Логотип журнала "Провизор"








Юридическая консультация

Ведущий рубрики О. Печеный, юрист

Просим дать определение следующим терминам: пищевые добавки, биологически активные добавки. Подлежат ли они государственной регистрации и каким государственным органам?

Аптека № 202, г. Киев

Пищевые добавки — это натуральные или синтетические вещества, которые специально вводятся в пищевой продукт для предоставления ему желаемых качеств.

Специальные пищевые добавки — лечебные, диетические, лечебно-профилактические и биологически активные пищевые добавки, продукты детского питания и питания для спортсменов.

Биологически активные добавки — вещества или их смеси, которые используются для предоставления рациону питания специальных лечебных или лечебно-профилактических свойств.

Определение приведенным терминам дано в Положении о государственном контроле за качеством и безопасностью специальных пищевых продуктов, биологически активных добавок и пищевых добавок в процессе их государственной регистрации, утвержденном Приказом НАзК от 30 июня 1999 г. № 9.

Названные добавки подлежат обязательной государственной регистрации с внесением в Государственный реестр, которую осуществляет Национальное агентство (НАзК).

Документом, подтверждающим регистрацию и дающим право на реализацию через торговую сеть, является Свидетельство о государственной регистрации, выдаваемое НАзК.

Указом Президента Украины от 15 декабря 1999 года № 1573/99 Национальное агентство по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания, лекарственных средств и изделий медицинского назначения ликвидировано, его функции возложены на Минздрав Украины.

Поэтому все функции НАзК, связанные с регистрацией добавок, включая выдачу Свидетельства о государственной регистрации, в соответствии с Положением, осуществляет в настоящее время Министерство здравоохранения Украины.

  

К государственному аптечному учреждению налоговой инспекцией были применены финансовые санкции. Может ли быть их сумма взыскана с руководителя предприятия в пользу государства?

Профсоюзный комитет фармацевтических работников, г. Харьков

В соответствии с Законом Украины «О государственной налоговой службе» налоговые органы вправе:

применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции в виде взыскания однократного размера доначисленной по результатам проверки суммы налога или другого платежа, а в случае повторного нарушения — в течение года после нарушения, установленного предыдущей проверкой — в двукратном размере доначисленной по результатам проверки суммы налога, сбора, другого платежа;
взыскивать в бюджеты и государственные целевые фонды доначисленные по результатам проверок суммы налогов, сборов, других платежей, суммы недоимки по налогам и сборам;
налагать административные штрафы на руководителей, других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в сокрытии (занижении) объектов налогообложения, отсутствии бухгалтерского учета или его ведении с нарушением законодательства, других налоговых правонарушениях, в размере от пяти до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан.

Аудиторская компания «ЭКОНОМИСТЪ»
Аудиторская проверка — это снижение налоговых и финансовых рисков. Возможность выявить проблемы, которые мешают развитию и росту бизнеса.
То есть, если при проведении документальной проверки установлено сокрытие (занижение) объекта налогообложения, органы государственной налоговой службы вправе взыскать с предприятия доначисленную сумму недоимки, финансовые санкции в такой же сумме, а на руководителей предприятия одновременно наложить административный штраф в размере от 85 до 170 грн. Административные штрафы, наложенные на должностных лиц, не могут уплачиваться за счет предприятий, учреждений, организаций (ч. 4 ст. 308 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Вышеназванные права налоговых органов предоставляются председателям государственных налоговых администраций, начальникам налоговых инспекций и их заместителям. Решение о применении финансовых санкций принимается руководителем соответствующего налогового органа или его заместителем в срок не позднее 10 дней со дня составления акта проверки. (п. 7 ст. 11 Закона Украины «О государственной налоговой службе»). Что касается административных штрафов, налагаемых на должностных лиц предприятия, то постановление о наложении данных административных взысканий должно быть вынесено не позднее чем через два месяца со дня совершения административного правонарушения (ст. 38 КоАП).

Согласно ст. 130 КЗоТ Украины работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей. Руководители предприятий, учреждений, организаций, их заместители, руководители структурных подразделений, их заместители несут ответственность за виновное причинение предприятию прямого действительного вреда, который применительно к рассматриваемому вопросу заключается в уплате предприятием сумм штрафов, финансовых санкций и недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет. В соответствии с п. 2 ст. 133 КЗоТ указанные должностные лица несут ответственность в размере причиненного вреда, но не свыше своего среднего месячного заработка. Как указывается в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины от 29 декабря 1992 года № 14 «О судебной практике по делам о возмещении ущерба, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работникам» при решении данного вопроса необходимо выяснять наличие прямого действительного вреда, его размер, какими неправомерными действиями он причинен, входили ли в функции работника обязанности, ненадлежащее выполнение которых причинило вред, в чем конкретно заключалась вина должностного лица.

Таким образом, финансовые санкции, примененные к предприятию могут быть взысканы с руководителя, другого должностного лица предприятия частично, в пределах их среднего месячного заработка по распоряжению собственника, уполномоченного им органа или в судебном порядке по иску данных лиц или прокурора. В соответствии с Постановлением КМУ от 8 февраля 1995 года № 100 средняя заработная плата исчисляется исходя из выплат за последние два календарных месяца, предшествующих рассмотрению вопроса о возмещении ущерба. Суммы финансовых санкций, превышающие размер средней заработной платы соответствующего руководящего работника, возмещению не подлежат.

 

Предприятию, обратившемуся в арбитражный суд, было предложено оплатить счет в сумме 69 грн. государственному предприятию «Информационный центр» за информационно-технические услуги по арбитражному процессу. В счете со ссылкой на ст. 44 АПК Украины указано, что данная сумма относится к арбитражным издержкам, включая затраты по ведению электронного реестра дел, архивирование процессуальных документов, почтовую рассылку документов с одновременным направлением их электронной почтой и пр. Правомерно ли данное требование, ведь при обращении в суд уплачивается государственная пошлина?

ООО Медицинская компания «IRIC», Днепропетровская область.

Необходимым условием принятия заявления арбитражным судом является внесение стороной государственной пошлины, кроме случаев, когда она в соответствии с законодательством освобождена от ее уплаты. Госпошлина является составной частью арбитражных издержек, к которым также относят суммы, подлежащие уплате за проведение судебных экспертиз, услуги переводчика, иные затраты, связанные с рассмотрением дела (ст. 44 АПК Украины). К «иным затратам», по смыслу указанной статьи, относятся суммы, подлежащие выплате лицам, вызываемым в арбитражный суд для дачи пояснений; за проведение осмотра и исследование доказательств по месту их нахождения (п. 1 Разъяснения президиума ВАС Украины от 4 марта 1998 года «О некоторых вопросах практики применения раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Украины»), при этом не упоминается об отнесении к арбитражным издержкам каких бы то ни было «информационных услуг» по ведению дела. Законодательство Украины не содержит требования об обязательной оплате данных услуг, а потому отказ в их оплате не может служить препятствием для рассмотрения заявления в арбитражных судах Украины. Относительно затрат на рассылку документов, ведение реестра дел, архивирование документов, то они, как и финансирование арбитражных судов в целом, осуществляются за счет Государственного бюджета (ст. 35 Закона Украины «Об арбитражном суде»). В соответствии со ст. 130 Конституции Украины государство (а не отдельные предприятия, учреждения, организации) обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей.

Что касается правовой основы деятельности названного государственного предприятия и оказываемых им услуг, то их следует рассматривать как навязывание товара (услуги), не нужной контрагенту, оказание услуг с принудительным ассортиментом, что квалифицируется как злоупотребление монопольным положением на рынке (ст. 4 Закона Украины от 18 февраля 1992 года «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности») либо как недобросовестная конкуренция (ст. 9 Закона Украины 7 июня 1996 года «О недобросовестной конкуренции»).

 

Негосударственное медицинское учреждение включает в объем медицинской услуги, оказываемой пациентам, обеспечение их медикаментами, необходимыми для проведения курса лечения. Обязательно ли в данном случае получение лицензии на розничную реализацию медикаментов (как это предусмотрено для аптек)?

ООО «Медэкс», г. Киев

Согласно ст. 54 Основ законодательства Украины «О здравоохранении» граждане обеспечиваются лекарственными средствами и иммунобиологическими препаратами через аптечные и лечебно-профилактические учреждения. Отношения между пациентом и негосударственным медицинским учреждением строятся на основании заключенного между ними договора об оказании медицинских услуг, предметом которого является оказываемая пациенту медико-санитарная помощь. Ст. 3 упомянутых Основ определяет ее как комплекс специальных мер, направленных на содействие улучшению здоровья, повышение санитарной культуры, предотвращение заболеваний и инвалидности, на раннюю диагностику, помощь лицам с острыми и хроническими заболеваниями и реабилитацию больных и инвалидов. Оказание медицинских услуг в полном объеме, необходимом для проведения курса лечения, зачастую невозможно без предоставления пациенту медикаментов непосредственно врачом. Поэтому включение в состав медицинской услуги обеспечения пациентов медикаментами не является их розничной реализацией и не требует по смыслу ст. 19 Закона Украины «О лекарственных средствах» получения лицензии на розничную реализацию лекарственных средств. Это подтверждается Инструкцией о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на право розничной реализации медикаментов, условия и правила осуществления этой деятельности и контроля за их соблюдением, утвержденной Приказом Лицензионной палаты и Минздрава Украины от 22 марта 1996 года № ЛП-6/60, согласно п. 1.9 которой не подлежит лицензированию, так как не является реализацией, закупка медикаментов юридическими лицами для собственных нужд, в том числе для обеспечения амбулаторных и стационарных больных через медико-санитарные части, амбулатории, санатории-профилактории, другие учреждения здравоохранения. Подобное положение содержится и в Инструкции о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на изготовление и оптовую реализацию медикаментов, условия и правила осуществления этой деятельности и контроля за их соблюдением, утвержденной Приказом Лицензионной палаты и Госкомедбиопрома Украины от 16 июля 1996 года № ЛП-19/69.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика