Логотип журнала "Провизор"








Н. П. Аржанов

Новые учебники для нового поколения

Почему это необходимо

История общества показывает, что учебник — в конечном счете такой же необходимый инструмент прогресса, как железо, керамика, бумага и др. Человечество выжило и стало хозяином планеты во многом потому, что наши далекие и близкие предшественники сумели научить своих детей умению не только жить в реальном мире, но и адекватно реагировать на его возможные изменения. Ископаемые останки тех, кто не сумел или не захотел сделать этого, изучает сейчас археология.

Поэтому от качества сегодняшнего учебника в немалой степени зависит и наше будущее. Роль образования в судьбе народов и государств понимали классики (смысл знаменитой фразы “Франко-германскую войну 1870–71 гг. выиграл прусский сельский учитель” в том, что уровень образования в Пруссии обеспечил индивидуальное превосходство над противником среднего солдата, способного на самостоятельные действия в сложной обстановке). Анализируя прошлое, видишь, что государства, которые потом проигрывали конкурентам военные и экономические схватки, учили свою молодежь не тому, что надо, и по плохим, устаревшим учебникам, экономили на их издании и на образовании вообще.

Чем быстрее меняется мир, тем выше требования к учебнику. Ведь хороший учебник должен не просто дать новому поколению прикладные знания о сегодняшнем мире. Он обязан заложить тот фундамент, на который обучающийся сможет опереться завтра, когда прежние рецепты окажутся ошибочными и даже опасными, научить умению пользоваться фундаментальными знаниями в новых условиях.

Последнее десятилетие — время больших перемен в нашем обществе. Радикально изменились не только государственные границы, идеология, язык, но и экономический базис, уровень международных контактов и т. д. Украинское образование встало перед необходимостью ответить на вызов времени реформами. И прежде всего — дать поколению граждан, растущему в новых условиях, новые учебники.

Дело не только в том, что учебники советских времен устарели и отражают ушедшие в прошлое мир и идеологию. Серьезно изменился и сам учебный процесс, программы которого теперь дополнены десятками новых дисциплин. Теперь невозможно, как когда-то, давать студентам весь материал в лекциях (примерно треть его остается на самостоятельную работу), и сдать экзамен только по конспекту они не смогут.

Без учебника, таким образом, студент оказывается “загнанным в угол”. Старые книги вследствие не только морального, но уже и чисто физического износа постепенно выпадают из оборота. Дорогие переводные учебники по новым, “рыночным” дисциплинам тоже не слишком пригодны, потому что отражают реалии другого мира, до которого нам еще расти и расти. Новое поколение студентов ждет своих, украинских учебников, доступных каждому, и имеет на это полное право хотя бы потому, что многие из них платят за свое обучение. И если современный ВУЗ не обеспечивает своих контрактников полным комплектом учебно-методической литературы — от учебника до методических рекомендаций — то студент, серьезно думающий о своей будущей карьере, вправе усомниться: а сможет ли такая alma mater сделать его полноценным специалистом?

Рождение в Украине нового поколения учебной литературы, однако, происходит с трудом. Причин тому немало: и финансовые (государство практически не дает денег на написание и издание учебников, а мы издавна надеемся только на него), и профессиональные (многие дисциплины совершенно новые — “неоткуда списать”), и чисто психологические (что греха таить — мы привыкли, что учебники для нас писала Москва).

А ведь новые времена дают отличный шанс в этой области для энергичных, предприимчивых, не придавленных стереотипами недавнего прошлого людей. Тех, кто воспринимает открывшееся “чистое поле” не как непереходимую пустыню, а как простор для творчества. Свобода писать и издавать, глоток который мы переживаем, пока новая столица еще не переняла в полном объеме диктаторские функции прежней — она, конечно, и осознанная общественная необходимость, но она же источник и ярких эмоций, и нелишних доходов для таких людей.

Тем более, что для наших предшественников времен капитализма именно такой подход был в порядке вещей. В начале века никто не ждал милостей от государства; уважающие себя профессора считали долгом чести издать для студентов свои литографированные курсы (за свой счет!), частные издательства сами заказывали учебники и монографии преподавателям университетов, оперативно организовывали перевод и издание всех зарубежных новинок. И жалоб на слабую обеспеченность учебного процесса литературой не было.

Ясно, что первыми осознают проблему острой потребности Украины в новых учебниках и начинают практические действия по ее решению конкретные люди, не удовлетворенные настоящим и болеющие за будущее. Неравномерность нашего продвижения по этому фронту украинского высшего образования обусловлена прежде всего разной концентрацией таких людей на том или ином профессиональном участке: кто-то берет и пишет, а затем издает учебники, кто-то больше склонен к общим рассуждениям о национальной идее, а кто-то просто рассчитывает досидеть до повышенной “научной” пенсии и занят обоснованием невозможности решить проблему в принципе.

А решать ее необходимо сейчас, потому что при дальнейшем промедлении с созданием новой базы воспитания сегодняшнего молодого поколения Украина рискует проиграть свое будущее.

Как это делается у фармацевтов

Большой удачей для украинской фармации оказалось то, что энергичные люди, не боящиеся свободы, в отрасли сохранились (наверное, именно поэтому она так хорошо “держит удар”, не в пример многим другим). Колыбелью нового поколения учебников, рождающегося на наших глазах, стала Национальная фармацевтическая академия Украины. Личный пример того, что учебники можно и нужно писать, показал коллегам, как и подобает лидеру, сам ректор.

В. П. Черных, по его словам, еще в 80-е годы предлагал на конференции по фармацевтическому образованию: чтобы учебники стали лучше, надо, чтобы их писали авторские коллективы из разных городов; надо, чтобы происходил конкурсный выбор из нескольких вариантов. Москвичи возмутились: это предложение не должно даже обсуждаться — негоже-де подвергать сомнению авторитет ведущих научных школ столицы.

Но монополия центра уже давала трещины, и молодые в то время провинциалы не испугались запретов. Идея получила воплощение — В. П. Черных с Б. С. Зименковским, заведующим кафедрой фармацевтического факультета Львовского мединститута, решили начать с подготовки курса лекций по органической химии. В 1989 г. были изданы тексты 28 лекций, составившие 4 тома в 1400 страниц. Авторы разослали их специалистам на рецензию, получили прекрасные отзывы. Но самое дорогое для авторов содержалось не в формальных рецензиях — им неофициально сказали “будьте смелее, не ищите “крыши” (т. е. маститых соавторов учебника) — вы все можете сами”.

Это вдохновило авторов, и они, подключив к работе И. С. Гриценко, теперь профессора кафедры органической химии НФАУ, принялись выковывать из хорошей, но все же заготовки настоящий инструмент учебного процесса, не раз пересматривая содержание, чтобы представить материал лучше, доходчивее, интереснее, сохранив, однако, и тот фундамент, о котором говорилось выше. В 1993–1998 гг. курс органической химии был издан в Харькове на украинском и русском языках. В трех его книгах осталось около 900 страниц, но это уже был полноценный учебник, о высоком уровне которого говорит, помимо всего прочего, и присуждение Государственной премии Украины в 2000 году.

Так была решена проблема убеждения коллег, что “не боги горшки обжигают”. То, что без учебников полноценное образование сегодня невозможно, коллеги понимали и до того, но теперь осознали, что они — смогут и что кроме них это сделать некому. Это их, а не “бога, царя или героя” избрала история для нелегкой, но почетной миссии.

И процесс пошел: начиная с 1993 г. каждый год в НФАУ объявляется “годом учебника”. В более широком смысле — учебно-методической литературы, куда входят также учебные пособия и руководства, методические рекомендации, справочники и т. д. Их пишут коллективы авторов под общим началом заведующего соответствующей кафедры. Для подготовки литературы к печати в НФАУ создано издательство; печатаются тиражи в типографиях Харькова.

Компоненты этого потока имеют разную трудоемкость; поэтому “девятый вал” методических рекомендаций пришелся на 1992–93 гг., учебных пособий — на 1994–95 гг. Выдача “на гора” учебников по-настоящему пошла вверх с 1997 г. (8 изданий).

За 1999–2000 учебный год НФАУ издано 10 учебников, 34 учебных пособия, 20 научно-справочных изданий, 41 методическая рекомендация и т. д. Сегодня общее число изданных учебников достигло 53; учебной литературой обеспечено 80% дисциплин учебного плана. Примерно такой же процент литературы издается на украинском языке; русскоязычность остальной доли пока сохраняется ради иностранных студентов.

Основная часть тиража передается в библиотеку Академии, где студенты бесплатно получают всю учебную литературу. Кстати, многие из них, покидая НФАУ, правдами и неправдами стремятся забрать учебники с собой; навещая выпускников Академии, ее сотрудники нередко видят в руководимых своими воспитанниками аптеках целые библиотечки знакомых изданий.

Это — косвенное свидетельство их высокой оценки, как, впрочем, и тот факт, что учебники НФАУ, официально не поступая в открытую продажу, тем не менее тайными тропами теневой экономики попадают из типографий на книжные развалы “дикого” рынка, где пользуются устойчивым спросом.

Значит, они нужны провизорам не только для сдачи экзаменов, но и для того, чтобы суметь быстро и верно разобраться в коммерческих или производственных проблемах “взрослого” мира. Наверное, поэтому сотрудники оптовых фирм и аптечных сетей то и дело запрашивают у издательства “Менеджмент и маркетинг в фармации”, а заводчане — “Промышленную технологию лекарств”; есть и другие бестселлеры, тираж которых уже разошелся — учебники по иностранным языкам, особенно по фармацевтической латыни.

В Украине один за другим появляются новые фармацевтические факультеты, и с текущего года НФАУ стала получать от них крупные заказы на свои учебники; за последние месяцы, по словам ректора, от реализации получено около 25 тыс. грн. Заинтересовались, кстати, этими учебниками и коллеги из ВУЗов стран СНГ, запоздавшие с пониманием необходимости смены поколений учебной литературы.

Все это — бесспорные свидетельства настоящего успеха. Но сегодняшний успех надо закреплять и развивать завтра, а прежними, хоть и испытанными средствами, это будет сделать труднее. Надо снова искать новые пути к цели.

Дорога, по которой пойдет фармация

Признание печатной продукции Академии полноценным товаром приходит очень своевременно. Ведь до сих пор вся эта огромная работа выполнялась НФАУ на небюджетные средства, полученные от хозрасчетной деятельности. С одной стороны, это можно было рассматривать как благотворительность в пользу будущего Украины, с другой — как средство поддержания высокого имиджа организации и даваемого ею образования. Но кроме морального удовлетворения, НФАУ не получала от издательской активности ничего, а авторов учебников, вкладывающих в их создание значительную часть жизни, ей было разрешено “поощрять” в размере смехотворных 200–300 грн.

Теперь руководство Академии понимает, что пора переходить к фазе “эксплуатации победы”, от упоения радостью свободного творчества (“я это смог сделать!”) к трезвому, но не менее радостному сбору плодов успеха (“и смогу продать тем, кто не смог!”). НФАУ открывает информационно-рекламный отдел для изучения перспективных рынков учебной литературы, ее продвижения в Украине и за рубежом. Для этого готовится “Каталог изданий НФАУ”, который будет напечатан и размещен в Internet. Учебники будут переводиться на иностранные языки; начата подготовка их электронных версий для дистанционного обучения.

В плане НФАУ на 2000–2001 гг. записаны, кроме того, и такие серьезные задачи:

провести анализ и составить план обеспечения всех дисциплин по всем специальностям учебно-методическим комплексом “учебник—пособие (практикум)—методические рекомендации”;
издать 17 учебников, 49 учебных пособий и практикумов, 6 монографий и справочников, более 200 методических рекомендаций.

Акцентированное внимание к монографиям, написание и издание которых пока оставалось в тени вала учебно-методической литературы, тем не менее, также укладывается в общую стратегию ректора и его убежденных единомышленников. Ведь монографии — это и пособия для тех научных и практических работников отрасли, кто уже перерос уровень “молодого специалиста” и хочет достигнуть углубленного понимания своего дела, выйти на передний край современных технологий, кто готовит работу на ученую степень. С другой стороны, написание монографий — превосходное средство подготовки новых научно-педагогических кадров для самой Академии.

Все достигнутое и планируемое НФАУ в этой области, безусловно, впечатляет; рядом с этими достижениями можно поставить лишь, пожалуй, издательскую деятельность Тернопольской государственной медицинской академии. Но учебники по медицине пишут профессора ВУЗов всей Украины, харьковчанам же, за редкими исключениями, никто из коллег-фармацевтов помогать не торопится. Призывы к коллективному творчеству пока не услышаны — коллеги предпочитают потреблять готовое.

Памятуя о том, что монополия мнений даже самых светлых умов в конечном счете редко приводит к хорошим последствиям, НФАУ, наверное, стоит поискать соавторов еще не написанных учебников и монографий не среди достигших своего “потолка” и успокоившихся маститых руководителей, а в кругах честолюбивой и энергичной молодежи, рвущейся реализовать себя (да и заработать тоже), для чего на местах не всегда складываются условия. Такая молодежь у нас есть; надо только приглядеться к ней и вовремя ободрить — “вы это сможете”. Все мы, когда начинали, нуждались в этом. Тогда дело пойдет легче и не затянется на еще одно десятилетие.

История общества показывает, что успех на трудных дорогах прогресса приходит к народам и государствам, сумевшим избежать появления “потерянных поколений”, туда, где преобладают сотрудничество между поколениями, передача знаний о мире и моральных ценностях от уходящих к приходящим. Поэтому хорошие учебники, обеспечивающие этот процесс сегодня,— инструмент, которым прокладывают дорогу к будущему государства. И нельзя допустить, чтобы этого инструмента недоставало всем, а тот, что есть, был бы тупым, ржавым или с инструкцией на непонятном языке.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика