Логотип журнала "Провизор"








Ш. Вигдорович

Тромбы традиций и ледокол авторитета:
заметки с научно-практической конференции “Актуальные вопросы диагностики, лечения и профилактики острых коронарных синдромов”

Харьков живет ожиданием весны. И вот лед тронулся. Словно дождавшись окончания затянувшихся каникул и карантинов, вслед за праздником Сретенья в наш город прилетели сразу две весенние “ласточки” — две медицинские конференции. Несколько слов об одной из них, прошедшей 17 февраля в Институте терапии АМНУ.

Конференция вызвала большой интерес и собрала свыше 200 участников, в том числе гостей из Киева и Днепропетровска. Неизменное внимание специалистов к мероприятиям ИТАМНУ понятно: “компактная” организация конференций, позволяющая врачу-практику услышать в один день много нового; актуальные вопросы, освещаемые докладчиками без излишней, как это кое-где бывает, “академической” абстрактности; наконец, активное участие академика Л. Т. Малой — вот те факторы, которые побуждают многих отправляться в неближний путь на Холодную Гору. Конференцию украсили своими многоцветными рекламными материалами представители зарубежных фирм-производителей фармпрепаратов “Санофи”, “Лечива”, “Рон-Пуленк”, “ICN Польфа”, “Ферросан”.

В выступлениях акцент был сделан на антитромбоцитарной терапии острого коронарного синдрома и профилактике острых ишемических осложнений. Здесь по-прежнему не сдает позиций аспирин, и все вновь предлагаемые препараты обычно применяются в комплексе с ним, сравниваются с аспирином в клинических исследованиях. “Стандартный” гепарин также в ходу, однако постепенно его вытесняют обладающие более высокими показателями низкомолекулярные (фракционированные) гепарины: эноксипарин (клексан), надропарин (фраксипарин) и фрагмин (дальтепарин).

Внимание собравшихся было обращено также на новый препарат для предупреждения атеротромбоза — клопидогрель (плавикс), на него сейчас, по словам докладчика, перешли многие клиники в США и Западной Европе. Следует отметить, что западные фармацевты упорно стремятся сделать свои препараты более удобными в применении. Плавикс принимается перорально 1 раз в день, причем независимо от приема пищи. Ограничений по продолжительности применения нет (если хватит денег — 14 дневный курс стоит $25).

Высокая стоимость западных новинок — лишь одна из причин того, что, по словам Л. Т. Малой, “мы боимся новых препаратов”. Пожалуй, в большей степени здесь виновата пресловутая сословная консервативность. Наши врачи в массе склонны применять те препараты и только так, как их учили в институте или как принято в их лечебном учреждении. Чтобы переубедить их, явно недостаточно активности медпредставителей фирм и ссылок на западные публикации; наши врачи недоверчивы и прислушиваются только к мнению авторитетов — профессоров, академиков.

Например, развитые страны стремятся уменьшить объемы инъекционной терапии и перейти везде, где это возможно, на пероральный прием фармпрепаратов; в это вкладываются большие средства. Сейчас в мире основное количество инъекций выполняется в странах с переходной экономикой, и инъекции витаминов занимают здесь третье место (15%). Украинские же врачи крепко держатся убеждения, что инъекция всегда эффективнее таблетки, и делом подтверждают принадлежность нашей страны к разряду неразвитых. Некоторые пациенты у нас получают в год не только десятки, но и сотни инъекций (до 500!). И витамины группы В традиционно занимают здесь немалый сегмент.

Фирма “Ферросан” предложила комплекс витаминов группы В для перорального приема, причем витаминов не 1–2, как в инъекциях, а сразу семь, и все в терапевтических дозах. Конечно, переход на такую форму явно в интересах пациентов (мало кто любит уколы), даже в смысле затрат: хотя курс “В-комплекса” относительно дорог (27–30 грн. на месяц), прибавьте к стоимости инъекционных растворов стоимость шприцов, манипуляций и т. д., и вы получите большую сумму. Но... “нас этому не учили, у нас так не принято; витамины В кололи, колем и будем колоть”.

Здесь необходимы более весомые аргументы, слово всеми уважаемого авторитета. И вот когда сама Любовь Трофимовна заговорила о новом антикоагулянте “Аклотине” (тиклопидине), врачи схватились за блокноты. Заодно она сделала комплимент и производителю препарата — “ICN Польфа”: “Я зауважала фирму, когда прочла подробный перечень побочных эффектов “Аклотина”, даже самых редких. Только серьезные фирмы отваживаются на такое”.

На рекламной листовке “Аклотина” — ледокол, расчищающий дорогу во льдах. Авторы, конечно, имели в виду борьбу с тромбами в кровеносных сосудах. Но у меня эта картинка вызвала и другую мысль — вот так мнение авторитета-академика пробивает путь новому препарату среди смерзшихся, застойных традиций сословия. Те, кто хочет продвигать свою продукцию в нашей врачебной среде, должны понимать — это пока самый эффективный способ убеждения.

Тем и полезны медицинские конференции, что иногда после них лед трогается, очищая дорогу новинкам фарминдустрии. Но это не случается само собой — “ледовый рейс” надо тщательно готовить. Так, как подготовили его коллеги на конференции в ИТАМНУ.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика