Логотип журнала "Провизор"








В.И. Романенко,заведующий центральной районной аптекой № 24
г. Знаменки Кировоградской области,
слушатель Украинской академии государственного управления
при Президенте Украины

О чем умолчал съезд...?

Более четырех месяцев прошло со дня V Национального съезда фармацевтов Украины, однако никаких реальных результатов, увы, на сегодня нет, если не считать законное чувство удовлетворения от высокого уровня его организации, в первую очередь, у коллектива НФАУ.

Каковы же глубинные причины низкой отдачи от решений съезда, удивительной беспечности фармацевтической общественности в отношении своей дальнейшей судьбы? Думается, таких причин две.

Во-первых, как ни парадоксально, на съезде почти ничего не было сказано по поводу приватизации, и, во-вторых, недостаточно обсуждалась проблема профессиональных объединений фармацевтов.

Подобно тому, как природа не предполагает вакуума, так и рынок отвергает «ничью» собственность. Государственная или коммунальная собственность — понятия отнюдь не абстрактные. Вне всякого сомнения, перераспределение собственности в такой «высоколиквидной» области, как фармацевтический бизнес, не может пройти без прямого участия государственных чиновников и криминальных структур, а при высоком уровне коррумпированности можно прогнозировать минимальное участие фармацевтов в приватизации.

Именно потому, что собственника нет, решения съезда и не находят благотворной среды, фармацевты не пытаются активно воздействовать на законодательный процесс, у них отсутствует чувство потери собственности. Преобладают безответственность и надежды на чью-то о себе заботу. Между тем частная собственность открывает не только перспективы для профессионального и социального роста, но и путь в Европейское сообщество: членами Евроассоциации фармацевтов могут стать только собственники аптек и только частным учреждениям предоставляют кредиты международные финансовые институты и фонды.

Слабо освещался на съезде вопрос увеличения количества аптек через разрешительную систему (лицензирование). Увы, лицензирование, которое не основывается на нормативных показателях,— это питательная среда для взяток тенизации деятельности, двойной бухгалтерии, это, в конце концов, и ликвидация здорового предпринимательства.

Очевидно, ахиллесова пята в деле реализации решений съезда — отсутствие профессиональных объединений фармацевтов. У созданной в Украине фармацевтической ассоциации нет региональных отделений, то есть имеется только голова без тела, и создается впечатление, что ассоциация создавалась не для выражений интересов фармацевтов, а для представления корпоративных интересов определенных кругов.

Привлечение общественных организаций к управлению является показателем демократичности общества, а его отсутствие — во многих случаях причиной беспредела чиновников, их пренебрежения волей масс. Именно так следует расценивать сомнительную аккредитацию, против которой единогласно выступил съезд, и приказ НАзК № 057 от 30.09.99 г., который все-таки пытается воплотить очевидную «потемкинскую деревню». Возможно, логическим завершением противостояния бюрократии фармацевтическим кругам станет Указ Президента об административной реформе.

Видимо, съезд все еще питал иллюзии относительно жизнеспособности централизованной системы управления. Увы, мы уже имеем печальный опыт создания ГАК «Ліки України» для централизованного контроля оборота наркотических и психотропных средств, вследствие чего, под девизом противодействия наркомании (неудачного), целый класс медицинских препаратов вычеркнут, по сути, из медицинской практики и сотни тысяч больных не получают адекватную медицинскую помощь.

Как аргумент в пользу централизации выдвигается так называемая региональная политика, однако автор глубоко уверен, что рано или поздно в Украине наступит смена территориально-административного устройства.

Целесообразно ли создавать то, что скоро придется реформировать? Не лучше ли лоббировать и принимать законы и подзаконные акты Европейского уровня? К сожалению, широкие массы фармацевтов до сих пор еще плохо знакомы с практической деятельностью своих европейских коллег, а тот опыт, который получают преимущественно высокопоставленные лица, остается по тем или иным причинам не задействованным.

Предлагаем для обсуждения на Пленуме следующие тезисы:

приватизация аптек с учетом профессиональных интересов фармацевтов;
обязательное медицинское страхование и участие в нем аптечных учреждений;
создание ассоциаций фармацевтов как основополагающего элемента системы самоуправления;
ограничение разрешительной системы, лицензирование только одного вида деятельности;
подготовка инциативной группой проекта «Закона об аптеках».




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика