Логотип журнала "Провизор"








Ольга Музалова,
Светлана Костив

Аптека, которая опережает время

Для участия в первом национальном рейтинге работников фармации «Панацея-2000» в номинации «Лучшая аптека» была заявлена и аптека «Магистр Валентина», г. Харьков. И для этого есть все основания. Молодому предприятию (открыто в 1997 г.) есть чем гордиться: аптека одной из первых прошла аккредитацию, здесь работают врачи-консультанты, клинический провизор… Поделиться формулой успеха мы попросили генерального директора ООО «Магистр Валентина» Валентину Франковну Черных, доктора мед. наук, профессора, врача, провизора. В ходе беседы мы в первую очередь выяснили, что же обусловило уникальность фирмы «Магистр Валентина».

Фирма работает как в сфере фармации, так и в сфере медицины, имеет высокий кадровый потенциал. Все специалисты только с высшим образованием — провизоры и врачи высокой квалификации, руководитель же фирмы имеет два образования — медицинское и фармацевтическое. По словам Валентины Франковны, не использовать эти знания в практической работе было бы совершенно неправильно. Таким образом, в аптеке появилась реальная возможность осуществить подготовку и ввести должность клинического провизора. И хотя официального выпуска таких специалистов еще не было, насущные потребности дня, интересы клиентов не позволяют ждать, и фирма сочла возможным опередить время.

Появление на фармрынке огромного количества медикаментов — большая проблема не только для потребителя, но и для врача, который не оперирует сегодня перечнем препаратов даже маленькой аптеки (от 500 до 1000 наименований; в аптеке «Магистр Валентина» — 3000); назначает узкий спектр лекарств, зачастую устаревшие препараты. В этой связи очевидна потребность в специалисте, который будет адаптировать назначения врача к имеющимся в ассортименте аптеки препаратам и даже заменять те, что назначены нерационально. Таким специалистом и является клинический провизор.

Каким же образом осуществляется подготовка клинического провизора в аптеке «Магистр Валентина»? В НФАУ уже существует программа обучения, и фирма начала внедрять программные тесты в свою работу. Каждую неделю проводятся занятия, где сотрудники получают новые знания. Все провизоры аптеки принимают активное участие в семинарах, симпозиумах, конгрессах, получают сертификаты. Еженедельно в аптеке проводятся конференции, на которых выступают провизоры и врачи с актуальными докладами о новых препаратах, новых методах работы врачей и фармацевтических фирм. Большое внимание уделяют здесь работе с информацией. По словам Валентины Франковны, у них самая обширная подписка на периодические издания среди фирм, имеющих в структуре аптеки. Следующим этапом обучения клинических провизоров являются курсы повышения квалификации, дающие базовые знания и вторую специальность в НФАУ. Валентина Франковна убеждена, что подготовка клинического провизора своевременна, актуальна и необходима не только в клиниках, где знания провизора для врача необходимы как «воздух», но и в аптеке без него сегодня обойтись невозможно. По ее мнению, в НФАУ следует как можно быстрее открыть факультет повышения квалификации провизоров и врачей по специальности «клинический провизор». Выиграет, прежде всего, наш пациент.

Функции клинических провизоров в аптеке выполняют В. В. Фатьянов и О. Н. Суворова. Владислав Валерьевич по образованию врач, а также студент IV курса НФАУ, то есть имеет полное право находиться в зале, решать задачи провизора и врача и, наконец, задачи клинического провизора. Сегодня он, возможно, единственный в Украине специалист, который знает 3 тыс. наименований лекарственных препаратов, составляющих номенклатуру аптеки, владеет знаниями по их фармакодинамике и фармакокинетике, показаниям и противопоказаниям. Ольга Николаевна — провизор, обладает необходимыми знаниями в области химии, фармакологии. Между врачом и провизором постоянно идет обмен знаниями. Когда пациент обращается с целым перечнем сложных симптомов, врач оценивает его состояние и либо отправляет на дополнительное обследование, либо советуется с провизором и назначает лечение. Симбиоз знаний врача и провизора позволил разработать схему работы, позволяющую привлечь большое количество людей. Услуга врача-консультанта — бесплатная, сегодня многим в городе это известно. Надо учесть, что аптека расположена в центре Харькова, и потому специально вопросами рекламы заниматься нет необходимости. В сезон врач-консультант обслуживает 250–300 человек в день, из которых приблизительно 25% приходят с уже установленным диагнозом, остальные — с жалобами на самочувствие, в таком случае проводится первичное обследование (измерение АД, температуры).

Специалисты аптеки оценивают назначения и подбирают лекарственные средства с учетом реальных возможностей пациента. Для этого созданы все условия. «Магистр Валентина» располагает большим ассортиментом лекарственных средств. Каждая фармакотерапевтическая группа представлена 7–12 наименованиями, различными по спектру показаний. Наряду с дорогостоящими в каждой группе обязательно имеются и более дешевые препараты. Иногда приходится принимать решение коллегиально. Не всегда сочетание препаратов, назначенных врачами, бывают рациональными. Специалисты корректно пытаются объяснить пациенту внесенные изменения. В таких ситуациях бывают необходимы знания этики и деонтологии.

Очень важным условием эффективности работы является обратная связь с пациентом. Аптека анализирует свою работу, используя компьютерную программу. Сведения о покупателях, особенно постоянных, вносятся в банк данных. Чтобы поддерживать ассортимент в 3000 наименований, нужно знать окупаемость всего перечня. И экономически, и стратегически, и с профессиональной точки зрения это должно быть оправдано. Не секрет, что без маркетинговых исследований здесь не обойтись. Аптека сотрудничает с местными поставщиками, киевскими фирмами и даже дистрибьюторами из других стран на таких условиях, чтобы отсутствующий препарат был в аптеке при необходимости через 2 часа, максимум через сутки. В скором будущем предполагается создание компьютерной справочной системы по препаратам, предлагаемым аптекой.

Мы живем в изменяющемся мире. Тонкое реагирование на запросы потребителя, стремление наиболее адекватно их удовлетворить — эти правила очень актуальны для фармрынка. На 60-м Всемирном конгрессе фармацевтов в Вене в августе 2000 г. ВОЗ рекомендовала введение в аптеках должности врача-консультанта, а в Украине эти рекомендации уже воплощены в жизнь. «Мы можем гордиться, что страна находится на передовых позициях подготовки кадров (НФАУ готовит клинических провизоров), и в аптеке уже работает тандем врач—провизор»,— подчеркнула Валентина Черных.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика