Логотип журнала "Провизор"








В. Н. Москаленко,
заместитель генерального директора ГАК “Ліки України”

Еще раз о наболевшем

Несмотря на явные проблемы в фармации ни у кого нет сомнений в том, что система лекарственного обеспечения Украины будет развиваться. За годы перестройки создана и продолжает совершенствоваться национальная нормативная база фармации. Постепенно налаживается деятельность аптечных учреждений, значительные успехи отмечаются в науке и в подготовке кадров. Конечно, хотелось бы, чтобы изменения к лучшему происходили быстрее и были стабильными, тем не менее…

Фармацевтическое сообщество не успевает иногда реагировать на те бесконечные изменения, которые производит Министерство здравоохранения при создании различных органов, курирующих работу отрасли. Каждый вновь образованный орган разрабатывает нормативные документы с учетом собственных интересов, а у практиков возникают проблемы с лицензированием, аккредитацией, регистрацией препаратов и др.

Для обсуждения этих проблем Государственная акционерная компания “Ліки України” в октябре этого года провела совещание в г. Гурзуфе.

В совещании приняли участие народный депутат Украины А. Н. Беловол, представители 22 областей, руководители областных объединений, предприятий “Фармация”, были представлены аптечные учреждения всех форм собственности.

Были рассмотрены вопросы роли фармацевтической отрасли в социально-экономической жизни Украины, актуальные аспекты ее развития на уровне государства и регионов, детально проанализированы нормативные акты о лицензировании, обороте наркотических и психотропных лекарственных средств и др.

Все сошлись в одном: существующий порядок управления и координации фармацевтическим сектором не удовлетворяет участников рынка. Поэтому особые дискуссии развернулись при обсуждении схемы управления и координации фармации.

Были рассмотрены две схемы управления фармацевтическим сектором, представленные фармацевтическим сообществом Харьковщины и группой ведущих научных работников Киевской медицинской академии последипломного образования им. П. Л. Шупика, практиков фармации.

Отмечено, что представленные схемы заслуживают внимания и тщательного изучения. Тем не менее, по нашему мнению, объединение отдельных позиций каждой из схем даст наиболее оптимальный вариант проекта органа управления и координации фармацевтическим сектором Украины.

Следует заметить, что организационно-правовые формы управления и координации фармацевтическим сектором в странах ближнего зарубежья создавались не сразу. Для этого нужно было время, определенные усилия, учет особенностей государственного сектора и специфики организации национального здравоохранения. Так, аптечная служба Европы до сих пор является частью системы здравоохранения, хотя деятельность аптек тесно связана со сферой финансов и торговли. Вышестоящим органом управления и государственного надзора за аптечной службой (за некоторым исключением) является Министерство здравоохранения в лице Аптечной палаты или другого объединения фармацевтов. Анализ ситуации в аптечной службе за границей показывает, что сегодня нет оптимальной модели организации аптечной службы.

На наш взгляд, для Украины, которая имеет ограниченные бюджетные возможности, наиболее реальным является создание хозрасчетного органа на средства-взносы от субъектов хозяйственной деятельности, которые занимаются розничной, оптовой торговлей лекарственных средств и их изготовлением. На механизме образования взносов в данной ситуации не следует останавливаться, хотя наработки по этому вопросу имеются.

Остановимся на названиях: “Департамент фармации” или “Аптечная палата”. Названия “Департамент”, “Госфармация” и “Главное фармацевтическое управление”, исходя из фактического состояния форм собственности аптечных учреждений и законодательных норм хозяйственной деятельности предприятий, нецелесообразны.

Структура Департамента фармации (Аптечной палаты)

Необходимо затронуть еще один вопрос — разработка нормативно-технической документации по вопросам фармации.

Так, в одной из представленных схем значительная роль в “обслуживании” органа управления отводится профессиональным, научно-исследовательским институтам, имеющим кадры и научные базы, специализирующимся на конкретных направлениях деятельности. Их специалисты способны предоставлять квалифицированные услуги по разработке нормативно-правовой базы, проводить независимую экспертизу и активно участвовать в решении всех текущих вопросов как на государственном, так и на областных уровнях управления и координации деятельности субъектов фармацевтической деятельности независимо от их форм собственности. Необходимо отметить, что возлагать большую надежду на безвозмездную работу по разработке нормативной документации не следует.

В Украине с 1976 года функционирует Украинский научно-исследовательский центр фармации, который мог бы на хозрасчетной основе квалифицированно возобновить деятельность по разработке нормативно-технической базы.

Почему возникает вопрос об органе управления фармацией, ведь соответствующим постановлением КМУ от 30.03.2000 г. при Министерстве здравоохранения Украины создан Государственный департамент по контролю за качеством, безопасностью и производством лекарственных средств и изделий медицинского назначения?

Исходя из названия, Департамент должен иметь основную функцию — контролирующую, тем не менее основными функциями его деятельности являются совсем иные, в том числе: организация государственных поставок медицинской и микробиологической продукции; разработка и реализация целевых программ развития медицинской и микробиологической промышленности. А вопрос контроля качества лекарственных средств дублирует функции государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств. Существование Госинспекции определено Законом Украины “О лекарственных средствах”. Необходимо узаконить понятия “фармацевтическая деятельность”, “аптека” и определиться, кто же имеет право заниматься “фармацевтической деятельностью”, если нет соответствующего Закона “Основы законодательства здравоохранения”.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика