Логотип журнала "Провизор"








Сергей Еременко,
Евгений Живодерников

Фармацевтический рынок Украины — первые итоги 2000 года

Фармацевтическая маркетинговая группа компании «Бизнес Кредит»

Анализируя показатели фармацевтического рынка Украины в первом полугодии 2000 года., можно подвести первые итоги и сделать прогноз о направлении рыночного тренда во второй половине года.

Общий объем продаж лекарственных препаратов в розничном сегменте фармрынка во втором квартале 2000 г., по сравнению с первым, уменьшился на 9,4%. Это связано с ежегодным сезонным снижением потребления лекарственных препаратов в весенне-летний период.

В то же время темп прироста объемов продаж по отношению ко второму кварталу 1999 года составил +7,3%. Таким образом, наметившаяся в апреле–мае 2000 г. тенденция постепенного увеличения объема фармацевтического рынка сохраняется. Дополнительным подтверждением тому служат данные за первый месяц третьего квартала 2000 г. Темпы прироста объемов продаж в июле составили +4,8% по отношению к июню 2000 г. и +12,2% по отношению к июлю 1999 г.

рис. 1
Рис. 1. Динамика объемов продаж (млн. долл. США) в розничном сегменте фармацевтического рынка Украины и рыночные доли отечественных и иностранных производителей за период с июля 1999 г. по июль 2000 г.

Стабилизировалось соотношение на рынке между отечественными и зарубежными производителями. Зарубежные компании по-прежнему удерживают около 60% объема рынка в денежном выражении. Отечественные, соответственно, примерно 40% (рис. 1, 2).

рис. 2
Рис. 2. Объемы продаж (млн. долл. США) отечественных и иностранных производителей в розничном сегменте фармацевтического рынка Украины за период с июля 1999 г. по июль 2000 г.

В представленном выше материале о динамике потребления лекарственных препаратов четко просматривается сезонная составляющая. Ее минимум приходится на летние месяцы, максимум — на зимние. Однако эти сведения были бы неполными без учета показателей, отражающих платежеспособность населения. Рассмотрим это на примере показателя доходов граждан Украины. Так, на протяжении весны–лета 2000 г. динамика темпов прироста денежных доходов и объемов фармацевтического рынка практически полностью совпадают (рис. 3). Данный пример наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь между этими показателями.

рис. 3
Рис. 3. Темпы прироста денежных доходов населения (ДН) (денежные доходы населения в гривнях взяты из данных НБУ и переведены в доллары США по соответствующему курсу НБУ) и объемов продаж розничного сегмента фармацевтического рынка (ФР) в марте-июле 2000 г. по отношению к аналогичным периодам 1999 г.

В условиях нынешней экономической ситуации можно надеяться на дальнейшее постепенное увеличение объема фармацевтического рынка Украины. Следует отметить, что для значительного и бурного роста рынка в ближайшее время нет социально-экономических предпосылок.

Во втором квартале 2000 г. изменилась структура потребления лекарственных препаратов. Анализируя это явление в разрезе фармакотерапевтических групп по классификации ATC, можно отметить, что значительно уменьшились объемы продаж в группах A, J, L, N и R. Это было обусловлено сезонным перераспределением потребительского спроса (таблица).

Темпы прироста объемов продаж фармакотерапевтических групп (2кв2000/1кв2000)
Фармакотерапевтическая группа Импортные препараты Отечественные препараты Рынок в целом
A Cредства, действующие на пищеварительную систему и метаболизм -6,7% -13,2% -9,3%
B Средства, действующие на систему крови и гемопоэз 4,1% 4,5% 4,3%
C Средства, действующие на сердечно-сосудистую систему 0,8% -0,7% 0,2%
D Средства, применяемые в дерматологии 4,5% -0,7% 1,9%
G Средства, действующие на моче-половую систему, половые гормоны 2,7% 4,3% 2,9%
H Системные гормональные препараты исключая половые гормоны 8,0% 0,3% 5,7%
J Противоинфекционные средства для системного применения -18,6% -13,2% -15,9%
L Противоопухолевые и иммуномодулирующие средства -32,7% -31,5% -32,3%
M Средства, действующие на костно-мышечную систему 0,9% -0,1% 0,5%
N Средства, действующие на нервную систему -5,1% -2,7% -4,1%
P Противопаразитарные средства, инсектициды и репеленты -3,2% -11,8% -5,3%
R Средства, действующие на дыхательную систему -33,6% -18,9% -29,3%
S Средства, действующие на органы чувств -1,0% 7,8% 2,1%
V Различные средства -9,1% -18,9% -15,0%

Умеренные величины положительных значений темпов прироста имеют группы В, D, G, H, S.

При более глубоком рассмотрении структуры потребления лекарственных средств обращает на себя внимание то, что сезонные изменения объемов продаж препаратов отечественного и зарубежного производства происходят по-разному (рис. 4). Например, за второй квартал темп прироста объема продаж импортных препаратов группы R составил –33,6%, в то время как отечественных –18,9%. Объем продаж препаратов отечественного производства, действующих на органы чувств, вырос на 7,8%, а потребление зарубежных препаратов уменьшилось.

рис. 4
Рис. 4. Структура потребления лекарственных препаратов отечественных и иностранных производителей в розничном сегменте фармацевтического рынка по фармакотерапевтическим группам АТС (I-II квартал 2000 г.)

Изменение структуры потребления препаратов привело к перераспределению соотношения между рецептурными и безрецептурными лекарственными средствами (рис. 5). В частности, сезонное уменьшение объемов продаж происходило в основном за счет снижения потребления безрецептурных препаратов.

рис. 5
Рис. 5. Структура потребления (объемы продаж в млн. долл. США) рецептурных и безрецептурных лекарственных препаратов отечественных и иностранных производителей в I и II кварталах 2000 г.

Таким образом, можно говорить о том, что фармацевтический рынок Украины в настоящее время находится в стабильном состоянии.

Колебания объемов продаж носят сезонный характер на фоне изменяющегося уровня доходов населения.

Отечественный и зарубежный сегменты рынка перешли в состояние относительного равновесия.

Фармацевтическая маркетинговая группа компании «Бизнес Кредит»
тел. (044) 235-63-02; факс (044) 212-08-66; e-mail: bck@ksk-market.com.ua

© «Бизнес Кредит ЭлСи АТ» г. Киев, 2000
При полной или частичной перепечатке ссылка на компанию «Бизнес Кредит» обязательна





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика