Логотип журнала "Провизор"








В. Г. Коляденко, А. Е. Федоренко,
С. Н. Раздейбедин, Г. Ф. Лобанов, Е. В. Иванов

Применение Тержинана для профилактики и лечения урогенитальных инфекций

Национальный медицинский университет им. А. А. Богомольца,
Киевский областной кожно-венерологический диспансер

Наличие генитальной инфекции у обоих половых партнеров или обнаружение ее хотя бы у одного из них может быть причиной развития самых разнообразных воспалительных заболеваний половых органов [1] — возможны различные нарушения беременности и послеродовые осложнения: хориоамнионит, эндометрит, перитонит (особенно после кесарева сечения),— часто приводящие к необходимости удаления матки с последующей инвалидизацией женщины детородного возраста [3, 4].

Несмотря на применение новых высокоэффективных препаратов, венерологами, гинекологами, урологами, частота возникновения различных воспалительных процессов вследствие участившихся неупорядоченных внебрачных половых связей имеет явную тенденцию к увеличению среди значительной части населения Украины. Распространение самолечения начальных проявлений как соматической, так и воспалительной патологии половых органов приводит к изменению ее «классических клинических» черт, а лабораторная микроскопическая диагностика в момент обращения за квалифицированной врачебной помощью также далеко не всегда дает основание для постановки врачом точного этиологического диагноза. Достаточно типичной является ситуация, когда мужчине ставится диагноз подострого бактериального уретрита венерического генеза, а у его партнерши — вагинит, кольпит или бактериальный вагиноз. Гинекологами такая патология рассматривается как заболевание, характеризующееся отсутствием или малым количеством лактобацилл во влагалище и наличием флоры, в которой преобладают гарднереллы, анаэробные бактерии и, по всей вероятности, микоплазмы. Такого рода смешанные инфекции мочеполовых путей составляют, по данным литературы, от 50% до 80% среди всех заболеваний, преимущественно передающихся половым путем [2, 3]. В развитии их прогрессирующих форм ведущую роль играют анаэробные возбудители [1].

Полиэтиологический характер заболеваний половых партнеров (бактериальные, грибковые, паразитарные, смешанные инфекции), нарушение состояния нормальной микрофлоры уретры, влагалища, а также торпидное их клиническое течение существенно влияют на репродуктивную функцию как у мужчин, так и у женщин. Такие осложнения, как бесплодие, внематочная беременность, внутриутробная инфекция плода и новорожденного, хроническая болезненность в области промежности и малого таза обусловливают актуальность дальнейших исследований в плане лечения и профилактики инфекций, передающихся половым путем (ИППП).

Инфицированные смешанной инфекцией женщины обращаются к врачу с жалобами на выделения из половых путей разной интенсивности с неприятным запахом, зуд и жжение в области наружных половых органов, периодические дизурические расстройства, а иногда и на боли в области промежности и влагалища. В ходе клинического обследования обнаруживаются такие признаки воспалительного процесса, как гиперемия и отек вульвы, преддверия и стенок влагалища, уретровагинального угла, а также изменения в составе мочи. Особо следует отметить, что со временем характер этих симптомов часто меняется: выделения могут становиться более густыми или более жидкими; приобретают желтовато-зеленоватую или прозрачно-опалесцирующую окраску; более равномерно распределяются по стенкам влагалища; зуд и дизурические явления могут как учащаться, так и периодически исчезать. В ряде случаев (преимущественно на фоне вторичного иммунодефицита) может развиться восходящая инфекция мочеполового тракта. Клиническое течение такого рода воспалительных поражений (вагинитов, уретритов, кольпитов, бактериального вагиноза) особенно неблагоприятно у женщин детородного возраста, планирующих забеременеть; у беременных, рожениц и родильниц; у пациенток с эстрогенной недостаточностью, поскольку имеющийся у них гормональный дефицит создает дополнительные благоприятные условия для развития смешанной инфекции; у женщин, которым планируется гинекологическое оперативное вмешательство или внутриматочное инструментальное исследование; у больных с врожденным или приобретенным иммунодефицитом.

В таких ситуациях идеальный препарат для химиотерапевтического воздействия должен совмещать в себе следующие черты:

иметь широкий спектр воздействия на наиболее часто встречающиеся ассоциации патогенных возбудителей (анаэробная флора: Гр (+) и Гр (-) бактерии, грибы, трихомонады);
быть высокоэффективным и достаточно быстродействующим средством;
оказывать не только чисто этиологическое, но и патогенетическое воздействие, т. е. обладать достаточным противовоспалительным эффектом уже в начале лечения;
оказывать преимущественно местное воздействие, что особенно важно при лечении беременных, пациенток с сопутствующей соматической патологией, гинекологических предоперационных больных, а также женщин старшего (постклимактерического) возраста;
обладать хорошей общей переносимостью, безопасностью, минимумом побочных эффектов;
быть удобным в применении, иметь низкую кратность приема в течение суток, оказывать должный терапевтический эффект и во время менструации (для непрерывного лечения);
при необходимости применяться и с профилактической целью (при риске возникновения дисбактериоза, развития инфекции);
быть доступным по стоимости для пациентов.

Имея значительный опыт профилактики и лечения половых партнеров, длительно страдающих от воспалительных поражений мочеполовых органов смешанной этиологии, мы на основании собственных наблюдений пришли к выводу, что среди значительного ассортимента средств, предлагаемого современной фармацевтической промышленностью вышеупомянутым требованиям наиболее соответствует французский препарат Тержинан (производства Laboratoires du Docteur E. Bouchara). Без преувеличения этот препарат вполне обоснованно следует оценить как уникальный, ибо только он на отечественном рынке медикаментов обладает всеми вышеперечисленными свойствами за счет удачно подобранной комбинации ингредиентов:

тернидазол (200 мг), относящийся к группе нитроимидазолов. Он обладает противопротозойным действием, подавляет развитие трихомонад, бактероидов, фузобактерий, облигатных анаэробов и гарднерел.
нистатин (100 т. Ед.) — подавляет рост дрожжеподобных грибов рода Candida albicans.
неомицина сульфат (100 мг) — антибиотик широкого спектра действия в отношении Гр.(-) микроорганизмов (протея, кишечной палочки, клебсиеллы, энтеробактера), а также Гр.(+) микроорганизмов (стафилококков).
преднизолон (3 мг) — глюкокортикоид, обладающий выраженным местным противовоспалительным, противоаллергическим, иммуносупрессивным, антиэкссудативным и противозудным действием.
масло гвоздики и герани — природные антисептики.

Тержинан выпускается в виде вагинальных таблеток № 6 или № 10. Перед употреблением их следует смочить на 20–30 секунд в воде, а затем глубоко ввести во влагалище на ночь.

Цель нашего исследования — изучение эффективности препарата Тержинан при амбулаторном лечении неспецифических смешанных кольпитов и бактериальных вагинозов у женщин — половых партнерш мужчин с уретропростатитами бактериального и дрожжевого характера.

Диагноз бактериального кольпита или вагиноза у обследованных женщин был поставлен на основании:

  1. Микроскопии мазков из уретры и влагалища по Граму.
  2. Аминотеста (пробы с 10% раствором гидроокиси калия).
  3. Лакмусового определения рН выделений.

Контролируемое местное использование этого препарата производилось у двух групп женщин в возрасте от 18 до 42 лет.

1 группа — 28 женщин, которых субъективно ничего не беспокоило. Они были приведены к врачу своими партнерами, указавшими их как предполагаемый источник заражения. При этом 6 из них оказались беременными (на сроках от 8–10 до 24-х недель) без признаков токсикоза. При микроскопическом исследовании (окраска по Граму) мазков из уретры, цервикального канала и содержимого влагалища у них обнаруживалось повышенное содержание лейкоцитов в мазках (от 20 до 40 в поле зрения), а также палочковидная (в 32% случаев), скудная кокковая (в 39% случаев), грибковая (в 24% случаев) флора и трихомонады (в 5% случаев). У них же определялось незначительное повышение рН (в пределах 4,4–4,9), а у 4-х женщин — слабоположительный аминотест. Лишь только в ходе углубленного собеседования удалось установить, что каждая третья из них все же время от времени отмечала у себя незначительные серозно-слизистые выделения накануне начала менструации, но не придавала этому явлению должного значения.

2 группа — 46 женщин, которые самостоятельно пришли на поликлинический прием к врачу с жалобами на наличие у них довольно значительных выделений из половых путей, сопровождаемых в ряде случаев довольно неприятным запахом и зудом. Проведенное до лечения бактериоскопическое исследование позволило выявить как наличие значительного лейкоцитоза (до 60–80 в поле зрения), так и наличие довольно обильной смешанной кандидозно-трихомонадно-бактериальной флоры. Кроме того, у них же определялось заметное повышение рН (до 5,0–5,5) и наличие специфического «рыбного» запаха, т. е. положительный аминотест. Кольпоскопическое исследование также подтвердило наличие воспалительной реакции во влагалище практически у всех женщин этой группы.

Местное влагалищное применение Тержинана осуществлялось 1 раз в сутки (на ночь) в течение 10 дней всем женщинам обеих групп. Раздражения слизистых и плохой переносимости (даже среди беременных женщин) при этом не отмечалось.

В период лечения спринцевания влагалища не применялись. Пациенткам было настоятельно рекомендовано воздерживаться от половой жизни и разъяснена необходимость обязательного параллельного обследования и лечения их половых партнеров у врача-венеролога. После такого курса монотерапии у 26 женщин первой группы отметилось резкое снижение лейкоцитоза (с 20–40 до 10–12 в поле зрения), исчезновение дрожжевого мицелия, понижение рН содержимого влагалища до 4,0, отсутствие «рыбного» запаха, т. е. отрицательные результаты аминотеста. Только у 2-х женщин на фоне снижения лейкоцитоза в мазках обнаруживались единичные трихомонады, лактобациллы. У женщин второй группы отмечалось снижение остроты воспалительного процесса, что проявилось заметным уменьшением лейкоцитоза (до 20–25 в поле зрения); исчезновение жалоб на зуд и жжение среди недавно (до 3-х месяцев) заболевших; нормализация влагалищной флоры. У 16 из них в контрольных мазках обнаруживались единичные трихомонады и гарднереллы, в связи с этим был продлен на 10 дней курс местной терапии Тержинаном, одновременно были назначены per os трихопол или фазижин. Остальные женщины использовали Тержинан еще в течение 6 дней. При их повторном обследовании на 4–6 день после окончания вагинального лечения выздоровление наступило у 42 из них (в 92%), а положительный эффект у остальных — 8% (т. е. у 4-х женщин с длительностью патологии свыше 6–7 месяцев).

На контрольное обследование через 30–40 дней, т. е. после окончания первых после лечения месячных, явились 64 женщины (21 женщина из 1-й группы и 43 женщины из 2-й группы).

Контрольное обследование подтвердило эффективность интравагинального применения Тержинана. Лишь у 5-ти из 64-х женщин применение вышеуказанного метода лечения было недостаточным. При этом 2 женщины из первой группы имели в этот промежуток времени половые связи с мужьями, т. е. в этом случае вполне допустимо повторное инфицирование. У остальных трех женщин отмечалось наличие незначительных слизистых выделений, несколько повышенный лейкоцитоз (до 20 в поле зрения), обильная смешанная бактериальная влагалищная микрофлора, отсутствие лактобацилл, единичные ключевые клетки.

Таким образом, на основании проведенного исследования вполне обоснованно можно сделать вывод о достаточной эффективности интравагинального применения Тержинана при лечении как явно патогенной, так и условно-патогенной микрофлоры гениталий, существование которой обусловливает развитие смешанных бактериальных кольпитов и вагинозов у женщин детородного возраста. Грамотное амбулаторное использование Тержинана ведет к подавлению такого рода микрофлоры, способствуя тем самым ликвидации инфекционно-воспалительных урогенитальных поражений у женщин и снижению общего уровня ИППП среди населения Украины.

Литература

  1. Тихонова А. И. Общий обзор ситуации с инфекциями, передающимися половым путем // ВДВ.— 1999.— № 2.— С. 4–7.
  2. Мыскин В. С. К вопросу об источнике инфекции вен больных // ВДВ.— 1988.— № 1.— С. 61–62.
  3. Яцуха Т. В. Бесплодные браки и болезни, передающиеся половым путем // В сб. Вопр. диагн., леч. и профил. ЗППП и дерматозов.— Рязань, 1995.— С. 15–16.
  4. Довжанский С. И. Болезни, передаваемые половым путем: группы и факторы риска // ВДВ.— 1998.— № 4.— С. 25–26.
  5. Яцуха М. В., Безручко А. С., Мудренко О. С. Эпидемиологическая значимость инфекций, передаваемых половым путем у женщин, оказывающих сексуальные услуги за вознаграждение // ВДВ.— 1998.— № 6.— С. 47.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика