Логотип журнала "Провизор"








Ольга Бутенко, Владимир Кривенок

Кто поможет здравоохранению?

 7–8 декабря 2000 года в Киеве во Дворце искусств “Украинский дом” состоялась Вторая международная конференция стран-доноров “2001 год — год охраны здоровья населения Украины”, организованная при поддержке Агентства международного развития США.

В работе конференции приняли участие представители Кабмина и Администрации Президента, депутаты Верховной Рады, представители общественных организаций, руководство Минздрава и Академии меднаук Украины, должностные лица посольств иностранных государств и агентств международного развития ведущих стран мира, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ПРООН, ЕС и Мирового банка.

Открыл конференцию Виталий Москаленко, обозначивший в своем выступлении основные проблемы украинского здравоохранения: экономическое и законодательное реформирование отрасли, сотрудничество с общественными организациями, координация донорских потоков, направление финансовой помощи на решение первоочередных задач, связанных с распространением туберкулеза, эпидемией ВИЧ и СПИДа, проведение национальной политики репродуктивного здоровья на 2001–2005 год, пропаганда здорового образа жизни, внедрение современных медицинских технологий и т. д.

Усилиями донорских организаций в Украине создана сеть центров борьбы с туберкулезом, функционирует программа профилактики диабета, гипертонии, атеросклероза, работает просветительская программа по профилактике СПИДа, распространения наркомании и заболеваний, передающихся половым путем.

Вице-премьер-министр Украины Николай Жулинский выразил благодарность международным донорам от имени Правительства Украины и надежду на дальнейшее сотрудничество.

Ситуация в сфере здравоохранения сегодня критическая — увеличивается количество заболеваний, падает продолжительность жизни и рождаемость, падают объем и уровень медпомощи, однако уже сегодня можно констатировать, что реформа системы здравоохранения началась и для ее успешного проведения есть все предпосылки: достаточная материальная база, большой кадровый потенциал, хотя и, увы, не хватает финансов.

По мнению Министра, Украина уже делает первые шаги к выходу из кризиса, и через 5–7 лет мы может иметь мощную систему здравоохранения.

Об опыте реформирования здравоохранения в Польше рассказали Питер Берман и Збичнев Крола. Система здравоохранения в Польше до 1999 года была подобна украинской: всем жителям предоставлялась бесплатная медпомощь. В связи с социально-экономическими преобразованиями польская система здравоохранения подверглась “эрозии”.Сегодня в Польше создана национальная система страхования (работников и работодателей). Образовано 17 фондов, обладающих автономностью. Поликлиники отделяются от стационаров, приоритетно развитие семейной медицины (на примере моделей Великобритании, Ирландии, Нидерландов). Учреждения здравоохранения не зависят от центрального бюджета и самостоятельно управляют расходами, проводится регистрация предоставленных услуг. Качество медпомощи обеспечивается аккредитацией больниц и семейных врачей. Пациентам предоставляется право свободного выбора врача, обеспечивается юридическая поддержка, определена стоимость медицинских услуг.

Система реформирования позволила перейти от бюджетного финансирования к автономным фондам, контролируемым правительством, местными органами власти, получить финансовые стимулы для повышения качества предоставляемых медицинских услуг, уменьшить финансовую нагрузку на граждан. Вместе с тем реформа не решила некоторые важные проблемы. По-прежнему актуален дефицит финансирования, фонды не могут осуществлять контроль и вести переговоры, анализировать расходы, решать вопросы долгов, собственности на учреждения здравоохранения.

В дни проведения конференции Президентом Украины утверждена концепция развития национального здравоохранения (7 декабря 2000 года). Было отмечено, что государство не должно приватизировать государственные и коммунальные лечебные учреждения, однако следует предусмотреть возможность передачи части функций управления объектами здравоохранения в руки частных компаний. Между государством и лечебными организациями предусматриваются контрактные отношения. Уже сейчас целесообразно введение элементов страховой медицины.

На сегодня проблема номер один — доступность лекарств для людей малоимущих. Следует провестин мониторинг цен на препараты, выпускаемые отечественными производителями.

О государственной закупке лекарств, изделий медназначения и медоборудования рассказал Юрий Поляченко, заместитель Министра здравоохранения.

К 1 декабря 2000 г. Минздрав провел 16 тендеров и заключил контрактов на сумму более 60 млн грн. Благодаря процедуре открытых торгов удалось достичь максимальной прозрачности в совершении закупок и честной конкуренции. Цены, предложенные на тендерах, на 10–30% ниже рыночных, что позволило дополнительно закупить товары на сумму 4,7 млн грн. Такие торги проводились впервые.

В. М. Матвийчук, замминистра финансов, проанализировал структуру расходов, предусмотренных бюджетом 2001. В частности, на закупку иммунобиологических препаратов выделено более 76 млн грн., что полностью покрывает потребность в них, на закупку инсулинов — 52 млн грн., на закупку онкопрепаратов — 47 млн грн., что позволит проводить лечение детей с онкопатологией без привлечения средств родителей. С целью экономического реформирования здравоохранения предусматривается внедрение альтернативных источников финансирования отрасли и оптимизации существующей системы лечебно-профилактических учреждений.

Небезынтересна позиция Министерства финансов в отношении обязательного медицинского страхования. В настоящее время на рассмотрении находится несколько законопроектов, и все они направлены на повышение ответственности учреждений здравоохранения и в конечном итоге на повышение качества предоставляемой медпомощи, часть проектов предусматривает привлечение средств за счет застрахованных лиц, часть — за счет потребителей. Однако в сложившихся социально-экономических условиях привлечение средств населения весьма проблематично.

Оплата страховых взносов работодателями приведет к увеличению налоговой нагрузки на производителя, а потому введение обязательного страхования невозможно без изменения существующих ставок налогообложения.

Организация новых структур фондодержателей потребует введения около 5 тыс. новых должностей, что будет стоить государству (фонд заработной платы) более 8 млн грн., а расширение планово-финансовых служб в учреждениях здравоохранения требует дополнительно 2 тыс. должностей (5 млн грн.). В таком виде введение обязательного медстрахования нецелесообразно. По мнению В. Матвийчука, необходимо принять закон о добровольном медстраховании (юридических и физических лиц), где детально будут определены его элементы и механизмы, и только по достижении экономической стабильности в государстве вводить обязательное страхование.

Сейчас необходимо расширить предоставление платных медуслуг (учитывая негативный опыт 1996 года), что требует законодательного толкования ст. 49 Конституции Украины. Чрезвычайно важным является определение гарантированного объема медпомощи, который должен иметь прозрачный механизм гарантированности и быть обоснованным с точки зрения финансирования.

Еще одна важная задача — изменение структуры расходов в здравоохранении (стационарная и амбулаторная помощь).

Ведомственными следует оставить лишь те учреждения, где обследование необходимо в ходе производственного процесса, все они должны быть переданы в подчинение Минздраву, другие же — переданы в коммунальную собственность и финансироваться из местных бюджетов.

На пленарном заседании “Контроль стандартов качества национальных лекарственных средств” состоялось обсуждение актуальных проблем фармации между представителями Департамента и донорами-представителями международных проектов. Вернер Гилсдорф, менеджер проекта “Tacis” в Украине, выделил основные задачи для фармсектора:

создание компетентного органа, который будет производить выдачу сертификата качества GMP;
постепенное внедрение системы GMP;
более решительное привлечение Украиной фондов, других источников для получения финансовой поддержки и введения на рынок препаратов, соответствующих стандартам GMP, в частности привлечение иностранных фармпредприятий;
улучшение деятельности региональных лабораторий контроля качества;
создание центров подготовки кадров по внедрению GMP (первые 7 человек уже прошли подготовку).

Анализируя перспективы введения системы GMP в Украине, сотрудник Департамента Полищук А. И. отметил, что полный переход на стандарты GMP приведет к перераспределению рынка отношений. Так, произойдет перераспределение рынка оптовых продавцов. В США насчитывается 6 дистрибьюторский компаний, в Германии — 8, а в Украине их 4 тыс. Внедрение контроля качества потребует соответствующей дистрибьюторской практики.

В заключение участники круглого стола отметили, что единственный шанс для многих предприятий выжить — это переход на стандарты GMP. По прогнозам специалистов уже в следующем году Украина выйдет на экспорт своей продукции.

На конференции был затронут актуальный на сегодняшний день вопрос репродуктивного здоровья населения.

В докладе, посвященном национальной политики по вопросам репродуктивного здоровья, Нина Гойда, начальник Главного управления организации оказания медицинской помощи населению МЗ Украины, отметила, что интегральным показателем репродуктивного здоровья является бесплодие. Согласно официальным статистическим данным в Украине насчитывается около 40 тыс. бесплодных семей, однако реальный уровень этой патологии значительно выше. При подготовке национальной программы проведены социологические исследования, позволяющие определить более реальный показатель — 6,8%, что значительно выше официального уровня. В мире процент бесплодия составляет 10–15%. За последние 3 года в Украине, благодаря совершенствованию медицинской помощи (в том числе при донорской поддержке), наблюдалась стабилизация показателей материнской и перинатальной смертности. В то же время не сокращается рост ЗППП, ВИЧ-инфицированности, хронических воспалительных заболеваний женкой половой сферы и других факторов, формирующих репродуктивное здоровье.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика