Логотип журнала "Провизор"








Наталья Бенюх, канд. фарм. наук

О «новых» правилах оборота наркотиков в Украине

8 августа 1999 года принята новая редакция Закона Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров». Необходимость появления Закона была вызвана двумя основными причинами. Первая — приведение нормативно-правовой базы в сфере оборота наркотических, психотропных средств в соответствие с международными обязательствами Украины в плане регулирования общественных отношений в новых экономических условиях. И вторая — в связи с формированием в Украине новой экономической модели объективно возникла потребность в допуске к участию в обороте наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров субъектов фармацевтического рынка негосударственной формы собственности.

Для реализации всех положений нового Закона Комитету по контролю за наркотиками Министерства здравоохранения Украины было поручено разработать и представить на рассмотрение Кабинета Министров Украины проекты соответствующих подзаконных актов. Спустя восемь месяцев со дня принятия новой редакции Закона, в ходе подготовки этого материала к печати, выяснилось, что разработка подзаконных актов до сих пор не закончена, так как нормативно-правовые документы по обороту наркотических средств и их аналогов в Украине проходят длительный путь согласования с Министерством аграрной политики, Министерством экономики, Министерством образования и науки, Министерством юстиции, Государственным комитетом промышленной политики, Лицензионной палатой и Службой безопасности. На сегодняшний день ни один нормативно-правовой документ Кабинетом Министров Украины не утвержден.

Более того, на фоне административной реформы всей системы здравоохранения Украины возникают сомнения, будут ли вообще данные нормативно-правовые акты приняты Кабинетом Министров, так как в процессе ведомственного согласования, носящего зачастую бюрократический характер, появятся новые законодательные акты и Указы Президента, которые вносят существенные коррективы и в саму структуру медицинского обеспечения, и в уже разработанную нормативно-правовую базу по обороту в Украине наркотических средств и их аналогов. И этот процесс может продолжаться до бесконечности. В таких условиях невыясненным остается вопрос, какой именно орган исполнительной власти (в системе Министерства здравоохранения или вне ее) будет выдавать лицензии негосударственным фармацевтическим предприятиям для осуществления деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Необходимо уточнить, что лицензию на осуществление такой деятельности будут получать предприятия, имеющие соответствующую материально-техническую базу, квалифицированный персонал, условия для обеспечения учета и сохранности наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

С 1 сентября по 31 декабря 1998 года Государственной акционерной компанией «Ліки України» выдано 325 согласований на закупку и реализацию на внутреннем рынке наркотических, психотропных лекарственных средств и прекурсоров (кроме импорта по внешнеэкономическим договорам покупки-продажи), за 1999 год выдано 901 согласование, с начала 2000 года по 17 марта — 220.

А пока Комитет по контролю за наркотиками Минздрава Украины выдает сертификат на ввоз и вывоз подконтрольных средств, формируя их перечень в соответствии с законодательством Украины. Возникает вопрос о системе органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом наркотических средств. Его осуществляют Контрольно-ревизионная служба Минфина, правоохранительные органы — СБУ и МВД. Комитет по контролю за наркотиками Минздрава Украины сегодня не выполняет контрольных функций по причине отсутствия финансирования своих представителей в регионах Украины, и такую ситуацию нельзя считать нормальной.

Что же касается перечня подконтрольных средств на 2000 год, то он в малоизмененном виде по сравнению с прошлым годом все еще находится на утверждении в Кабинете Министров Украины и пока составляет «военную тайну».

Из наркотических лекарственных препаратов, в Украине применяются только препараты производства ХГФП «Здоровье народа»:
бупренорфина г/х р-р 0,03% д/ин по 1 мл в амп. № 5, раствор морфина г/х 1% д/ин в амп. по 1 мл № 5,
раствор омнопона 2% д/ин по 1 мл в амп. № 5,
раствор промедола 2% д/ин по 1 мл в амп. № 5,
раствор фентанила 0,005% д/ин по 2 мл в амп. № 5.

Но совершенно очевидно, что организационная неразбериха, вызванная как объективными, так и субъективными причинами, не может быть основанием для ухудшения обеспечения населения лекарственными средствами, тем более если речь идет о наркотических и психотропных препаратах. Поэтому ГАК «Ліки України» получила право контроля участников фармацевтического рынка путем выдачи им «Согласования» для оптовой закупки и реализации наркотических, психотропных лекарств на внутреннем рынке Украины. Для осуществления этой деятельности компанией «Ліки України» создан рабочий список торговых наименований подконтрольных средств в соответствии с перечнем наркотических, психотропных препаратов и прекурсоров, составленный по химическим названиям Комитетом по контролю за наркотиками. Получение «Согласования» сегодня обязательно. Этим документом сопровождается оптовая закупка фармацевтической фирмой каждой партии товара и в случае приобретения его у иностранного или у отечественного производителя, и в случае движения товара от одной оптовой фирмы к другой. Для получения «Согласования» покупатель оплачивает 140 грн. (с учетом НДС) и подает в компанию «Ліки України» заявление на получение «Согласования», копию договора на закупку и спецификацию к нему, копию справки о внесении предприятия в Единый государственный реестр, копию лицензии на деятельность фармацевтического предприятия. Если оптовый покупатель приобретает наркотические и психотропные препараты непосредственно со складов акционерной компании «Ліки України», то оплата за согласование им не производится. Полученный товар и согласование оптовые фармацевтические фирмы реализуют аптекам лечебно-профилактических учреждений, а также аптекам государственной и коммунальной форм собственности, в которых осуществляется предметно-количественный учет этих средств по установленным правилам (кстати, распределением и оборотом спирта, который также находится на предметно-количественном учете, занимается все еще «Укрфармация»). Для оборота наркотических средств, которые не реализуются в розницу в таких областях, как Одесская, Ровенская, Винницкая, где аптечные склады приватизированы, специально создавались коммунальные фармацевтические предприятия для оборота наркотических и психотропных препаратов.

рис.
Обеспеченность наркотическими ЛС в грн. на 1 тыс. населения области (города) в 1999 году

В своей работе ГАК «Ліки України» руководствуется не только подконтрольными списками, созданными в соответствии с международными конвенциями Комитетом по контролю за наркотиками, но и государственным реестром, согласно которому в большую психотропную группу, состоящую из подконтрольных и неподконтрольных лекарственных средств, попали такие препараты, как настойка пустырника, ново-пассит, пирацетам, корвалол, препараты валерианы и др. Таким образом, лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача, оказались в списке для согласования, что весьма удивило представителей практической фармации, которым сегодня можно лишь посоветовать ждать и надеяться на то, что в последнее издание государственного реестра возможно будут внесены коррективы. А пока компания «Ліки України», которой Кабинет Министров Украины поручил выдавать согласование (Постановление № 634 от 3.08.98 г.) на психотропную группу государственного реестра, разобравшись в этом вопросе, выдает «Согласование» на успокоительные средства безрецептурной продажи не на каждую закупку, а на время действия договора о поставке товара.

На внутреннем рынке Украины преобладают психотропные лекарственные средства, подлежащие контролю со стороны Комитета по контролю за наркотиками, производства фирм:
«Elegant» (Индия) — диазепам амп. 0,5% 2,0 мл № 10, диазепам таб. 10 мг № 10, № 400, элениум таб. 10 мг № 50, нитразепам таб. 5 мг, 10 мг № 50, фенобарбитон таб. 100 мг № 10, № 400, № 1000;
Тархоминского фармацевтического завода «Polfa» (Польша) — элениум таб. п/о 10 мг № 50, клоназепам таб. 2 мг № 30; реланиум таб. 5 мг № 20, тазепам таб. 10 мг № 50,
«Pharmacia & Upjohn» (Бельгия) — ксанакс таб. 0,25 мг, 0,5 мг № 30;
«Arzneimittelwerk Drecdon GmbH» (Германия) — радедорм-5 таб. 5 мг № 20;
«Sanofi Winthrop Industrie» (Франция) — транксен капс. 5 мг, 10 мг № 30.

Из отечественных подконтрольных психотропных лекарственных средств — препараты производства ПХФП «Биостимулятор» — нитразепам таб. 0,01 г № 10, нитразепам таб. 0,005 г № 20, нозепам таб. 0,01 г № 50, сибазон таб. 0,005 г № 20, феназепам таб. 0,0005 г, 0,001 г № 50,
ХГФП «Здоровье народу» — сибазон р-р 0,5% д/ин по 2 мл в амп. № 10.

Придется также подождать аптечным работникам пока урегулируется несогласованность между требованиями ныне действующего приказа № 117 Министерства здравоохранения Украины в плане отпуска из аптек спирта этилового (150 г) и зарегистрированной готовой лекарственной формы «спирт этиловый 70% 100 мл и 200 мл».

Лекарственные препараты, содержащие в своем составе прекурсоры и подлежащие контролю Комитета по контролю за наркотиками:
ХГФП «Здоровье народу» — эргометрина малеат р-р 0,02% д/ин по 1 мл в амп. № 10;
«Галена А. С.» (Чехия) — солутан 50 мл;
«Sagmel Inc.» (США) — тримекс каплеты № 20

Несовершенство законодательного механизма, пробелы в правовом регулировании играют лишь на руку подпольным дельцам международного наркобизнеса. Об этом свидетельствует размах, с которым они пытаются узаконить свои действия на территории нашего государства. Не так давно в Комитет по контролю за наркотиками поступили документы для получения сертификата на ввоз в Украину 40 тонн сырья для якобы создания моющих средств для самолетов. Но после соответствующей проверки правоохранительными органами документов и анализа образцов химических веществ лабораториями Комитета было установлено, что из этого сырья достаточно легко и быстро выделяются составные компоненты, которые используются в производстве наркотиков в подпольных лабораториях. Таких примеров сегодня можно привести немало. Поэтому контроль за оборотом наркотиков и их аналогов остается важной задачей не только в интересах медицины, но и в интересах государства.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материалов:
Белявского В. Г., доктора мед. наук, председателя Комитета по контролю за наркотиками МЗ Украины;
Раецкую Л. В., зав. юротделом Комитета по контролю за наркотикам;
Москаленко В. Н., первого заместителя председателя правления ГАК «Ліки України»





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика