Логотип журнала "Провизор"








Наталья Бенюх, к. ф. н.

История фармации Галичины (XII–XX вв.)

Начало в № 20, 21, 22, 23, 24'99, № 1, 2, 3, 4, 5, 6'2000

«Петр Миколяш и Ко» — ведущая фармацевтическая фирма Галичины конца XIX - начала XX в.

Развитию фармацевтической промышленности в Галичине способствовали прагматичные иностранцы. Необходимо отметить чешского предпринимателя Петра Миколяша, открывшего во Львове аптеку «Под Звездой». Миколяш проявил себя незаурядным организатором и сумел оценить перспективы начатого им дела.

Уже на первом этапе своего существования, благодаря умелому руководству, старательности, добросовестности и трудолюбию собственника, аптека стала солидным предприятием и завоевала авторитет у клиентов.

Сначала здесь изготавливались лекарственные препараты из химического сырья, которое закупалось в Вене. В 1852 году при аптеке была организована химико-фармацевтическая лаборатория, в которой изготавливали, кроме лекарственных средств, салициловую воду для полоскания ротовой полости, мятные порошки, а также большое количество мясных порошков, кофе здоровья, газированные воды и др.

В лаборатории, оснащенной современным оборудованием, работали высококвалифицированные специалисты, что позволило уже в 50 гг. XIX в. наладить выпуск медикаментов в больших объемах и осваивать рынок сбыта. Потребителями продукции становились провинциальные аптеки, больницы, военные госпитали и население всего региона. П. Миколяш поддерживал партнерские контакты с известными европейскими фирмами «Мерк», «Байер», «Кнолль», «Ля Рош» и другими, пользовался их инвестициями и получал торговые скидки на импорт продукции.

К середине XIX в. аптека П. Миколяша стала самым большим фармацевтическим учреждением в Галичине.

После смерти П. Миколяша аптеку унаследовал его сын Карл. Работать ему было несложно, ведь в наследство он получил хорошо организованное производство. Постоянный спрос на продукцию и услуги обеспечивал высокую рентабельность, что давало возможность получения солидных доходов. Прибыль шла на расширение производства, приобретение современного высокопроизводительного оборудования. К. Миколяш поставил перед собой цель — поднять собственное аптечное производство до европейского уровня.

В течение трех лет аптека «Под золотой Звездой» (так стала называться аптека «Под Звездой») стала одной из самых больших в Европе как по объему товарооборота, так и по размерам занятой площади, ее лаборатория начала массовое производство многих лекарственных препаратов, что позволило собственнику аптеки начать оптовую торговлю.

Благодаря работе оптово-посреднического предприятия во Львове, в каждой аптеке постоянно имелся лишь самый минимальный запас препаратов. К этому делу Г. Миколяш привлек младшего брата Юлиуша и мужа своей сестры Андрея Ромашкана, банковского служащего. Компаньонам приходилось работать в достаточно сложной ситуации, так как собственники некоторых львовских аптек усматривали в этом замысле большую опасность для своих коммерческих интересов — появление мощного конкурента в лице оптового торговца могли отрицательно сказаться на их бизнесе. Поэтому они оказывали давление на местную власть, а та не спешила с выдачей концессии на открытие новой фармацевтической фирмы.

Лишь в начале 1900 года Г. Миколяшу удалось преодолеть все препятствия и открыть фармацевтическую фирму, которая была названа в честь основателя «П. Миколяш и Ко». Появление оптовой фирмы — важный этап в формировании промышленной фармации. Собственники мелких аптек видели в фирме серьезного конкурента. Вместо того, чтобы искать сферы взаимовыгодного сотрудничества, они прибегали к примитивным способам борьбы, нанося убытки и себе, и своему оппоненту. На складах фирмы накапливалось все больше товаров, которые не доходили к потребителям. Из-за затоваривания возникли значительные финансовые трудности. А для активной деятельности нужны были большие капиталовложения.

Ввиду отсутствия надлежащего финансирования пришлось сократить объемы торговли и реализовывать лишь технические и бытовые товары, свести к минимуму оптовую торговлю лекарственными средствами. В поисках выхода из создавшейся ситуации, руководители фирмы открыли отдел реализации вин испанского производства (Vinavigo Bodego). Но торговля винами, хотя и достаточно рекламировалась, оказалась нерентабельной, так как продукция была низкого качества и не отвечала стандартам. Фирма приобрела большую партию этих вин. А между тем наступал срок уплаты поставщикам (200 тысяч корон), и фирме угрожало банкротство.

Спасением стал выигранный судебный процесс с поставщиком некачественной продукции. Правда, эта победа оказалась малоутешительной, ибо существование фирмы все же было под угрозой. Эта неудача, бесспорно, связана с просчетом в прогнозировании спроса. Соучредители фирмы не находили согласия. И вскоре единственным собственником стал Андрей Ромашкан, человек неисчерпаемой энергии, наделенный талантом предпринимателя. Неудачи не сломили, а наоборот, мобилизовали силы для упорного труда.

А. Ромашкан не был фармацевтом, не имел опыта работы в торговле. Но он сумел подобрать высококлассных специалистов.

В течение первых пяти лет существования фирмы (в это время ею руководил Людвиг Повар) делались попытки развивать предприятие в разных направлениях, вести дрогерийную торговлю. И это дало определенные положительные результаты. Дела в фирме постепенно улучшались, товарооборот возрастал. Со временем тревоги аптекарей относительно усиления конкуренции со стороны фирмы чем далее, тем все больше теряли основания. От конфронтации бывшие соперники переходили к партнерскому сотрудничеству, сознавая целесообразность и выгодность функционирования оптовой фармацевтической фирмы.

В 1906 г. в компанию пришел Людвиг Менкес, которому А. Ромашкан поручил руководство фирмой. За это дело Л. Менкес взялся энергично. Он был не только способным организатором, но и очень сообразительным менеджером, который прекрасно знал спрос, умел налаживать деловые контакты. По его инициативе была усовершенствована внутренняя структура фирмы (рис.).

рис.
Рис. Схема развития и структура фармацевтической фирмы «Петр Миколяш и Ко»

Как мы видим, в структуру фармацевтической фирмы входили технический и химический отделы.

Технический отдел реализовывал краски, лаки, технические средства для домашнего и хозяйственного употребления. В его составе функционировал подотдел парфюмерии и косметики.

Химический отдел, который возглавлял Л. Менкес, осуществлял оптовую и розничную торговлю химическими препаратами, дезинфицирующими средствами, приборами и реактивами для химических лабораторий, научных исследований, перевязочными средствами, хирургическим инструментарием. На первых порах объем реализации товаров не увеличивался, а наоборот, даже падал. Это объясняется тем, что собственники аптек предпочитали закупать товары непосредственно на венских складах, так как цены там были значительно ниже, чем во львовской фирме.

Л. Менкес проанализировал причины временных неудач, изучил конъюнктуру западноевропейского рынка и наладил контакты с предприятиями, производителями европейской продукции.

Фирма заключила соответствующие соглашения и стала закупать товары непосредственно у химико-фармацевтических предприятий, в частности таких, как «Е. Мерк» в Дармштате. «Е. Шеринг» в Берлине, «Мастер Люснук Брининг» в Гохштате, «Фридрих Байер» в Леверкисене, «Людвиг Кнолль» в Людвигшафене и других. Это позволило руководителю фирмы «П. Миколяш и Ко» добиться выгодных условий надежного обеспечения Львова самыми лучшими товарами западного аптечного ассортимента. Немецкие промышленники отпускали товар по низким оптовым ценам, что отражалось на розничных ценах. Вскоре фирма «П. Миколяш и Ко» стала успешно конкурировать с венскими оптовиками.

Такие коммерческие успехи были достигнуты благодаря настойчивому труду всех сотрудников. Руководство фирмы заботилось о безупречном выполнении взятых договорных обязательств. Всегда пунктуально выполнялись сроки оплаты счетов за полученный в кредит товар, и поставщики никогда не предъявляли к фирме претензий.

Собственники аптек и во Львове, и на периферии убедились, что существование во Львове оптово-посреднической фирмы приносит им немалую материальную выгоду и стали заключать с нею соглашения на поставку товаров. Своим клиентам фирма предоставляла льготы, в частности давала товары в кредит, оперативно доставляла продукцию.

Товарооборот фирмы постоянно рос. Уже в конце первого десятилетия XX в. фирмой обеспечивалось около 1/4 оборота лекарственных средств в Галичине.

Но на этом руководители фирмы не остановились. Они пришли к выводу, что ряд лекарственных средств, в частности таких, как галеновые препараты, настойки, экстракты, пластыри, мази, инъекционные препараты и т. д., нецелесообразно импортировать из Вены или из немецких городов. Их можно изготавливать самим, ведь аптечная лаборатория была оснащена соответствующим оборудованием, не было проблем и с сырьем. Налаженный на месте выпуск основных препаратов позволял экономить значительные финансовые средства.

Инициатором создания в фирме промышленного подраздела выступил А. Ромашкан. Его поддержали Л. Менкес и львовский аптекарь, магистр фармации Л. Вевьюрский. Однако эта идея в самом начале натолкнулась на бюрократические препятствия. Чиновники недооценили важность создания такого предприятия. Кроме того, на них оказывали давление некоторые собственники небольших аптек, которые усматривали в этом угрозу собственным интересам и не хотели допускать на рынок еще одну конкурентоспособную фармацевтическую структуру.

Долго не удавалось преодолеть бюрократическую волокиту. Даже такой аргумент, как необходимость улучшения обеспечения лекарствами населения не влиял на правительство. И только спустя два года была получена необходимая концессия.

В 1910 году начала действовать фармацевтическая фабрика, которую символично назвали «Лаокоон», в честь мифического греческого жреца Лаокоона.

Фабрика была самостоятельным звеном фирмы. Здесь сразу же приступили к массовому изготовлению таких лекарственных форм, как таблетки, мази, пластыри, экстракты, настойки, растворы для инфузий и инъекций и т. п. Все это изготавливалось по традиционным технологиям. Решили производить на фабрике и собственные фирменные препараты. Инициатором освоения их производства был руководитель фабрики доктор Л. Вевьюрский. Он внедрил в фабричное производство ряд новых лекарственных средств, в частности популярный в то время препарат мышьяка для подкожных инъекций.

28 сентября 1913 года фабрика «Лаокоон» приняла участие в III Международной фармацевтической выставке в Вене, на которой ее изделия были широко представлены и получили высокую оценку специалистов. Работа фабрики отмечена золотой медалью и Почетным дипломом.

В 1914 году новаторские начинания продолжил Б. Высочанский, директор фабрики. Под его руководством был освоен выпуск органопрепаратов, которые успешно применялись в медицинской практике. В военное время (1914–1915 гг.) на предприятии изготавливались различные медицинские препараты, значительную часть которых отправляли в Вену.

Фабрика действовала как отдельное звено фирмы. Возможно, как раз это обеспечивало ее выживание в трудные времена. Руководители фирмы покрывали убытки за счет эффективной деятельности своих торгово-посреднических структур.

К началу Первой мировой войны положение фирмы «П. Миколяш и Ко» упрочилось. Она имела партнерские связи со многими зарубежными предпринимателями, наладила деловые контакты с оптовыми покупателями. На ее складах постоянно был широкий ассортимент аптечных и медицинских товаров в нужных объемах и безупречного качества.

продолжение № 8'2000





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика