Логотип журнала "Провизор"








Евгения Маркарян

Итоговая коллегия Министерства здравоохранения

24 марта состоялась коллегия Министерства здравоохранения, посвященная итогам работы за 1999 год. Приглашены были начальники управлений здравоохранения в областях, главврачи ведущих лечебных учреждений, представители НИИ, работники фармацевтической отрасли, Национального агентства и т. д. С обращением к работникам здравоохранения выступил Вице-премьер-министр Украины Н. Г. Жулинский.

В докладе Министра Виталия Москаленко было отмечено, что государственная система учреждений здравоохранения должна финансироваться в соответствии с объемами и качеством предоставляемых услуг. Приоритетными в финансировании будут скорая и неотложная помощь; помощь женщинам по беременности и родам, детям; людям преклонного возраста и жителям села; льготным категориям населения; при инфекционных и паразитарных заболеваниях; ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом; онкологическим больным; больным сахарным диабетом; при сложных формах психических заболеваний; первичная медико-санитарная помощь. Одновременно необходимо поддерживать развитие учреждений здравоохранения негосударственной формы собственности. Таким образом, должна формироваться конкуренция в области предоставления медицинских услуг.

О качестве медуслуг говорил в своем выступлении А. П. Картыш. Наконец-то было сказано, что большое количество послеоперационных осложнений, несвоевременно выявленных онкозаболеваний напрямую зависит от компетентности и квалификации врачей, а не только от сумм выделяемых из бюджета средств. Одним из важнейших показателей эффективности медпомощи является уровень заболеваемости женщин репродуктивного возраста и детей. В Украине же в последние годы отмечается рост показателей детской заболеваемости по всем основным нозологиям...

Анализу фармдеятельности и обеспечению лекарственными препаратами населения был посвящен доклад замминистра здравоохранения А. Ш. Коротко. В 1999 г. отрасль постепенно, но неуклонно восстанавливала объемы производства. За год плодотворной работы предприятия Госкоммедбиопрома достигли прироста объемов на 6,5% (885,7 млн грн.), а предприятия, производящие лекарственные средства,— на 5,4% (695,7 млн грн.). В то же время прирост по всей промышленности Украины составлял 4,3%. Позитивные изменения произошли в работе государственных предприятий отрасли, на которых прирост объемов производства превысил 26%. В целом доля отечественной продукции на рынке лекарственных средств в 1999 году была около 40% (в 1991 году она составляла 20%).

На сегодняшний день лекарственные средства производят около 180 предприятий разных форм собственности. А в 1991 году их насчитывалось лишь 50. Лицензии на право оптовой реализации лекарств получили около 4 тысяч предпринимательских структур, почти вдвое увеличилось количество аптек — теперь их около 14,5 тысяч.

В 1999 г. на одного жителя Украины отечественными производителями было изготовлено лекарств на 14 грн. С учетом импорта 1999 г. потребление лекарственных средств на одного больного в Украине составляло 8,4 долл. США.

Производство и импорт химико-фармацевтической продукции за период 1996–1999 гг.
Год 1996 1997 1998 1999
Объем производства, млн грн. 152,8 511,2 672,1 695,6
Объем импорта, млн грн. 785,4 1100,0 1051,6 1197,7

За прошедший год доля украинских препаратов увеличилась на 12%. Но, несмотря на то, что украинские препараты дешевле зарубежных аналогов на 20–60%, львиную долю средств лечебные учреждения продолжают тратить на импортные препараты. И это происходит на фоне снижения покупательной способности населения. Как следствие — потребление за последние три года лекарственных средств уменьшилось в три раза.

Создание в структуре Минздрава единого национального органа управления станет важным шагом для дальнейшей интеграции Украины в ЕС. Создаваемый департамент будет решать вопросы контроля, эффективности и безопасности лекарственных средств на двух уровнях: государственного управления и независимой системы уполномоченных экспертных учреждений.

Государство должно исполнять функцию социальной защиты и обеспечения медицинской помощи, а для этого необходимо, чтобы бюджетные средства шли на закупку препаратов у отечественного производителя. Механизм же известен — госзаказ. Однако в этом направлении ничего не делается. Например, завод по производству инсулина работает уже на полную мощность, но заказа на закупку отечественного инсулина со стороны государства нет. Аналогичная ситуация и с противотуберкулезными препаратами, полный спектр которых отечественной промышленностью производится с 1997 года. Зарубежные же аналоги продолжают закупаться за бюджетные средства. Ежегодно страна лишается 150 млн грн...

То есть на сегодняшний день сложилась парадоксальная ситуация. Производство и реализация лекарственных средств развивается и функционирует в рыночных условиях, в то же время организация медобслуживания осталась неизменной и функционирует на фоне недостаточного бюджетного финансирования. Решение проблемы — государственное социальное медицинское страхование. Было бы логичным определить на уровне Кабинета Министров стандарты применения лекарственных средств.

Остро стоит вопрос о введении системы GMP, требующей капитальных вложений.

Особого внимания требует ситуация, сложившаяся с вакцинами: почти 94% закупается за рубежом, тогда как Украина, по данным ВОЗ, в состоянии сама производить вакцины.

Нужны новые подходы и в ценообразовании на продукцию отрасли, в основе которых — регламентация Кабинетом Министров предельного уровня рентабельности на препараты, закупаемые по госзаказу.

Критическим остается и состояние перерегистрации и сертификации изделий медназначения. По непонятной логике регистрация пересекается с обязательной сертификацией УКРСЕПРО Госстандарта Украины, т. е. безопасность изделий медназначения и эффективность систем качества производства оценивают органы Госстандарта, которые вообще не имеют отношения к специфическим проблемам медицинских технологий и здравоохранения. Потому следует в ближайшее же время пересмотреть отношения с Госстандартом.

В итоговом постановлении коллегии сказано:

завершить программу развития и функционирования отрасли на период 2000–2004 гг.,
создать модель обязательного государственного соцстрахования в Украине и пакет законодательных и исполнительных нормативных документов для его внедрения;
разработать программу государственной бесплатной медицинской помощи;
подготовить программу перспективного развития отечественной медицинской и фармацевтической промышленности
завершить структурную реформу Министерства здравоохранения.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика