Логотип журнала "Провизор"








С. Костив

Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов

Журнал “Провизор”

Конституция Украины гарантирует гражданам право знать свои права и обязанности.

Законы, другие нормативно-правовые акты (далее — НПА), которые определяют права и обязанности граждан, должны быть доведены до ведома населения в порядке, установленном законом. Если эта процедура не соблюдена, то вышеназванные документы являются недействительными (ст. 57 Конституции Украины).

Законы, другие акты ВР, указы Президента, постановления Кабинета Министров Украины в течение 15 дней после их принятия и подписания в установленном порядке подлежат обнародованию в официальных печатных изданиях — “Офіційному віснику України”, “Відомостях Верховної Ради України”, газете “Урядовий кур`єр”. В некоторых случаях НПА могут быть обнародованы через телевидение и радио.

НПА Верховной Рады и Президента Украины вступают в силу через 10 дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не раньше опубликования их в официальном печатном издании.

НПА Кабмина вступают в силу с момента их принятия, если более поздний срок не предусмотрен в этих НПА.

НПА Кабмина, которые определяют права и обязанности граждан, вступают в силу со дня их публикации в официальных изданиях.

Акты ВР, Президента, Кабмина, которые не имеют общего значения или нормативного характера, могут не публиковаться по решению соответствующего органа. Такие акты обнародуются путем рассылки соответствующим государственным органам, органам местного самоуправления, предприятиям, учреждениям и организациям, на которые распространяется их действие. Неопубликованные акты ВР и Президента вступают в силу с момента получения, если органом, их издавшим, не предусмотрен иной порядок.

Указом Президента от 3 октября 1992 года № 493/92 “О государственной регистрации НПА министерств и других органов исполнительной власти” предусмотрено, что документы, затрагивающие права и обязанности граждан, подлежат государственной регистрации соответственно в Министерстве юстиции Украины, Главном управлении Минюста Украины в Автономной Республике Крым, областных, районных, городских (Киева и Севастополя) управлениях юстиции.

Министерство юстиции и управления юстиции ведут государственные реестры зарегистрированных ими НПА.

Зарегистрированные НПА вступают в силу через 10 дней после регистрации, если в них не установлено более позднего срока вступления в силу (ст. 3. Указа). Министерство юстиции, другие органы исполнительной власти должны публиковать НПА, внесенные в государственный реестр, информировать о них граждан через СМИ.

В 1992 году в соответствии с Указом Президента Кабинетом Министров утверждено Положение о государственной регистрации НПА министерств и других органов исполнительной власти, которые затрагивают свободы и интересы граждан или имеют межведомственный характер. (Постановление КМУ от 28.12.92 г. № 731). В соответствии с п. 4 Положения государственной регистрации подлежат: НПА любого вида (постановления, приказы, инструкции и др.), если в них есть одна или более норм, которые:

  1. затрагивают социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Украины, устанавливают новый или изменяют, дополняют или отменяют организационно-правовой механизм их реализации;
  2. носят межведомственный характер, т. е. являются обязательными для других министерств, органов исполнительной власти, хозяйственного управления и контроля, а также предприятий, учреждений и организаций, которые не входят в сферу управления органа, издавшего НПА.

В п.5 Положения закреплен перечень НПА, которые не подаются на государственную регистрацию:

  1. персонального характера (о составе комиссий, назначений на должности и увольнения с них, поощрения сотрудников и др.);
  2. действие которых исчерпывается одноразовым применением, кроме актов об утверждении положений, инструкций и др., которые содержат правовые нормы;
  3. оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
  4. которыми доводятся до ведома предприятий, учреждений и организаций решения вышестоящих органов;
  5. направлены на организацию исполнения решений вышестоящих органов и собственных решений министерств, других органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, которые не имеют новых правовых норм;
  6. нормативно-технического характера (государственные стандарты, строительные нормы и правила, тарифно-квалификационные справочники, формы отчетности и др.);

В связи с принятием приказа МЗ от 18.02.2000 г. № 27 “Об организации проведения аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений” возникает вопрос, подлежит ли данный приказ государственной регистрации в Минюсте?

П. 4 данного приказа предусмотрено, что за несоблюдение графика прохождения аккредитации Главная аккредитационная комиссия должна подавать рекомендации Лицензионной комиссии МЗ относительно приостановления действия лицензии фармацевтических (аптечных) учреждений.

Действующее законодательство предполагает приостановление действия лицензии лишь в случае нарушения субъектом предпринимательской деятельности лицензионных условий. (п. 12 Постановления КМУ от 3.07.98 г. № 1020).

Перечень лицензионных условий, закрепленный в совместном приказе Лицензионной палаты при Минэкономики и МЗ № ЛП-6/60 от 22.03.96 г. “Об утверждении Инструкций о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на право осуществления медицинской практики, проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, розничной реализации медикаментов, условия и правила совершения этой деятельности и контроль их соблюдения”, является исчерпывающим, а полномочия Главной аккредитационной комиссии закреплены в Постановлении КМУ от 15.07.97 г. “Об утверждении порядка государственной аккредитации учреждений здравоохранения”. Из данных документов следует, что аккредитация не является лицензионным условием, следовательно, неправомерны и рекомендации Главной аккредитационной комиссии по поводу приостановления действия лицензии. Таким образом, в приказе МЗ № 27 закреплена новая правовая норма, к тому же противоречащая действующему законодательству. Следовательно, в соответствии с п.п. “д”. п. 5 Постановления КМУ от 28.12.92 г. № 731 приказ МЗ Украины от 18.02.2000 г. № 27 должен пройти государственную регистрацию в Минюсте.

Решение о приостановлении действия лицензии в случае несоблюдения графика прохождения аккредитации может быть обжаловано в судебном порядке.

В случае регистрации приказа в Минюсте без внесения изменений, отметим следующее.

Президиум Высшего арбитражного суда Украины разъясняет, что регистрация НПА в Минюсте не является неоспоримым доказательством соответствия этого акта действующему законодательству Украины. Арбитражные суды не применяют НПА, которые не соответствуют законодательству Украины, если они и будут зарегистрированы в установленном законом порядке. (п. 3 Разъяснение президиума ВАС от 26.01.2000 г. № 02-5/35 “О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с признанием недействительными актов государственных или иных органов”). Такие НПА могут быть признаны недействительными в судебном порядке.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика