Логотип журнала "Провизор"








А. Л. Панфилова, канд. фарм. наук

Обзор рынка сердечных гликозидов: ассортимент, динамика предложений и оптовых цен

Национальная фармацевтическая академия Украины

Статистическая справка:

заболеваемость населения в Украине патологиями системы кровообращения постоянно возрастает. Так, показатель заболеваемости взрослого населения на 100 тыс. в 1993 году составил 3306,3, 1997 году — 3536,1 (прирост 6,95%), 1999 году — 3927 (11,06%) [5, 11].

Современное лечение больных с хронической недостаточностью кровообращения направлено на усиление сократительной способности миокарда, подавление избыточной задержки в организме соли и воды, а также на уменьшение нагрузки на сердце.

Для достижения этих целей в настоящее время применяют три основные группы препаратов: сердечные гликозиды, диуретики, вазодилататоры [3, 10]. Более подробно остановимся на характеристике сердечных гликозидов.

К данной фармакотерапевтической группе относятся препараты наперстянки, строфанта, ландыша, горицвета, желтушника, морского лука, а также синтетические кардиотоники. История их применения в клинической кардиологии насчитывает не десятки, а сотни лет. Например, наперстянка пурпурная была включена в английскую фармакотерапию в 1650 г. Первое издание Российской фармакопеи (1866 г.) также содержало данные о наперстянке [1].

Сегодня потребность населения в сердечных гликозидах удовлетворяет преимущественно отечественная фармацевтическая промышленность. Препараты этой группы выпускают такие предприятия, как “Здоровье”, “ОЗ ГНЦЛС”, “Галычфарм”, “Киевмедпрепарат”, “Борщаговский ХФЗ”, “Дарница”, “Монфарм”, “Фитофарм”. Препараты в виде настоек и экстрактов выпускают фармацевтические фабрики во Львове, Симферополе, Луганске, Тернополе. Ассортимент сердечных гликозидов составляют препараты дигитоксина и дигоксина, кордигит, адонизид, ланатозид С, строфантин К и G, коргликон, настойка ландыша, эрихрозид. Из зарегистрированных 34 препаратов данной группы более половины (22 торговых названия, или 64,71%) приходится на продукцию отечественной фармпромышленности. Наибольшее количество препаратов сердечных гликозидов представляет на рынке “ОЗ ГНЦЛС”.

Субстанции, необходимые для производства препаратов группы сердечных гликозидов, поставляют на внутренний рынок “Здоровье”, “ОЗ ГНЦЛС”, “Биостимулятор”, “Львовская ФФ”, “Лубныфарм”, “Симферопольская ФФ”, “Луганская ФФ”, “Тернопольская ФФ” и “Фитофарм”.

Качественного разнообразия импортные препараты за последние 3–5 лет в исследуемый сегмент рынка не внесли. Двенадцать компаний из стран Западной Европы и Азии представляет всего по одному торговому названию (табл. 1). В двух лекарственных формах (таблетки, ин. р-р) были препараты фирмы “Orion” (Финляндия), “Pliva” (Хорватия), “Nycomed Dak” (Дания). С ассортиментной позиции рынок сердечных гликозидов довольно стабилен. Зарубежные компании представляют также препараты дигоксина, строфантина G, ланатозида С. Отмечается почти 100% дублирование импортными препаратами отечественного ассортимента.

Таблица 1 Ассортимент сердечных гликозидов по фирмам-производителям

Фирма-производитель

Ассортимент
сердечных
гликозидов

Boehringer Manheim (Австрия)

1

Boehringer Ingelheim (Германия)

1

Reform Italia (Италия)

1

Chemex (Австрия)

1

Polfa (Польша)

1

Gedeon Richter (Венгрия)

1

Biofarm (Румыния)

1

AWD (Германия)

1

Teva (Израиль)

1

Nycomed Dak (Дания)

1

Orion (Финляндия)

1

Pliva (Хорватия)

1

Дарница

1

Монфарм

1

Борщаговский ХФЗ

1

Киевмедпрепарат

1

Фитофарм

1

Тернопольская ФФ

1

Луганская ФФ

1

Симферопольская ФФ

1

Львовская ФФ

1

Галычфарм

2

Здоровье

4

ОЗ ГНЦЛС

7

 

obzor2.gif (4354 bytes)

Рис. 2. Распределение препаратов сердечных гликозидов по лекарственным формам

Классификационная система АТС [2] распределяет сердечные гликозиды так:

С01А — Сердечные гликозиды
С01А А — Гликозиды наперстянки
С01А В — Гликозиды ландыша
С01А С — Гликозиды строфанта
С01А Х — Прочие гликозиды

При рассмотрении зарегистрированного ассортимента в соответствии с группами данной системы было установлено крайне неравномерное распределение препаратов. Наибольшее количество препаратов, т. е. 20 торговых названий приходилось на группу С01А А, а наименьшее — 2 на группу С01А Х. Это такие препараты, как адонизид капли 15 мл фл. (“Здоровье”), эрихрозид пор. 0,1 г и 0,3 г фл. и инъекционный раствор производства “ОЗ ГНЦЛС”. Распределение препаратов (%) по группам АТС-системы представлено на рис. 3.

obzor3.gif (3500 bytes)

Рис. 3. Анализ сердечных гликозидов в соответствии с группами классификационной системы АТС

Из 63 форм выпуска 58,73% препаратов были в твердых лекарственных формах (таблетки, порошки), соответственно в жидких — 41,27% (рис. 2).

В условиях переходной экономики и на фоне снижения жизненного уровня населения цена препарата имеет важное социально-экономическое значение. Исследования характеристик препаратов различных фармакологических групп, проводимые сотрудниками НФАУ, показали, что цена наряду с эффективностью и безопасностью определяет выбор покупателя [6–8]. Поэтому более подробно остановимся на анализе средних оптовых цен на препараты дигоксина. В качестве исследований будут статистические данные “Архивов Доктора Прайса II” (кварталы 1998–2000 гг.). Многообразие форм выпуска дигоксина затрудняет анализ цен, так как объекты сравнения выглядят неравноценно. Следовательно, необходимо было произвести расчет средней стоимости наиболее распространенной единицы дозировки и фасовки. На рис. 5 и 6 представлена динамика оптовых цен (грн.) на дигоксин таб. 0,25 мг № 1 и ин. р-р 0,25 мг/мл 1 мл № 1 разных производителей.

На фоне повышения курса доллара увеличение средних оптовых цен выглядит вполне закономерно. Однако темпы роста цен у препаратов различных фирм-производителей существенно отличались. Кроме того, максимумы в динамике цен приходились на разные периоды времени. Тем не менее можно выделить следующие общие тенденции.

В 1998 году цены на дигоксин в таблетированной форме были стабильны. На начало 1999 года приходилось значительное увеличение цен на препараты “ОЗ ГНЦЛС” (на 42,86% в сравнении с данными IV квартала 1998 года), “Здоровье” (158,82%) и “Борщаговский ХФЗ” (73,68%). Аналогичное по интенсивности возрастание цены на препараты “Gedeon Richter” отмечалось раньше, т. е. в IV квартале 1998 года.

В начале 2000 года значительным увеличением цен характеризовался только импортный ассортимент. Так, рост цен на препараты производства “Polfa” составил 42,11%, “Orion” — 5,39% и “Gedeon Richter” — 22,52%.

На протяжении этого года рынок несколько стабилизировался, и в период с апреля месяца цены колебались в незначительном интервале. Интересным представляется существенное (на 54,41%) увеличение цен на препараты производства “Борщаговского ХФЗ” во II квартале 2000 года, которые стабильно удерживаются на рынке и в III квартале.

Таким образом, можно утверждать, что степень влияния финансовой нестабильности на ценовые характеристики сердечных гликозидов значительна. При этом она не зависит от ценовой категории препаратов.

Особенностью динамики средних оптовых цен на инъекционные формы отечественного дигоксина является ее стабильность (рис. 5). Средние оптовые цены на импортные препарты колебались в широком диапазоне. Минимальные и максимальные цены на препараты компании “Pliva” составили 0,226 и 0,577 грн., “Orion” — 3,228 и 8,038 грн.

obzor5a.gif (4930 bytes)

Стоимость одной ампулы дигоксина ин. р-ра 0,25 мг/мл 1 мл

obzor5b.gif (5135 bytes)

Стоимость дигоксина в таблетках 0,25 мг №1

Рис. 5. Динамика средних оптовых цен на дигоксин различных фирм-производителей

obzor4a.gif (7297 bytes)

obzor4b.gif (5777 bytes)

Рис. 4. Анализ средних оптовых цен одной таблетки дигоксина 0,25 мг за 1998–2000 гг. различных фирм-производителей(грн.)

В структуре мирового рынка лекарств сердечно-сосудистые препараты занимают значительную долю. Они занимают лидирующие позиции и в рейтингах продаж, инновационных проектах, входят в страховые перечни лечения многих нозологических единиц. Розничная реализация сердечно-сосудистых препаратов на 12 крупнейших региональных рынках мира с декабря 1998 года по ноябрь 1999 год достигла 40,4 млрд долл. США, что на 9% больше, чем за аналогичный период 1998 года [12]. Расширение ассортимента данных препаратов не уменьшает медико-социальное значение применения сердечных гликозидов в терапии кардиологических больных. Эти препараты эффективны при правильном использовании и главное — доступны по цене. На фармацевтическом рынке Украины сердечные гликозиды формируют отдельный сегмент, характеризующийся ассортиментной стабильностью, в котором условия конкуренции определяют отечественные препараты.

Поэтому информация, предложенная в данном обзоре, имеет как теоретическое, так и практическое значение, особенно для фирм, занимающихся продвижением сердечно-сосудистых препаратов.

Литература

  1. Аржанов Н. Дигиталис — “скальпель” терапевта: почти так же эффективен в умелых руках, почти так же опасен — в неумелых // Провизор.— 1999.— № 13.— С. 32–35.
  2. Компендиум 1999/2000 — лекарственные препараты / Под. ред. В. Н. Коваленко, А. П. Викторов.— Киев: Морион, 1999. — С. К 17.
  3. Лепахин В. К., Белоусов Ю. Б., Моисеев В. С. Клиническая фармакология с международной номенклатурой лекарств: Учебники.— М.: Изд-во УНД, 1988.— С. 154–161.
  4. Малая Л. Т., Волков В. И. Кузнец С. Н. и др. Неотложная помощь в кардиологии.— Киев: Здоровье, 1999.— 312 с.
  5. Медична статистика України. Статистичний огляд основних показників здоров’я населення України та ресурсів охорони здоров’я за 1993–1997 роки.— Київ, 1998.— С. 18.
  6. Мнушко З., Грекова И. Исследование потребительского выбора оральных гормональных контрацептивов // Провизор.— 1999.— № 23.— С. 33–36.
  7. Мнушко З., Грекова И. Потребительский выбор лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях // Провизор.— 2000.— № 2.— С. 23–26.
  8. Мнушко З., Грекова И. О потребительских свойствах анальгетических и жаропонижающих лекарственных средств // Провизор.— 2000.— № 13.— С. 29–32.
  9. Нижерадзе Т. И., Чубенко А. В. Анализ состояния внедрения новых лекарственных средств в развитых странах за 1998 год // Провизор.— 1999.— № 13.— С. 13–16.
  10. Справочник фармакологии в схемах и таблицах / Учебное пособие. Сост. С. М. Дроговоз, И. М. Рыженко, Л. В. Деримедведь и др.— Харьков, 1999.— С. 53.
  11. Статистичний бюлетень. Заклади охорони здоров’я та захворюваність населення України у 1999 році.— Київ, 2000.— С. 16.
  12. Усенко В. А. Фармацевтический маркетинг. Мировой фармацевтический рынок 1999 года // Провизор.— 2000.— № 8.— С. 23–26.
  13. Чубенко А. В., Нижерадзе Т. И. Проведение маркетинговых исследований по наиболее эффективным и продаваемым препаратам за рубежом // Провизор.— 2000.— № 1.— С. 8–11.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика