Логотип журнала "Провизор"








А. Л. Панфилова,
канд. фарм. наук

ОАО «Гемопласт»: эволюция качества... в качество!

Национальная фармацевтическая академия Украины

Качество медицинской помощи, оказываемой в стационарных и амбулаторных условиях, зависит от многих факторов. Немаловажная роль в комплексе проводимых мероприятий принадлежит изделиям медицинского назначения. Сегодня их отличает динамичность в развитии ассортимента и качественное разнообразие.

Одним из лидеров отечественного рынка изделий медицинского назначения является ОАО «Гемопласт». За время производственной деятельности «Гемопласт» не менял своей специализации и накопил богатый опыт изготовления изделий медицинского назначения однократного применения в стерильном исполнении. Сегодня в номенклатуру изделий фирмы входят:

устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов (ПК);
устройства для вливания инфузионных растворов и кровезаменителей (ПР);
устройства для взятия крови у донора (ВК);
шприцы инъекционные однократного применения «Луер», медицинские катетеры и зонды, в том числе детские;
широкий ассортимент товаров народного потребления из пластмасс;
полимерные контейнеры с контролем первого вскрытия, предназначенные для упаковки лекарственных средств.

Предприятие ежегодно выходит на рынок с новыми изделиями медицинского назначения. В текущем году «Гемопласт» наладил производство полимерных контейнеров для упаковки лекарств вместимостью 50 и 70 мл, кишечных двухканальных катетеров, набора изделий для дренирования ран и др. На очереди — контейнер вместимостью 100 мл; устройства для сорбционной очистки крови (УСОК) и плазмы (УСОП), набор изделий к аппарату «Реинфузор» и другие медизделия.

На предприятии введены новшества: преимущественная ориентация на комплектацию инъекционными иглами ведущих европейских производителей; внедрение современного метода газовой стерилизации; изменение внешнего вида с применением упаковочных материалов, соответствующих современным стандартам качества. Указанные меры позволили увеличить срок годности шприцев однократного применения до 5 лет.

Завод ежегодно наращивает объемы производства и продаж медицинской продукции, товаров народного потребления (рис. 1).

рис. 1
Рис. 1. Динамика изменения объемов производства (млн грн.) и средней заработной платы (грн.) за 1995–1999 гг. ОАО «Гемопласт»

Благодаря наращиванию объемов производства, вводу в эксплуатацию новых производств, предприятие создает новые рабочие места. За 1998–1999 гг. было создано более 450 рабочих мест.

С 1995 г. средняя заработная плата планомерно увеличивалась (рис. 1). Темпы роста (%) средней заработной платы на ОАО «Гемопласт» в 1996 г. составили 142,95%, в 1997 г. — 157,60%, в 1998 г. — 125%, в 1999 г. — 138,26%. Сегодня средняя заработная плата работающих на предприятии составляет 330 грн., что приблизительно на 36% больше среднестатистической заработной платы в промышленном секторе Украины. Предприятие не имеет задолженности по оплате труда, заработная плата выплачивается регулярно. Отсутствует задолженность перед бюджетом, пенсионным фондом, за использование энергоносителей.

Несмотря на негативные тенденции на рынках сырья и энергоносителей, предприятие изыскало внутренние резервы и с мая прошлого года снизило отпускные цены в среднем на 25% по всему ассортименту медицинской продукции.

Темпы роста (%) средних оптовых цен в период с октября 1998 г. по июль 1999 г. были ниже темпов роста (%) курса доллара США и средней заработной платы в промышленном секторе Украины. Значительные колебания средних оптовых цен с ноября прошлого года определялись в большей степени нестабильной финансовой ситуацией, а не конъюнктурными изменениями на оптовом рынке изделий медицинского назначения. В таких условиях важно удержать позиции на рынке, в первую очередь, за счет расширения доступности и улучшения качества продукции. Обеспечение надежного контроля качества выпускаемых изделий является важным направлением в деятельности ОАО «Гемопласт».

Предприятие оснащено современным тестирующим оборудованием, которое аттестовано Госстандартом и Минздравом Украины. Качество продукции фирмы подтверждено сертификатами соответствия Украины, России, Беларуси, Казахстана и Молдовы. Кроме того, на предприятии ведется активная работа по внедрению Международной системы качества ISO 9000:2000.

Чтобы проиллюстрировать положение изделий медицинского назначения производства ОАО «Гемопласт», был проведен анализ рынка коммерческих предложений, опубликованных в периодических изданиях за I половину июня 2000 г. по следующим наименованиям:

системы для взятия и переливания крови;
системы для инфузий;
шприцы.

Рассчитывались такие показатели: количество предложений по каждой товарной позиции, средняя оптовая цена в гривнях, разброс цен, коэффициент ликвидности цен, доступность (%). При определении доступности использовались средние розничные цены и данные по средней заработной плате в промышленном секторе [2].

Устройства ПК и ПР могут изготавливаться в 12 модификациях, что допускает их использование как со стеклянными флаконами, так и с полимерными контейнерами. Все эксплуатационные характеристики изделий полностью соответствуют требованиям ГОСТ 25047-87 «Устройства комплектные эксфузионные, инфузионные и трансфузионные однократного применения» и соответствуют международным стандартам.

Конструкция капельницы обеспечивает визуальный контроль процесса инфузии. Каплеобразующий элемент способствует образованию капель постоянной величины из расчета 20 капель из 1 г воды, при скорости потока 50 капель в минуту. Роликовый зажим позволяет плавно регулировать поток жидкости, а наличие эластичного инъекционного узла дает возможность производить одновременно инъекции различных медикаментов. Применяемый в устройствах переливания крови фильтр надежно защищает пациента от попадания сгустков крови и обеспечивает переливание 1 л крови 14-дневного хранения.

Из 30 наименований систем, предлагаемых оптовыми фирмами, 9 приходилось на продукцию ОАО «Гемопласт». Доля изделий с торговой маркой «Гемопласт» в общем количестве предложений по системам составила 68,29% (рис. 2).

рис. 2
Рис. 2. Предложения по системам взятия и переливания крови и растворов в разрезе фирм-производителей

Бесспорными лидерами по количеству предложений были два наименования, выпускаемые «Гемопластом»:

система переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов (универсальная) ПК-21-02;
система для вливания кровезаменителей и инфузионных растворов ПР-21-01.

Они имели 68 и 59 предложений соответственно, что составило более 50% от всех предложений по системам на оптовом рынке (табл.). Кроме того, следует указать и систему для взятия крови у донора ВК-10-01 («Гемопласт»), имевшую 25 предложений от оптовых фирм.

Таблица. Продукция, лидирующая в рейтинге предложений среди систем переливания крови и растворов (I половина июня 2000 г.)
Наимено-
вание
Фирма-
произво-
дитель
Коли-
чество предло-
жений
Цены, грн. Разброс цен, грн. Коэф. ликвид-
ности цен
Доступ-
ность, %
min mid max
Система ПК-21-02 «Гемопласт» 68 1,50 1,86 2,08 0,58 0,39 1,10
Система ПР-21-01 «Гемопласт» 59 1,27 1,53 1,75 0,48 0,38 0,90
Система ПР (металл.) «Elegant India» 15 1,03 1,26 2,04 1,01 0,98 0,74
Система ВК 10-01 «Гемопласт» 25 0,93 1,13 1,38 0,45 0,48 0,67

Следующие позиции в рейтинге предложений занимали системы производства «Elegant India» (15 предложений). 11 наименований импортной продукции, составляющие 36,67% от всех товарных позиций по системам, имели всего по одному предложению.

Разброс цен по исследуемой номенклатуре был незначителен. Максимальное значение составило 1,01 грн. (система переливания растворов металл. «Elegant India»), а минимальное 0,05 грн. (система переливания растворов ПР-21-02 «Гемопласт»). Для трех лидирующих наименований (системы ПК-21-02, ПР-21-01 и ВК-10-01) количество предложений и сравнительно небольшой разброс оптовых цен указывают на жесткую конкуренцию. Количественно это подтверждает и коэффициент ликвидности цен, который по указанным наименованиям не превышал 0,5 [2].

Необходимость широкого использования систем в медицинской практике предъявляет высокие требования к их доступности. В условиях низкого платежеспособного спроса и ограниченности ресурсов отечественной системы здравоохранения расширение доступности приобретает особое значение. Решение этой проблемы возможно через механизмы ценообразования в условиях активной конкуренции на рынке.

Рассчитанный показатель доступности (отношение средней розничной цены к средней заработной плате, выраженное в %) позволили сгруппировать системы так:

высокодоступные (22 товарные позиции);
доступные (8 товарных позиций).

Для высокодоступных наименований систем показатель доступности колебался от 0,64% до 1,00%. Эту группу сформировала продукция фирм «Гемопласт», «Эллипс», «Elegant India», «Core healthcare», «Inkaras», «Dispomedicor» и российских предприятий. В группе доступных показатель доступности изменялся в более широком диапазоне — от 1,03% до 13,96%. Ее основу составили системы фирмы «B. Braun», имевшие эксклюзивные предложения на рынке от оптовой фирмы «Ликар» (г. Киев).

Среди изделий медицинского назначения шприцы занимают особое место. В первую очередь это определяется их использованием при оказании помощи больным с тяжелыми патологическими процессами, несовместимыми с жизнью пациента.

Шприцы с торговой маркой «Гемопласт» вместимостью 1, 2, 5, 10 и 20 мл по всем показателям отвечают требованиям ГОСТ 24861-91 «Шприцы инъекционные однократного применения» и международному стандарту ISO 7886. Изделия изготавливаются на импортном оборудовании и по технологии фирмы «B. Braun» (Германия), комплектуются иглами ведущих европейских фирм-производителей.

Плавность хода штока и незначительное усилие для его перемещения обеспечиваются за счет точного соблюдения технологических параметров и использования современного метода газовой стерилизации (окисью этилена).

Анализ предложений по шприцам одноразовым за июнь 2000 г., проведенный при помощи аналитической системы «Архивы Доктора Прайса II», показал, что из 162 предложений этой продукции 77 (47,53%) относится к шприцам производства ОАО «Гемопласт», 38 (23,46%) — по шприцам производства фирмы «Becton Dickinson» и 23 (14,20%) — фирмы «Bog Mark».

Широкий ассортимент шприцев не позволяет провести углубленный анализ цен в рамках одной публикации. Поэтому остановимся на характеристике средних оптовых цен (в долл. США) на шприцы емкостью 5 мл производства ОАО «Гемопласт». За период с июня 1998 г. по май 2000 г. в динамике цен преобладает тенденция к их снижению. С октября 1998 г. и по январь 2000 г. цены в долл. США снижались в среднем на 7,47% ежеквартально (рис. 3).

рис. 3
Рис. 3. Динамика средних оптовых цен (долл. США) на продукцию «Гемопласта» с июля 1998 г.

Все устремления ОАО «Гемопласт» направлены на поддержание стабильного производства высококачественных и конкурентоспособных медицинских изделий и сохранение лидирующего положения на рынке.

Основной стратегической целью «Гемопласта» является удовлетворение потребностей отечественной системы здравоохранения в высококачественных и конкурентоспособных изделиях медицинского назначения и расширение рынков сбыта. Для этого на предприятии поддерживается стабильное производство, совершенствуются методы управления, расширяется сеть сбыта продукции. Реализация продукции предприятия производится не только через филиалы в Киеве и представительство в Харькове, но и при помощи крупных оптовых фирм, имеющих развитую сбытовую сеть.

Для привлечения потребителей и удержания лидирующего положения на внутреннем рынке разработана гибкая система стимулирования продаж, ведется постоянная работа по снижению себестоимости изделий, что позволяет ориентировать уровень отпускных цен предприятия в соответствии с ценами основных конкурентов.

Литература

  1. В знакомом имени — новое содержание и качество // Провизор.— 1998.— № 5.— С. 40–41.
  2. Подколзина М. В., Немченко А. С. Фармакоэкономический анализ: проблемы доступности сердечно-сосудистых средств // Провизор.— 2000.— № 6.— С. 20–22.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика