Логотип журнала "Провизор"








З. Н. Мнушко, И. А. Грекова

Потребительский выбор лекарственных средств, применяемых при кашле и простудных аболеваниях

Национальная фармацевтическая академия Украины

Развитие фармацевтического рынка и вместе с тем реализация в его условиях концепции социально-этического маркетинга требуют максимального внимания к потребителю, его запросам и потребностям.

С целью выявления закономерностей выбора покупателями лекарственных средств и установления влияния отдельных характеристик фармацевтической продукции на ее потребление в ноябре–декабре 1999 года нами был проведен опрос среди посетителей аптечных учреждений г. Харькова и Харьковской области. Поскольку в осенне-зимний период увеличивается число заболеваний верхних дыхательных путей нами были проведены исследования среди покупателей препаратов группы R05 (по международной классификации АТС) — средств, применяемых при кашле и простудных заболеваниях.

Установлено, что практически каждый третий из опрошенных потребителей прибегает к использованию противокашлевых лекарственных средств сразу же при первых признаках недомогания (рис.1). Большая часть таких покупателей приобретала мягкие по действию препараты — мукалтин, бронхолитин или пертуссин, т. е. лекарства, в состав которых входят действующие вещества лекарственных растений. Две третьи респондентов принимают лекарства исследуемой группы только при крайней необходимости, отдавая предпочтение препаратам синтетического происхождения либо лекарственным средствам, которые относительно недавно появились на рынке Украины (бромгексин, амброксол, лазолван, доктор МОМ, АЦЦ).

рис. 1
Рис. 1. Действия потребителей при необходимости использовать противокашлевые лекарственные средства

Посетители, которые приняли участие в проведенном нами опросе, покупали в аптеках большей частью (76,9%) лекарственные средства безрецептурного отпуска (ОТС-препараты) (рис. 2). Среди них 38% пациентов сделали выбор под влиянием мнения врача, из них 26,3% — купили бромгексин, 21,1% — лазолван. 28% покупателей ОТС-препаратов выбрали препарат по рекомендации провизора. Из них 21,4% приобрели амброксол, 21,4% — бромгексин, 14,3% — доктор МОМ. Из рецептурных лекарственных средств 33,0% респондентов купили бронхолитин, 20,0% — АЦЦ.

рис. 2
Рис. 2. Приобретение лекарственных средств, применяемых при кашле

При проведении анкетирования посетителям аптечных учреждений предлагалось оценить степень важности отдельных характеристик лекарственных средств, применяемых при кашле, при их выборе по 3-балльной шкале: 3 балла — признак имеет самое важное решающее значение при покупке препаратов, 2 балла — имеет значение, 1 балл — имеет некоторое незначительное влияние, 0 баллов — не имеет значения [1].

По данным наших исследований, основными характеристиками, определяющими потребительскую ценность вышеназванных лекарственных средств, являются их эффективность и безопасность (рис. 3).

рис. 3
Рис. 3. Общая структура важности для потребителей отдельных параметров лекарственных средств, применяемых при кашле

Помимо фармакотерапевтических свойств на формирование спроса влияют и другие характеристики лекарственных средств. Так, достаточно большое влияние в целом на выбор противокашлевых лекарственных средств оказывает цена продукции (рис. 3). Спрос на эту группу лекарств значительно подвержен влиянию доходов населения (рис. 4) и является эластичным. Если сравнивать важность ценового фактора для потребителей, отличающихся социальным положением (рис. 6), то основное значение он имеет для пенсионеров, безработных и домохозяек, меньшее, но достаточно сильное влияние оказывает на выбор учащихся, студентов, служащих и рабочих. Характерно, что ценовой фактор при покупке противокашлевых лекарственных средств больше учитывается женщинами, чем мужчинами (женщины составили 66% от общего числа респондентов). Первостепенное значение при покупке вышеназванных лекарственных средств цена имеет и для той категории потребителей, которой приходится тратить ежемесячно на приобретение лекарств порядка 25–50% семейного бюджета (рис. 7). Основное значение цене препаратов придают люди старше 45 лет (рис. 5), что, очевидно, связано с частотой приобретения лекарственных средств и ограниченными доходами.

рис. 4
Рис. 4. Важность отдельных параметров лекарственных средств, применяемых при кашле, для потребителей с разным уровнем ежемесячных доходов

В общей структуре важности отдельных характеристик лекарственных средств, применяемых при кашле (рис. 3), на 4, 5 и 6 местах в порядке убывания стоят: дозировка, вид лекарственной формы и количество в упаковке. Иными словами, для большинства опрошенных покупателей эти характеристики имеют определенное, но не основное значение при выборе лекарственных препаратов.

рис. 5
Рис. 5. Взаимосвязь важности отдельных параметров лекарственных средств, применяемых при кашле, с возрастом потребителя

В ходе наших исследований не выявлена закономерность выбора лекарств разными категориями потребителей с учетом такого фактора, как дозировка лекарственного средства. Оказалось, что дозировка более значима для покупателей с высокими доходами (рис. 4), для лиц в возрасте от 21 года до 30 лет (рис. 5), для безработных, предпринимателей и домохозяек (рис.6), а также для покупателей, которые ежемесячно тратят на приобретение лекарств 25–50% семейного бюджета (рис. 7).

рис. 6
рис. 6
Рис. 6. Влияние отдельных параметров лекарственных средств, применяемых при кашле, на выбор потребителей с разным социальным положением

Вид лекарственной формы важен для пациентов в возрасте до 30 лет (рис. 5), безработных и домохозяек (рис. 6), для покупателей, которые ежемесячно тратят на лекарства 25–50% семейного бюджета (рис. 7).

рис. 7
Рис. 7. Важность отдельных параметров лекарственных средств, применяемых при кашле, для потребителей, использующих разную часть семейного бюджета на покупку лекарств

На уровень спроса на противокашлевые лекарственные средства влияет и происхождение препарата, его известность и популярность, имидж и авторитет компании-призводителя. Так, уровень средней важности признаков «производитель» и «известность препарата» как фактора выбора лекарственных препаратов составил немногим более 1 балла. При этом 30,8% респондентов отметили, что предпочитают отечественные лекарственные средства, считая, что последние не уступают по качеству импортным (рис. 8). А на выбор более 70% опрошенных потребителей оказала определенное влияние реклама (рис. 9). Характерно, что все респонденты, которые ответили, что реклама не сыграла никакой роли при выборе лекарственных средств, применяемых при кашле, покупали только мукалтин, пертуссин, бронхолитин или бромгексин.

рис. 8
Рис. 8. Предпочтения потребителей в отношении отечественных и импортных лекарственных средств, применяемых при кашле

Как показали наши исследования, среди потребителей, отличающихся материальным достатком, важность факторов «производитель» и «известность» практически прямо пропорциональна уровню доходов (рис. 4). Большее значение при выборе противокашлевых лекарственных средств вышеназванные факторы имеют для лиц в возрасте от 21 до 30 лет (рис. 5). Среди потребителей разного пола мужчины оценивают эти факторы несколько выше, чем женщины, ставя в своей структуре предпочтений признак выбора «производитель» на 4-е место после фармакотерапевтических свойств и дозировки и перед ценой. Известность препарата в структуре предпочтений мужчин равнозначна цене.

рис. 9
Рис. 9. Мнение потребителей о влиянии рекламы на выбор лекарственных средств

Мнения относительно степени важности производителя и известности лекарственного средства разделились среди разных социальных слоев опрошенных посетителей аптек и не имеют закономерного характера (рис. 6). Так, в порядке убывания значимости фактора выбора «производитель» для социальных групп потребителей можно расположить в такой последовательности: домохозяйки > лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью > служащие > рабочие. При этом фактор «производитель» оценен служащими и рабочими практически наравне с ценой. Фактор выбора «известность» оценили выше всех (около 2 баллов) безработные и предприниматели. Фактически не имеет значения при выборе противокашлевых лекарственных средств производитель для тех, кто тратит ежемесячно на лекарства больше 25% семейного бюджета, однако известность для них имеет основное значение (важность выше 2 баллов) после фармакотерапевтических свойств препаратов и цены (рис. 7).

рис. 10
Рис. 10. Распределение обращений потребителей в аптеки

На последних местах в общей структуре предпочтений потребителей лекарственных средств, применяемых при кашле, стоят такие характеристики лекарственных средств — внешнее оформление и тип упаковки (рис. 3).

Эстетичность фармацевтического товара, его внешняя привлекательность и сам тип упаковки, по результатам наших исследований, оказывают влияние на выбор потребителей в последнюю очередь, что связано с особенностью лекарственных средств как жизнеобеспечивающей продукции. Выше всех обозначили значимость внешнего оформления лекарственного средства обеспеченные покупатели, имеющие статус предпринимателей (рис. 6).

Наряду с изучением факторов выбора потребителей нами установлены предпочтения потребителей и в отношении аптечных учреждений. Данные опроса свидетельствуют, что 40,7% потребителей покупают лекарства в любой аптеке, остальные — предпочитают обращаться только в определенные, так называемые «свои» аптечные учреждения (рис. 10). Приоритетами выбора аптеки для 84,6% опрошенных является фактор близости к дому или работе, для 53,8% — полнота ассортимента, для 44,6% — низкие цены, для 40,7% — уважительное отношение провизора, удобные часы работы аптеки — 35,4%. В условиях конкуренции аптек, особенно в городах, эти данные следует учитывать в борьбе за сохранение и привлечение клиентов, создавая соответствующие запросам потребителей условия.

Таким образом, в результате проведенных исследований выявлена структура предпочтений потребителей противокашлевых лекарственных средств, а также взаимосвязь мотивов выбора пациентов с их возрастом, полом, уровнем доходов, социальным положением. Полученные сведения целесообразно использовать для принятия решений по разработке фармацевтической продукции, производству и продвижению на рынок.

Литература

  1. Дослідження структури переваг споживачів лікарських препаратів (методичні рекомендації)/ З. М. Мнушко, І. А. Грекова, А. Б. Горбенко, В. В. Страшний.— Х.: УкрФА, 1998.— 26 с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика