Логотип журнала "Провизор"








Александр Листопад

Нестероидные противовоспалительные средства для местного применения в структуре фармацевтического рынка

Журнал "Провизор"

За последнее десятилетие произошли заметные изменения в психологии потребителя фармацевтических товаров. Улучшение собственного здоровья не рассматривается только через призму успехов медицины и фармации. Сегодня среднестатистический потребитель по отношению к собственному здоровью занимает активную позицию. Этому способствует повышение общеобразовательного уровня населения, улучшение качества и продолжительности жизни, а также активное развитие рынка безрецептурных препаратов. За рубежом разработана концепция ответственного самостоятельного лечения, сущность которой заключается в использовании лекарственных препаратов потребителями для лечения легко распознаваемых симптомов (простуда, недомогание, головная и мышечная боль, нарушения пищеварения и т. д.) [2]. ВОЗ определяет лекарственные препараты для самостоятельного лечения как быстро и эффективно действующие средства, применение которых не требует медицинских консультаций. Кроме того, они должны быть доступными по цене, безопасными, удобными в применении и иметь соответствующее информативное обеспечение.

В структуре безрецептурного рынка многих стран нестероидные противовоспалительные средства для местного применения занимают прочные позиции. Продвижение этих препаратов является одним из направлений маркетинговой стратегии многих фармацевтических фирм. Рассмотрим состояние отечественного рынка этих препаратов.

Из 29 торговых названий около четверти составляют отечественные препараты. Это продукция крупнейших фармацевтических компаний: “Здоровье”, “Борщаговский ХФЗ”, “Киевмедпрепарат”, “Дарница”, “Фармак”, “Красная Звезда”, а также сравнительно молодого предприятия отрасли — “Новофарм-2000”. 22 зарубежные фирмы представляют всего по одному торговому названию. Преимущественно это фармацевтические компании стран Западной Европы и Индии (“Slovakofarma”, “Hemofarma”, “Vramed”, “Lek”, “GlaxoWellcome Poznan”, “KRKA”, “Bayer”, “Menarini”, “Sopharma”, “Lupin”, “Wave”, “Unique” и т. д.). Немецкие препараты представляли 4 фирмы: “Hexal AG”, “Dolorgiet”, “Bayer”, “Boehringer Ing”. Кроме того, зарегистрированы препараты компаний “Novartis”, “Mepha”, “Rhone-Poulenc”, “Pfizer” и греческой фирмы “Faran”. Отсутствуют на рынке препараты заводов и фармфабрик из стран ближнего зарубежья, чья продукция традиционно представлена в структуре безрецептурного рынка Украины.

Распределение препаратов по международным названиям и лекарственным формам представлено на рис. 1. В наибольшем ассортименте представлены препараты диклофенака. Дублирование характерно как для отечественного, так и для импортного ассортимента. Например, препараты диклофенака представляют “Здоровье” (4 формы выпуска), “Борщаговский ХФЗ” (3 формы выпуска), “Киевмедпрепарат” (5 форм выпуска). Диклофенак предлагают также “Slovakofarma”, “Novartis”, “Hexal AG”, “Lupin”, “Hemofarma”, “Wave”, “KRKA”, “Mepha”, “Faran”. Только одним препаратом представлены этофенамат (ревмон гель, “Bayer”) и ибупрофен (долгит крем, “Dolorgiet”). Пироксикам представлен двумя препаратами — гель “Фелден”, “Pfizer” и мазь “Хотемин”, “Egis”. Комбинированные препараты — мазь “Мефенат”, “Фармак” и гель “Финалгель спорт”, “Вoehringer Ing”.

рис. 1
рис. 1
Рис. 1. НПВС для местного применения по международным названиям и лекарственным формам

Что касается лекарственных форм, то основу исследуемого ассортимента составляют препараты, выпускаемые в виде гелей.

Фактическое состояние рынка НПВС для местного применения оценивалось по данным прайс-листов журнала “Провизор” № 20’2000, еженедельников “Аптека” № 40–42’2000, “Фарм-бюллетень” № 39–41’2000 и журнала “Фармация” № 20’2000. С учетом всех выпускаемых форм оптовыми фирмами предлагалось в октябре 22 препаратов. Количество предложений составляло 379, из которых 140, или 36,94%, были предложения по отечественным препаратам. Соответственно 239 предложение, или 63,06%, приходилось на импортный ассортимент. Интересно, что на 1 отечественный препарат приходилось в среднем 20 предложений, а на импортный — 15,8 предложений оптовых фирм. Нельзя не отметить препарат, занимающий самый высокий показатель в рейтинге предложений. Это фастум гель 2,5% 50 г фирмы “Menarini”, активно продвигаемый в средствах массовой информации. Он имел 74 предложения, что составило 19,53% от всех предложений по исследуемой группе препаратов. Следуемый за ним кетонал гель 5% 30 г “Lek” имел 33 предложения, что в 2,24 раза меньше, чем у фастум геля. Далее следуют 6 препаратов, занимающих также довольно стабильные позиции на рынке. Они имели от 20 до 30 предложений оптовых фирм. В сравнении с препаратами других фармакотерапевтических групп, это высокий показатель в рейтинге предложений. Данный перечень составили метиндол мазь 5% 30 г “GlaxoWellcome Poznan”, диклофен-гель 3% 25 г “Борщаговский ХФЗ”, индометацин-Дарница гель 3% 15 г “Дарница”, мазь индометациновая 5% 40 г “Красная Звезда”, диклофенак натрия гель 1% контейнер и банка “Здоровье” (рис. 2, 3). По одному предложению приходилось на препараты фирмы “Dolorgiet”. Препараты с международными названиями этофенамат и пироксикам имели соответственно 10 (ревмон гель 5% 50 г “Bayer”) и 7 (фелден гель 0,5% 25 г “Pfizer”) предложений от оптовых фирм.

рис. 2
Рис. 2. Предложения и средние оптовые цены на препараты диклофенака и кетопрофена в октябре 2000 г.

рис. 3
Рис. 3. Анализ оптового рынка препаратов индометацина (октябрь 2000 г.)

Коэффициент ликвидности цен по исследуемой группе колебался в интервале от 0,07 до 5,25. Следует отметить, что в группе препаратов-лидеров (от 20 предложений и более) указанный показатель имел значение от 0,12 до 0,46. Таким образом, можно говорить о жесткой конкуренции в данном сегменте рынка НПВС. Например, диклофенак гель 1% туба 50 г производства “Здоровье” предлагали 25 фирм, и коэффициент ликвидности оптовых цен был равен 0,18. Препарат-аналог, выпускаемый “Борщаговским ХФЗ”, имел 20 предложений и коэффициент ликвидности цен — 0,14.

Рейтинг предложений по препаратам различных фирм-производителей представлен на рис. 4.

рис. 4
Рис. 4. Рейтинг предложений по препаратам различных фирм-производителей

Обзор рынка НПВС местного применения был бы не полным без анализа цен. Доступность препарата в ценовом отношении для среднестатистического потребителя является важным требованием к средствам безрецептурного отпуска. В качестве предмета исследований были данные “Архивов Доктора Прайса II” журнала “Провизор” за 1998–2000 гг. по кварталам. Статистический отчет содержал данные по девяти препаратам диклофенака, наиболее распространенного препарата в анализируемой группе. Далее были отобраны препараты, имевшие стабильную динамику предложений:

алмирал, гель 1% 25 г “Medochemie”;
диклофенак натрия, гель 1% 30 г, 50 г и 100 г “Здоровье”;
наклофен, гель 1% 60 г “KRKA”;
олфен, гель 1% 20 г “Mepha”.

Исследуемые препараты представляли разные ценовые категории. Высшую — олфен, среднюю — алмирал и наклофен; низшую — диклофенак натрия. Для наглядности и удобства сравнения была рассчитана цена 10 г препарата.

Динамика средних оптовых цен в долл. США представлена на рис. 5. Можно выделить по трем препаратам (диклофенак натрия, наклофен, олфен) сходную тенденцию изменения цен с января по октябрь 1999 г. Это снижение в апреле 1999 г., затем повышение к средине года. Далее отмечалось снова уменьшение цен. Темпы роста/снижения были различны. Так, относительно октября 1998 года средняя цена диклофенака натрия возросла в январе на 54,55%, далее уменьшилась в апреле на 18,63%. Повышение в июле составило 6,63%, а снижение к октябрю — 24,29%. По наклофену изменение цен составило: -16,33% (январь 1999 года в сравнении с июлем 1998 года); -2,41% (апрель/ январь 1999 года); +7,42% (июль/ апрель 1999 года); -12,76% (октябрь/ июль 1999 года). Соответственно по олфену показатели следующие: +2,21% (январь 1999/ июль 1998 года); -24,67% (апрель/ январь 1999 года); -0,27% (октябрь/ июль 1999 года). Алмирал имел отличную от рассматриваемых препаратов динамику цен.

рис. 5
Рис. 5. Динамика средних оптовых цен на препараты диклофенака (гель 1% по 10 г) разных фирм-производителей по кварталам 1998–2000 года

В этом году диклофенак натрия и олфен имели общую тенденцию к увеличению цен, а алмирал и наклофен, наоборот, к снижению. Так, средние оптовые цены в июле возросли по сравнению с апрелем на 16,07% по препаратам диклофенака натрия и на 9,07% в случае олфена (апрель/январь). Снижение в период с января по июль по алмиралу составило 3,54%, а наклофену — 32,76%.

На графике видно, как препараты средней ценовой категории — наклофен и алмирал — мигрируют в пограничные ценовые пространства. Такая тактика является достаточно распространенной в условиях жестокой конкуренции и низкого платежеспособного спроса потребителей.

Разработка концепции ответственного самолечения в соответствии с особенностями отечественного рынка, потребителей фармацевтических товаров требует серьезных научных исследований. Немаловажное место при этом должен занимать маркетинговый и фармакоэкономический анализ существующего рынка безрецептурных препаратов. Предложенный обзор позволяет дать качественную оценку отдельного сегмента этого рынка, поэтому имеет определенную актуальность и практическую значимость.

Литература

  1. Компендиум 1999/2000 — лекарственные препараты / Под. ред. В. Н. Коваленко, А. П. Викторов.— Киев: Морион, 1999.
  2. Лицензирование в Европейском Союзе: фармацевтический сектор / Редакторы-составители В. А. Усенко, А. Л. Спасокукоцкий.— К.: Морион Лтд, 1998.— 384 с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика