Логотип журнала "Провизор"








О. Печеный

Аптека: и опыт, сын ошибок трудных...

Освещая в нашем журнале состояние и динамику отечественной фармацевтической отрасли в целом мы не можем не коснуться проблем конкретной аптеки. Перефразируя слова классика о семье как ячейке общества, необходимо признать аптеку первичным и основным элементом системы фармации Украины.

В контексте данной статьи речь идет о государственном коммунальном предприятии1 Центральная районная аптека № 24 г. Знаменки Кировоградской области. Руководит аптекой бессменно более двух десятков лет Виктор Романенко, человек прогрессивных взглядов и опытный хозяйственник.

Деятельность аптеки имеет глубокие исторические традиции, первые упоминания о ней относятся к 1913 году. С 1983 года аптека располагается в новом двухэтажном здании общей площадью 1100 м2, построенном по типовому проекту Новосибирского НИИ. Структурными подразделениями являются 10 аптек и 8 аптечных пунктов, расположенных по всей территории района. Численность сотрудников более 50 человек. Годовой товарооборот превышает 1,5 млн грн. В условиях аптеки осуществляется производство лекарственных форм на сумму более 100 тыс. грн., производится заготовка около 1 тонны лекарственного сырья в год.

Отрадно заметить, что ни от руководства, ни от сотрудников аптеки не исходят набившие оскомину рассуждения о всеобщем кризисе в государстве, еще более глубоком кризисе в фармацевтической отрасли и, как следствие, упадке аптечной деятельности. Однако отдельные проблемы все же имеются, на которые, как и на пути их решения, мы и хотим обратить внимание наших читателей.

В первую очередь следует коснуться механизмов государственного регулирования аптечной деятельности — лицензирования и аккредитации. Сказать об их несовершенстве — значит ничего не сказать. Действующее законодательство предполагает лицензирование не только оптовой и розничной реализации, но и изготовления лекарственных средств в условиях аптеки, что нельзя признать правильным. Практика европейских стран показывает, что необходимость лицензирования аптечного производства отсутствует. В частности, в соответствии с Директивой Европейского Союза 89/341/ЕЕС2, принятой в 1989 году, не требуется лицензии для лекарственных препаратов, приготовленных в аптеке в соответствии с рецептом для конкретного пациента, а также для препаратов, приготовленных в аптеке в соответствии с требованиями Фармакопеи и предназначенных для непосредственного обеспечения пациентов, обслуживаемых данной аптекой. Новый Закон «О лицензировании отдельных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 года3 предполагает лицензирование производства лекарственных средств, однако не раскрывает характера такого производства. Хотелось бы выразить надежду, что в подзаконных актах, принятых в исполнение данного Закона, лицензирование внутриаптечного производства будет отменено. В условиях повсеместного отказа от экстемпоральной рецептуры, аптека № 24 сочла необходимым сохранить этот вид фармацевтической деятельности, поскольку хотя прибыль от производства практически отсутствует, однако себестоимость лекарственных средств, изготовленных в условиях аптеки ниже, что сказывается на ценах для потребителя. Да и специальность фармацевтического работника, его профессиональная значимость и востребованность реализуется через производство, а не только через торговлю.

До недавнего времени лицензия не могла быть получена аптечным учреждением без проведения экспертизы возможности соблюдения лицензионных условий по оптовой или розничной реализации лекарственных средств. Данная экспертиза носила зачастую формальный характер, поскольку экспертами назначались, как правило, заведующие аптек из других районов. Однако расценки за проведение экспертных работ были установлены прямо-таки астрономические и приобрели форму бюрократического вымогательства. Поэтому следует считать безусловно правильными требования, установленные Законом Украины от 30 июня 1999 года «Об источниках финансирования органов государственной власти» (вступил в силу 14 марта 2000 года) и приказом Минздрава Украины от 20 апреля 2000 года № 93-04 о запрете ставить как условие выдачи лицензии проведение государственной аккредитации, отчисление средств в пользу каких-либо бюджетных или внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, поэтому, если лицензионным органом и принято решение о проверке возможности соблюдения субъектом предпринимательской деятельности лицензионных условий, такая проверка производится за счет данного органа. Следует подчеркнуть, что Закон о лицензировании в значительной степени повышает гарантии прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении механизма лицензирования. В частности, органам лицензирования запрещается требовать от заявителей другие документы, помимо тех, которые установлены законом. Исчерпывающий перечень документов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Об аккредитации аптечных учреждений следует сказать отдельно. Действующее законодательство Украины не предполагает применения к аптекам, не прошедшим государственную аккредитацию, нарушившим установленные графиком сроки прохождения процедуры государственной аккредитации, каких-либо санкций, а также предоставление аккредитованным аптекам дополнительных льгот и привилегий. Государственная аккредитация не является лицензионным условием, а поэтому отказ в ее прохождении не может быть основанием аннулирования или приостановления действия лицензии. На ряд проблем, связанных с аккредитацией, обращалось внимание на совещании по итогам работы в I полугодии 2000 года руководителей государственных учреждений Кировоградского областного объединения «Фармация», прошедшем 19 июля текущего года под руководством молодого и энергичного генерального директора Сергея Хильченко.

Нормативно-правовые акты Минздрава по вопросам аккредитации вступают в противоречие с действующим законодательством, поэтому Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства предложил Минздраву отменить Условия аккредитации аптечных учреждений, организаций, осуществляющих оптовую и розничную реализацию лекарственных средств, и п. 4 приказа Минздрава Украины от 18 февраля 2000 года № 27 «Об организации проведения аккредитации фармацевтических (аптечных) учреждений» (решения Госкомпредпринимательства от 11 июля 2000 года № 17-77/7 и 17-78/7). Были высказаны справедливые сомнения в целесообразности существования механизма аккредитации, поскольку он практически полностью дублирует действующую систему лицензирования. А закон, признавая лицензию единственным документом разрешительного характера, не отводит аккредитации места в механизме регулирования предпринимательской деятельности. Фактически аккредитация осуществлялась на платной основе, что является грубейшим нарушением законодательства. Несмотря на высказанные мнения в защиту процедуры аккредитации (в основном они высказывались со стороны представителей государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств), руководство аптеки № 24 считает нецелесообразным проходить государственную аккредитацию.

Возвращаясь к проблемам аптеки № 24, отметим, что в настоящее время она вынуждена отказаться от реализации спирта этилового. В соответствии с приказом Минздрава Украины от 30 июня 1994 года № 117 спирт этиловый подлежит предметно-количественному учету и отпускается больным по рецепту врача, но реально обеспечить такой учет практически невозможно. Правила отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек, утвержденные упомянутым приказом Минздрава, допускают отпуск спирта по рецепту врача, как правило, в количестве до 150 мл. Но в настоящее время преимущественно встречается расфасовка 200 мл. Учитывая, что цены на спирт этиловый подлежат государственному регулированию, экономический эффект от его реализации невелик. Да и «конкуренция» — в десяти метрах в киоске, а зачастую и просто с машины, спирт реализуется без всякого рецепта и предметно-количественного учета, не говоря уже о цене.

Значительной проблемой для аптеки является регулирование рецептурного и безрецептурного отпуска лекарственных средств. Данная проблема неоднократно поднималась на страницах нашего издания. Если американский врач в среднем выписывает около 19 тыс. рецептов в год, то украинская статистика по данному вопросу отсутствует. Несмотря на наличие юридически зафиксированной обязанности и утвержденного перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача, медицинские работники выписывают рецепты лишь изредка, а ответственность в конечном итоге несет провизор. В аптеке № 24 к решению данной проблемы отнеслись достаточно серьезно и продуманно. В частности, покупая лекарство в аптеке, любой пенсионер по предъявлению пенсионного удостоверения и рецепта врача получает 10-процентную скидку. Данное новшество, к которому нельзя не отнестись похвально, не только приводит отпуск лекарственных препаратов в соответствие с требованиями законодательства, но социально защищает пациента, а поэтому заслуживает всяческой поддержки на общегосударственном уровне.

Являясь учреждением здравоохранения, аптека выполняет важные социальные функции. Так, производится отпуск лекарств в счет пенсий на сумму около 50 тыс. грн. в год, по льготным бесплатным рецептам «чернобыльцам» реализуется медикаментов на сумму более 70 тыс. грн. в год, последующее бюджетное возмещение их стоимости производится с 5-процентной скидкой.

«Головной болью» ЦРА является лекарственное обеспечение в сельской местности. В селах и поселках имеется 10 структурных подразделений, расположенных в хорошо оборудованных капитальных строениях, однако все они являются убыточными, 2 уже закрыты. Обнищание сельского населения и тот факт, что в селе заработная плата и пенсия несколько лет выплачивается в натуральной форме приводит к столь печальным последствиям. Со слов заведующего аптекой, сельская аптечная сеть умирает вместе с селом. И данный факт остается без надлежащего реагирования со стороны соответствующих государственных органов.

Не лишены проблем и взаимоотношения аптеки с лечебными учреждениями, финансируемыми из бюджетов различных уровней. В условиях, когда законодательное закрепление системы медицинского страхования искусственно сдерживается, значительная часть рынка медицинских услуг находится «в тени», а соответственно и денежные средства граждан в бюджет не поступают. Отсутствует и механизм конкурсного отбора аптеки, обслуживающей то или иное аптечное учреждение, что создает почву для неограниченных злоупотреблений.

Проблемы аптеки № 24, бесспорно, не единичны. Они не могут быть решены в одночасье, по мановению волшебной палочки, поскольку предстоит длительная кропотливая работа, но коллектив аптеки и в первую очередь ее руководитель Виктор Романенко исполнены решимости в их успешном преодолении, однако и государство, и в первую очередь органы, осуществляющие государственное управление здравоохранением, не должны оставлять аптеку с ними наедине.


1 В настоящее время термин «государственное коммунальное предприятие» неприменим, поскольку в соответствии с Конституцией и Законом Украины «О местном самоуправлении» коммунальная собственность приобрела самостоятельный характер и выведена из состава государственной собственности. Имеется ввиду коммунальное предприятие, находящееся в общей собственности территориальных громад. Поэтому учредительные документы бывших «государственных коммунальных предприятий» должны быть приведены в соответствие с законодательством.

2 Лицензирование в Европейском Союзе: фармацевтический сектор / редакторы-составители В. А. Усенко, А. Л. Спасокукоцкий. — К., 1998, — С. 44.

3 Официально опубликован — Урядовий кур’єр. — 2 августа 2000 года, вступает в силу через три месяца со дня опубликования.

4 Провизор (Юридические аспекты фармации). — 2000. — № 12. — С. 5.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика