Логотип журнала "Провизор"








Б. П. Громовик

К необходимости широкого внедрения в теорию и практику фармации новой отрасли экономической науки — логистики

Львовский государственный медицинский университет им. Данила Галицкого

Раскрываются концептуальные основы и экономическое содержание логистики, рассматриваются вопросы ее развития и внедрения в фармацевтическую отрасль

В условиях роста конкуренции особое значение приобретают современные подходы к планированию и управлению физическим распределением товаров, что позволяет гибко реагировать на потребности населения. Без эффективного и целенаправленного управления товарными потоками невозможно обеспечить успешное продвижение товаров на рынок. Интеграцию систем, связанных с прохождением товаропотока от производителя к потребителю, можно осуществить при помощи новой отрасли экономической науки и новой сферы профессиональной деятельности — логистики.

Логистика — это процесс управления и планирования материальными, финансовыми и трудовыми потоками, а также информационным потоком с целью ускорения физического распределения и минимизации общих расходов при снабжении, производстве и сбыте товара.

Конкурентоспособность предприятия определяется интегрированием маркетинговых атрибутов (комплекса маркетинга) и логистических функциональных сфер (поставка, сбыт, транспортировка и т. п.). Миссией маркетинга является достижение необходимого уровня конкурентоспособности как гарантии реализации товара, а миссией логистики — создание механизма формирования достаточного уровня конкурентоспособности, т. е. логистика является способом реализации целей маркетинга. Другими словами, руководствуясь концепцией маркетинга, предприятия выявляют, создают, изменяют, стимулируют спрос. Использование концепции логистики дает возможность его удовлетворить.

Связь логистики и маркетинга можно проследить на примере четырех “Р” [8]:

товар: размер, масса, упаковка, условия хранения влияют на транспортные и складские расходы;
цена: логистические затраты (содержание товарных запасов, транспортные, складские, упаковочные и другие затраты);
сбыт: решение вопроса оптимального физического движения товара путем формирования каналов распределения;
продвижение: дизайн, персональная продажа, логистическое обслуживание потребителя (телеобслуживание, телепродажа, Интернет-технологии и т. п.).

В отличие от маркетинга, который нередко осуществляет свою деятельность вообще, безадресно (рекламные кампании, исследования спроса и предложения и т. п.), логистика — наука о конкретном, практическом, физическом распределении материальных ресурсов, связанных со складированием и движением готовой продукции и сырья от источников снабжения к началу производственного процесса и далее к потребителю [1].

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, получившую название “семи правил логистики”,— необходимый товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в необходимое место в необходимое время необходимому потребителю с минимальными затратами. Принципиальное отличие логистического подхода к управлению материальными потоками от традиционного состоит в интеграции отдельных звеньев товаропроводящей цепи в единую систему, способную адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Методом логистики является системный подход к изучению экономических процессов и явлений, в частности материальных, финансовых, трудовых, информационных потоков [7, 9].

Системность логистики означает, что:

все участники товародвижения (на макроуровне — поставщики, посредники, потребители, на микроуровне — функциональные отделы фирмы: снабжения, планирования, сбыта и др.) рассматриваются как элементы целостности, а сам процесс — как качественно неоднородный;
связи между всеми участниками соответствующим образом организованы и согласованы, соединены с технологией процесса товародвижения (на макроуровне — они определяются условиями контракта между контрагентами, на микроуровне — организационно-технологическими стандартами предприятия);
обеспечивается синергический или интегральный эффект [5].

Инструментарий принятия логистических решений включает методы исследования операций (задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания, упорядочивания и согласования, соревнования (игр), поиска и т. п.), ABC и VEN (XYZ) — анализы, функционально-стоимостный (фармакоэкономический) анализ, расчетную матрицу стоимостных оценок, распределительную матрицу, балансовый метод.

Предметом логистики могут быть все процессы, связанные с изменением параметров размещения, времени, перемещения, формы потоков на предприятиях, причастных к логистической цепи. Основными объектами исследования логистики являются логистические затраты, материальный, финансовый, трудовой и информационный потоки, логистическая система, логистическая цепь, логистические операции, логистическая функция и т. п. Для фармации такими объектами являются: отбор необходимых лекарств, выбор поставщиков (потребителей), процесс складирования, упаковки, транспортировки и поставки лекарственных средств, система менеджмента, в том числе рациональный фармацевтический менеджмент и связанные с ним фармакоэкономические исследования.

Материальный поток представляет собой совокупность сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, которые движутся от поставщиков через производственные, а также посреднические предприятия к конечным потребителям.

Финансовый поток связан с денежными вознаграждениями членов канала распределения за предоставляемые услуги, а также с мобилизацией ресурсов и формированием финансового обеспечения.

Трудовой поток включает подготовку и движение работников необходимой квалификации.

Информационный поток соответствует материальному (финансовому, трудовому) потоку и рассматривается как совокупность циркулирующих в логистических системах, между ними и в отношениях с внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля за логистическими операциями.

Логистическая система представляет собой адаптивную систему с обратной связью, которая выполняет определенные логистические функции и операции, состоит, преимущественно, из нескольких подсистем и имеет довольно развитые связи с внешней средой. Логистической системой может быть предприятие, отрасль, район, область, страна

Под логистической операцией понимают совокупность действий, направленных на преобразование материального (финансового, трудового) и/или информационного потоков. Логистическими операциями считают транспортировку, складирование, упаковку, комплектование, погрузку, разгрузку, сбор, хранение и обработку информации и т. п. Логистическая функция является укрупненной группой логистических операций, направленной на реализацию целей системы. Выделяют три базовые логистические функции: поставка, производство и сбыт.

Логистическая цепь — это линейно упорядоченная совокупность юридических и физических лиц (производителей, посредников, потребителей), осуществляющих логистические операции по доведению материального потока от одной логистической системы к другой или конечным потребителям. Он характеризуется такими составными, как логистический канал (отчасти упорядоченная совокупность посредников), логистический цикл (время с момента оформления заказа на товар до его доставки на склад потребителя) и логистический центр (юридическое лицо, которое берет на себя выполнение значительной части логистических операций). Для характеристики логистического цикла существует еще два подхода. Один из них базируется на концепции достижения интеграции логистических функций, другой — на конструкции, состоящей из узлов и звеньев, под которыми понимают соответственно субъекты хозяйствования, а также коммуникации и транспорт [13]. Согласно с этими подходами логистический цикл имеет три основные составляющие [3]:

снабженческую логистику, которая для производственного предприятия заключается в обеспечении заготовки сырья в соответствии с программой производства (срок, количество, качество, ассортимент) с минимальными затратами, для оптового предприятия — в обеспечении заказа товара в соответствии с программой сбытовой деятельности (срок, количество, качество, ассортимент) с минимальными затратами;
производственную логистику, сущность которой в организации согласно заказам непрерывного технологического процесса при одновременной минимизации наличия товаров в процессе изготовления и затрат на производство;
сбытовую логистику, для которой характерна организация сбытовой деятельности в соответствии с заказами клиентов с минимальными общими расходами на складирование товара, его упаковку, погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку.

Формирование логистических систем привело к образованию нового термина “логистические издержки”. Основу логистических издержек составляют издержки на выполнение логистических операций. По экономическому составу логистические издержки частично сопоставимы с издержками на производство и обращение товаров.

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию ее издержек. Калькуляция издержек осуществляется не по функциональным принципам, а с ориентацией на конечный результат: сначала определяют объем и характер работы логистической системы, а потом затраты, связанные с ее выполнением. При этом получил развитие новый подход к расчету издержек, заключающийся в разработке миссий, т. е. определении целей, которые должны быть достигнуты логистической системой в рамках новой ситуации “товар—рынок” [4].

Необходимо отметить, что главным отличием целеположения на основе метода миссий от традиционных методов постановки целей является то, что миссии “пересекают” основные логистические функциональные сферы (логистические функции или центры издержек), тем самым определяя тот вклад, который каждая из подсистем должна внести для достижения общей цели [10].

Пример калькуляции издержек на основе метода миссии для фармацевтической фирмы-производителя приведен на рисунке. Как видно из данных матрицы, калькуляция издержек представляет определение, с одной стороны, затрат на логистику в соответствии с ее целями (“выходами”), а с другой — сумм расходов, связанных с выполнением логистических функций (“выходов”). При калькуляции, а также анализе издержек по миссиям учитываются не общие издержки системы, ориентированные на “вход”, а те из них, которые непосредственно связаны с выполнением конкретной миссии, т. е. ориентированы на конечный результат [6]. При этом важную роль играет метод компромиссов, сущность которого заключается в том, что изменения издержек в каждой из подсистем (миссии или логистической функциональной сфере), связанные с возможной трансформацией логистической системы, сравнивают между собой, а также сопоставляют с изменениями общих издержек, что дает возможность достигать наиболее эффективного распределения ресурсов, следовательно, издержек в логистических системах.

grom1.gif (9858 bytes)

Условные обозначения:

SU, P, SA - общая сумма издержек для каждой логистической функции;
a .. r - сумма издержек каждой миссии по отдельным логистическим функциям;
O .. M - общая сумма издержек каждой миссии;
TLC - общая сумма логистических издержек.

Матрица калькуляций издержек на основе миссий

По экспертным оценкам ученых и специалистов, широкое внедрение концепции логистики позволяет сократить время продвижения товара на 25–30%, снизить уровень товарных запасов на 10–12%, количество нарушений сроков поставки — на 30–50%. Более 70% стоимости товара, который попал к конечному потребителю, составляют затраты на логистику.

Эволюция логистики в государствах с развитой экономикой, в частности в США [12], проходила в пять этапов. Как видно из данных таблицы, развитие концепции логистики сопровождалось соответствующими изменениями форм и методов ее практического использования и в настоящее время достигло такого уровня, когда объективно ощущается потребность формирования новых направлений оптимизации логистического управления на основе комплексности и рациональности.

В современных условиях логистика нашла широкое применение как в высокоразвитых странах (США, ФРГ, Япония и др.), так и в странах с переходной экономикой (Польша, Россия). В нашем государстве, в частности в фармацевтической отрасли, практика и теория логистики только начинает развиваться. Некоторые крупные фармацевтические производители и посреднические фирмы используют в своей рыночной деятельности те или иные логистические технологии. Отдельными учеными проводятся исследования, которые могут положить начало формирования отечественной научной логистической базы фармации. Существует объективная необходимость в разработке как научно-методического, так и учебно-методического обеспечения логистической деятельности, что требует изучения логистики в процессе подготовки специалистов фармацевтической отрасли.

С этой целью нами подготовлена рабочая программа специализации “Фармацевтическая логистика” для курсов повышения квалификации. [2]. Кроме того, на кафедре организации и экономики фармации нашего университета при изучении студентами-провизорами темы “Маркетинговая сбытовая политика фармацевтических предприятий” рассматриваются вопросы сбытовой логистики. Аналогичный раздел включен в учебное пособие “Фармацевтический маркетинг”, подготовленный в соавторстве сотрудниками нашей кафедры и преподавателями НУ “Львовская политехника”. Представляется целесообразным в дальнейшем объединение учебных часов курса организации и экономики фармации по теме “Организация работы аптечных складов”, а также курса “Фармацевтическое товароведение” в отдельную логистическую дисциплину для студентов фармацевтического профиля.

Таким образом, учитывая роль и место логистики как координатора всех функциональных подразделений фармацевтического предприятия для реализации глобальной цели управления материальным, финансовым, трудовым и информационным потоками, проблемы ее широкого внедрения в теорию и практику отечественной фармации являются актуальными и неотложными.

Этапы развития логистики
Название этапа Временной период Причины возникновения

Первый этап

Возникновение и кристаллизация концепции

1956-1965 гг.

Тенденции снижения прибылей предприятий, необходимость поиска резервов сокращения издержек

Второй этап

Внедрение экспериментальной концепции и подтверждение научной гипотезы 1966-1970 гг.

Те же

Третий этап

Изменение приоритетов логистики 1971-1979 гг. Критическая ситуация с энергоносителями вследствие топливно-энергетического кризиса, углубление экологического кризиса

Четвертый этап

Значительные технико-технологические изменения логистики 1980-1985 гг. Автомобилизация и модернизация транспорта, появление персональных компьютеров, усовершенствование средств связи

Пятый этап

Дальнейшая интеграция логистики на основе комплексного похода и идеологии рациональности 1986 г. – наши дни Стремительное технологическое развитие, переход от индустриального к информационному обществу, от национальных хозяйственных систем к глобальной экономике

Литература

  1. Гаджинский А. М. Практикум по логистике.— М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 1999.— 128 с.
  2. Громовик Б. П. До питання запровадження логістики у навчальний процес вищих освітніх закладів неекономічного спрямування / Економічна підготовка фахівців у непрофільних вищих навчальних закладах: Матер. II Всеукраїнської наково-практичної конференції.— Львів, 2000.— С. 78–84.
  3. Громовик Б. П. Лікарське забезпечення з позиції логістики // Фармац. журн.— 2000.— № 1.— С. 34–41.
  4. Димарчук С. М. Логістична система управління та її взаємозв’язок з стратегією підприємства// Вісник ДУ “Львівська політехніка”.— 2000.— № 390.— С. 20–22.
  5. Дороніна М. С., Шемаєва Л. Г. Проблемні питання створення і використання логістичної системи підприємства // Вісник ДУ “Львівська політехніка”.— 2000.— № 390.— С. 22–26.
  6. Дундуков В., Иванилов А., Оспищев В. Исследование и углубленный анализ структуры логистических издержек промышленных предприятий // Риск.— 1998.— № 5–6.— С. 45–48.
  7. Крикавський Є. В. Логістика — галузь економічної науки // Вісник ДУ “Львівська політехніка”.— 2000.— № 390.— С. 3–10.
  8. Крикавський Є. В. Маркетинг і логістика у формуванні економічного потенціалу підприємств// Вісник ДУ “Львівська політехніка”.— 1998.— № 353.— С. 60–64.
  9. Крикавський Є. Логістика: Навч. посібник.— Львів: В-во ДУ “Львівська політехніка”, 1999.— 264 с.
  10. Лубочнов В. Маркетинговая логистика // Риск.— 1996.— № 4–5.— С. 50–55.
  11. Лубочнов В. Маркетинговая логистика // Риск.— 1996.— № 6–7.— С. 54–59.
  12. Окландер М. Развитие логистики в США // Бизнес Информ.— 1997.— № 24.— С. 51–53.
  13. Окландер М. Сущность и структура логистического цикла // Бизнес Информ.— 1998.— № 5.— С. 53–54.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика