|
Н. В. Чмыхало, С. Н. Венгер Анализ факторов, влияющих на сбыт лекарственных препаратовНациональная фармацевтическая академия Украины Во всем мире маркетинговые исследования используют для того, чтобы создавать и продвигать на рынке товары. Кроме того, полученная информация позволяет аналитикам делать выводы относительно емкости рынка и динамики его развития, у предпринимателей появляется возможность прогнозировать и планировать свою деятельность [1]. Активные рыночные преобразования, набирающие все большие темпы в Украине, как и в других постсоциалистических странах, все глубже меняют систему отношений между государством и предприятиями, предприятиями и потребителями их продукции; наконец, все более жестко вынуждают фирмы, компании к решению всего комплекса проблем производства и реализации продукции. Наиболее эффективное решение ведущей проблемы товарного производства — реализация производимой продукции — и образует содержание маркетинга. Планирование деятельности предприятий на рынке в условиях рыночной экономики постоянно сталкивается с фактором неопределенности. Поэтому одно из назначений маркетинга как раз и сводится к тому, чтобы максимально снизить уровень подобной неопределенности при принятии предприятием решений о производстве, реализации товаров и услуг, удовлетворении потребительского спроса и получении прибыли. Эта важнейшая функция маркетинга немыслима без получения надежной, точной, своевременной, дифференцированной информации о состоянии рынка, мотивации потребителей товаров и услуг, состоянии маркетинговой среды, в которой функционирует предприятие и др. Однако, несмотря на становление рыночной экономики, наше общество до сих пор ощущает недостаток информации. Руководители нередко принимают решения без достаточно надежной и полной информации [1]. Именно этим, а не только отсутствием средств, объясняется эпизодичность проведения маркетинговых исследований отечественными предпринимателями. Полученная в результате исследования информация хотя и используется, но отнюдь не является ключевой при принятии маркетинговых решений. Естественно, ситуацию с таким отношением к маркетинговой информации невозможно преодолеть быстро, но делать это необходимо, и в первую очередь через активную работу в области методов и технологий организации маркетинговых исследований. Важно отметить, что подобные исследования должны носить систематический характер, «случайные», разовые «замеры» ситуации на рынке вряд ли могут дать ощутимый эффект. Они должны проводиться с максимальным использованием всех методов и технологий сбора необходимой информации. Хотя это вовсе не означает, что здесь должны обязательно затрачиваться огромные средства — все зависит от масштабов и сложности задач, которые предстоит решить руководству фирмы. Целью проведенного нами исследования был анализ спроса на препараты ФФ «3доровье», выявление причин неудовлетворительного спроса на некоторые препараты, а также разработка рекомендаций по продвижению продукции, в частности составление рейтинга рекламоносителей. Непосредственно нами при анализе регионального рынка сбыта фармацевтической продукции использовался метод раздаточного анкетного опроса. Ряд методов исходит из прямого взаимодействия: потенциальный потребитель — оценка товара; другие определяются посредством косвенных оценок: конкуренты на рынке — потенциальный потребитель — оценка товара, сегментно-конкурентный анализ — оценка товара и, как в данном случае, канал товародвижения — потенциальный потребитель — оценка товара [5]. В качестве респондентов выступили работники аптек г. Харькова, а именно — их руководители. Выбор респондента обусловлен тем, что аптечное учреждение формирует свой ассортимент в соответствии со спросом конечных потребителей. Поэтому, анализируя информацию, полученную из аптечных учреждений можно определить положение исследуемой продукции в выбранном сегменте рынка в целом.
Результаты исследования показали значительные колебания в использовании ассортимента ФФ «Здоровье» в работе различных аптек (таблица 1). Они составляют от 97,4% до 21,1%. То есть, несмотря на близость завода, его известность в г. Харькове, примерно 50% всех интервьюируемых аптечных учреждений не имеют трети выпускаемых заводом лекарственных средств. Следует отметить, что за период 1998–2000 гг. ФФ «Здоровье» освоила выпуск 17-ти препаратов, 6 из которых являются оригинальными. Именно новые препараты зачастую отсутствуют в ассортименте аптечных учреждений. На следующем этапе исследований мы проанализировали причины отсутствия препаратов в аптечных учреждениях (рис. 1), а также общие причины низкого уровня спроса на лекарственные средства, выпускаемые фармацевтической фирмой «Здоровье» (рис. 2).
Среди факторов, объясняющих недостаточный спрос на препараты ФФ «Здоровье», самым значимым оказалось отсутствие действенной рекламы, направленной на информирование врачей, работников аптек и конечного потребителя. Этот фактор отметили 41% респондентов. Таким образом, производителю для увеличения объемов реализации препаратов можно рекомендовать более активную рекламную политику. Также необходимо искать пути повышения безопасности и эффективности препаратов, снижения цен и улучшения качества и дизайна упаковки.
Анализ рейтинга видов рекламы показал, что самыми эффективными признаны наиболее дорогостоящие формы рекламы: СМИ и реклама в метро.
Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Ассортимент ФФ «Здоровье» далеко не в полной мере представлен в аптечных учреждениях г. Харькова. Основной причиной этого является недостаточно активная рекламная политика ФФ «Здоровье» (особенно в отношении новых препаратов). По менению исследователей, грамотное использование возможностей рекламы поможет достичь успеха в продвижении препаратов ФФ «Здоровье» на рынке. Литература
© Провизор 1998–2022
|
Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
Как и чем лечить кашель?
Безрецептурные лекарства при сухом и влажном кашле Устойчивость микробов к антибиотикам →
Помогает ли одежда из шелка лечить экзему?
Что лучше развивает ребёнка — книжки с картинками или с текстом? О безопасности автокресел для детей в возрасте от 4 до 12 лет
Аллергический ринит
Забеременеть в 40 Лечение бесплодия. Обзор существующих вариантов Аденома простаты. Как и чем лечить ? |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|