Логотип журнала "Провизор"








Наталья Бенюх, к. ф. н.

История фармации Галичины (XII–XX вв.)

Начало в № 20, 21, 22, 23, 24'99, № 1, 2, 3, 4, 5'2000

Зарождение химико-фармацевтической промышленности в Галичине (XIX—XX вв.)

Прослеживая эволюцию развития аптечного дела в Галичине в XIX в., отметим, что аптеки в то время превратились из средневековой «коморы», где кустарно изготавливались лекарственные средства, в универсальные учреждения с научными лабораториями. В XIX в. в аптеках изготавливались лекарства по рецептам врачей, продавались готовые лекарственные формы предметы ухода за больными, диетические продукты, оказывалась первая медицинская помощь, проводилась проверка лекарственных средств и пищевых продуктов. Производственная деятельность аптек проходила в специальных подразделениях — лабораториях (от латинского слова labor — работать).

В начале XX в. объем лабораторных работ в галицких аптеках значительно увеличился. В связи с отсутствием в то время химической промышленности в регионе, в аптечных лабораториях синтезировали и анализировали химическую продукцию. Эта было обусловлено и тем, что ассортимент лекарственных средств на 70% состоял из препаратов, изготовленных на химико-фармацевтических предприятиях стран Западной Европы. Эта продукция была дорогой для галицких потребителей и невыгодной для реализации в частных аптеках Галичины. Поэтому каждая аптечная лаборатория расширяла свою производственную деятельность, изготавливая лекарственные средства, пользующиеся постоянным спросом. Предприимчивые фармацевты, учитывая конъюнктуру рынка, старались расширить производственную базу для того, чтобы не только обеспечить потребности собственной аптеки, но и продавать часть продукции другим аптечным учреждениям, не имевшим соответствующего оборудования и сырья, а также квалифицированных специалистов для такого производства. Аптеки с развитой лабораторной базой обеспечивали лекарственными средствами больницы.

Частная львовская аптека «Под черным орлом» представляла препараты французских фирм в Галичине и имела лицензию на изготовление в своей лаборатории запатентованных французских снадобий для реализации другим аптекам.

Уже с середины XIX в. ведущие аптеки Галичины начали выделять лаборатории в отдельные фармацевтические предприятия. Аптекари Галичины использовали местное сырье, прежде всего растительного и животного происхождения; сушили травы, изготавливали галеновые препараты и лечебные сборы. В лабораториях химическим методом получали компоненты для фармацевтических препаратов, пищевых и косметических товаров. Но далеко не все лаборатории могли получать такие сложные химически чистые вещества, как алкалоиды и гликозиды, необходимые для производства лекарств.

В период бурного развития промышленных отношений все большую роль играл определяющий экономический фактор — прибыль, и достижению определенного уровня рентабельности уделялось исключительное внимание. Это обусловливало использование прогрессивных технологий, направленных на уменьшение себестоимости продукции при неизменных показателях качества. Только это могло гарантировать конкурентоспособность продукции. В результате такой переориентации маленькие аптеки не выдерживали острой конкуренции и прекращали существование, а большие и мощные превращались в отдельные производства и со временем стали известными фармацевтическими фирмами. Например, немецкая фирма «L. D. Riedel». Ее основатель Леон Ридель в 1814 г. приобрел аптеку в Берлине, сразу же наладил работу химической лаборатории. В 1827 году начал массовое производство хинина. В 1844 году предприятие Риделя представило на рынок около 570 различных препаратов.

Аналогичный путь становления прошли и такие известные фирмы, как «Байер», «Мерк», «Шеринг» и другие, которые вывели во второй половине XIX в. немецкую фармацевтическую промышленность на первое место в мире. В начале 1914 года на немецкую промышленность приходилось почти 20% мирового объема продукции лекарств.

По определению Т. Кикта, фармацевтическую промышленность того периода представляли хозяйственные единицы, которые производили высокоочищенные органические соединения, галеновые препараты, органопрепарати, витамины, питательные средства, средства гигиены, сыроватки и вакцины, минеральные воды, соли. К фармацевтической промышленности относили также заготовителей лекарственного растительного сырья, производителей жиров, воска, химически чистых субстанций.

Возникновение фармацевтической промышленности в Галичине ориентировочно приходится на начало 50 гг. XIX в., когда аптеки на промышленной основе стали выпускать лекарства. И только в 80–90 гг. начала формироваться фармацевтическая промышленность как отрасль.

Сначала в галицких аптеках изготавливали фармацевтическую продукцию в небольших объемах, преимущественно из импортного сырья, которое поставлялось из Германии, с использованием разработанной за границей технологии.

В 80-е годы XIX в. ситуация несколько изменилась, ведущие аптеки Галичины расширили производство препаратов, которые пользовались спросом. Нужно отметить, что некоторые аптеки специализировались на выпуске определенной продукции. В 80–90 гг. XIX в. во Львове успешно производились лекарственные средства в 12 аптеках.

Правительственная и местная власть не вмешивалась в предпринимательскую деятельность, однако осуществляла контроль за качеством и соблюдением правил оформления продукции. Об этом, в частности, свидетельствуют материалы заседания Краевого совета здоровья:

  1. Производство лекарственных препаратов возможно при условии, что не только на этикетках, но и в инструкции будет описан химический состав препарата, а также количество каждого составляющего.
  2. Производство лекарственных средств, в частности новых препаратов (авторских), без указания составляющих на этикете, разрешено только при получении концессии.
  3. Производство препаратов разрешается только в общественных аптеках. Их цена должна расчитываться на основании прейскуранта. Ядовитые и сильнодействующие препараты могут продаваться только по рецепту врача.

Собственники львовских аптек по-разному подходили к обеспечению эффективной работы своего предприятия.

В 1852 году хозяин самой большой в Галичине аптеки «Под золотой звездой» Петро Миколяш приобрел для очищения в своей лаборатории нефть у бориславского предпринимателя Шнайнера — 2 бочки зловонного несовершенного дистиллята. В то время лабораторией руководил выпускник Венского университета, магистр фармации Иван Зех (Зег) — 1817–1897 гг. Ему и поручил аптекарь Миколяш провести ректификацию Шнайнеровского продукта к степени oleum petrae. Иван Зех получил прозрачный ректификат, который использовали для жестяных ламп.

Популярным в прошлом столетии было лечение природными и искусственными минеральными водами. Продавались они в аптеках в бутылках и сифонах. Львовская аптека и лаборатория «Под венгерской короной» в конце XIX в. принадлежала магистру фармации Пьепесу-Поратинскому и специализировалась на реализации природных минеральных вод Галичины. В аптеке магистра фармации Петра Гайльхофера во Львове в 1881 году изготавливались солодовые конфеты и эластичные капсулы для наполнения их различными препаратами. Сибирскую мазь и перцовые пластыри предлагал в 1881 году химик и магистр фармации Адольф Муссиль, основавший во Львове в 1874 году аптеку «Под надеждой». Мощные химико-фармацевтические лаборатории специализировались на изготовлении сложных лекарственных форм в ампулах. Так, в конце XIX в. в аптеке «Под золотым орлом» магистра фармации Яна Вевюрского изготавливались ампулы «Neo alkarsodylum», «Alkarsodylum purum», «Alkarsodylum modificaturn et Alkarsodylum ferratum». В 1900 году львовская аптека Владислава Доброжанского выпускала растворы в ампулах для обезболивающих инъекций, которые применяли в стоматологической практике.

Изготавливались и продавались в аптеках косметические средства: «различные кремы, лосьоны, зубные порошки, эликсиры, туалетные воды, пудра». Известная пудра Рощи, которую производили в в лаборатории аптеки «Под золотым Львом» магистра Симона Рощи, 1901 г., получила самое высокое признание на выставках не только в Галичине, но и за границей.

Центрами промышленной фармации становились не только львовские аптеки, но и отдельные аптеки на периферии, собственники которых были предприимчивыми и инициативными. К ним следует отнести аптеку Симона Едельмана в Богородчанах, Зигмунта Гегеля в Коломе, магистра Шандера в Сокале (известную специфическим сиропом с кодеином), его земляка магистра Юлиана Гаусберга (изготавливала фитопрепараты против подагры и порошки для лечения ревматизма) и др.

Некоторые провинциальные аптеки прославились эффективными лечебными препаратами, которые получили высокую оценку специалистов и широко использовались в лечебной практике. Здесь нужно прежде всего отметить аптеку «Хайги» магистра Марьяна Заградника из Золочева. Он смог оборудовать лабораторию, которая дала возможность изготавливать большой ассортимент лекарств, причем в лаборатории использовалось оборудование оригинальной собственной конструкции. М. Заградник был постоянным участником фармацевтических выставок во Львове, Кракове, Вене, где демонстрировал не только препараты, но и аптечное оборудование собственного производства. Магистр был отмечен 2 серебряными медалями (1881 г., Краков, 1888 г., Львов), а на Международной фармацевтической выставке 1896 года в Праге его наградили золотой медалью. Аптека М. Заградника специализировалась на изготовлении лечебных вин, соков и эссенций. А желатиновые капсулы для наполнения лекарственными средствами были вне конкуренции на рынке.

Аптека магистра Александра Маньковского из Перемышля выпускала таблетки креазотовые без запаха, покрытые шоколадом, сосново-травяной сироп, ежевичное вино, малагу с хинином и железом, таблетки с настоем опия, карманные аптечки для врачей. Изделия лаборатории А. Маньковского получили высокую оценку, а в 1887 г., на выставке в Кракове, отмечены серебряной медалью.

В конце XIX и начале XX века производство аптечных лабораторий вышло за рамки аптечного и переросло в массовое производство. Это связано прежде всего с увеличением объемов производства, усовершенствованием технологии лекарственных средств, высоким уровнем специализации. Примером такой эволюции может служить аптека львовского магистра фармации Яна Игнатовича, которая с 1876 года были перепрофилирована в химико-косметическо-кумысовое предприятие. Здесь производили микстуру против зубной боли, лечебное мыло (дегтярное), кумыс и кефир, который относили к аптечному ассортименту. Со временем лаборатория магистра Яна Игнатовича развернула производство оригинальных препаратов по собственной технологии. Например, таких косметических препаратов, как квенталин, пилиптон, черную нигретину (двух видов) и кафрину.

Осваиваемая для массового производства продукция проходила соответствующую апробацию и получала одобрения. Собственник предприятия дорожил своей репутацией, а потому достаточно тщательно относился к соблюдению установленных норм изготовления продукции.

В 1899 году во Львове была основана химико-фармацевтическая фабрика «Тлен». Эта фабрика принадлежала обществу с ограниченной ответственностью. Председателем совета был ректор Львовского университета профессор, Генрик Кадий, техническим руководителем фабрики — магистр Бронислав Косковский, а директором — инженер Сохачевский до 1914 года.

В 1906 году на фабрике работало 70 рабочих, два дипломированных химика и два механика. Здесь было «передовое оборудование и мотор на 12 лошадиных сил». На фабрике «Тлен» изготавливались: муравьиная и азотная кислота, перекись водорода, сера очищенная, нитрат серебра, нитрат и салицилат висмута, салол, тиокол, тиоформ, дерматол, аирол, горчичники, углекислые соли для ванн, лечебные мыла и перевязочные средства — вата, марля, бинты.

Со временем управление фабрикой «Тлен» перешло от фармацевтов к другим специалистам, что заметно отразилось на ассортименте продукции и вместе с химико-фармацевтическими препаратами здесь стали изготавливать различные красители, чернила, яд для мышей. Увеличилось количество косметических товаров. Фабрика изготавливала 300 сортов лечебного и жидкого туалетного мыла, различных туалетных вод и духов.

Перепрофилировали работу своих аптек и некоторые собственники. Например, магистр фармации Генрик Блюмефельд, собственник аптеки «Под золотым слоном», в 1881 году основал на базе аптечной лаборатории небольшое производство консервов, которыми снабжал австрийское войско.

По-видимому, постоянная реализация консервов, десертных и лечебных вин давала собственнику немалые доходы, что позволило в 1902 году Генрику Блюменфельду основать во Львове фабрику переработки химических продуктов. Эта фабрика изготавливала химические препараты, растительные масла, лаки, краски и растворители для технических целей. Химическая фабрика отделилась от аптеки «Под золотым слоном» и не исключено, что она имела и филиалы за пределами Львова.

Фармацевтическая промышленность в Галичине начала зарождаться в недрах аптечных лабораторий в середине XIX века. Это связано прежде всего с тем, что в начале XIX века в аптечных лабораториях фармацевтами было изобретено много новых лекарственных веществ, а также разработаны новые технологии изготовления лекарственных средств. С аптечными лабораториями непосредственно связано усовершенствование и изобретение оборудования для производства сложных лекарственных форм и препаратов.

В конце XIX в. галицкие аптеки превратились в частно-торговые предприятия. Их продукция могла конкурировать с продукцией зарубежных фармацевтических фирм, которые в XIX в. искали рынки сбыта в Галичине — провинции Австрийской монархии. Галицкие собственники аптек старались заполнить рынок своей продукцией, поэтому расширялись объемы производства, пополнялся ассортимент товаров, которые удовлетворили бы потребности населения.

продолжение № 7'2000





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика