситуации в стране. С другой стороны, относительно высокая стоимость препаратов импортного производства уменьшает рамки доступности лекарственной помощи. Поэтому удовлетворение потребности населения в препаратах, используемых при лечении аденомы предстательной железы, на сегодняшний день выглядит крайне проблематичным. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|