Логотип журнала "Провизор"








А. А. Кудайкулова,
канд. фарм. наук

Прогнозирование спроса на наркотические лекарственные средства в Кыргызстане

Государственная комиссия при правительстве Кыргызской республики по контролю наркотиков

Наркотические лекарственные средства (НЛС) широко используются для анестезии практически во всех областях медицины. Для основных потребителей анализируемой группы медикаментов (пациенты, нуждающиеся в обезболивании при оперативных вмешательствах и в послеоперационный период, онкологические инкурабельные больные) использование НЛС является основным критерием качества жизни. В то же время, в условиях усиливающейся наркотизации населения в Кыргызстане, важно разграничить предупреждение незаконного злоупотребления наркотиков и недопустимость ограничения возможности потребления НЛС для лечебных целей.

В целях предупреждения немедицинского распространения наркотиков первостепенное значение для Кыргызстана, ратифицировавшего Конвенцию ООН 1961 года о наркотических средствах, приобретает строгое соблюдение законодательных и административных требований к законному обороту наркотических лекарственных средств, в частности ограничения их использования только для научных и медицинских целей [1]. Государственная политика Кыргызской республики в данном направлении опирается на постоянную оценку изменения наркоситуации, ее научный, реальный и последовательный анализ относительно влияния на сферу законного оборота наркотиков [2]. Так, в соответствии с требованиями антинаркотической Конвенции ООН 1961 года, Закона КР «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах«, Государственной программы КР по усилению борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков на 1998–2000 гг. Кыргызстан определяет спрос в наркотических средствах, на основании которого утверждается государственная квота республики Международным комитетом по контролю наркотиков (МККН) [3, 4].

С целью прогнозирования показателей спроса на первом этапе исследований использовался объективный критерий — потребление. Необходимо отметить, что в целом уровень расходов на здравоохранение в Кыргызстане очень низкий. Так, если в 1998 году на обеспечение потребностей здравоохранения в США идет 11–13% от валового продукта, в Австралии 7%, в России — 3,4% [5], то в Кыргызстане, по нашим расчетам, лишь 2,7% [6].

При выборе методов научного прогнозирования потребления наркотических лекарственных средств (НЛС) нами использован комплекс статистических и экономико-математических методов, адаптированных к различным группам лекарственных средств.

Объекты изучения: заявки-заказы фармацевтических фирм-импортеров НЛС за 1991-1998 гг., сведения об импорте НЛС Государственной комиссии при Правительстве КР по контролю наркотиков (ГККН), официальные статистические сведения показателей системы здравоохранения, листы назначений НЛС в 2000 историях болезни из 8 стационаров республики.

рис. 1
Рис. 1. Сеть товаропроводящей структуры рынка наркотических лекарственных средств в Кыргызстане

Сеть товаропроводящей структуры рынка наркотических лекарственных средств в Кыргызстане представлена на схеме 1. Распределение НЛС рассматривается как структура, сформированная различными субъектами. В частности, это:

заводы-производители наркотических анальгетиков. На данный момент основными поставщиками в республику являются три завода — АО «Гедеон Рихтер«, Харьковское государственное предприятие «Здоровье народу» и Московский эндокринный завод. Для пересечения таможенной границы Кыргызстана поставщики продукции (или их дистрибьюторы) получают свидетельство на ввоз контролируемых средств Государственной комиссии при Правительстве КР по контролю наркотиков (ГККН) в пределах государственной квоты.
фирмы-импортеры. Единственным импортером НЛС в республику до 1997 г. являлось АО «Фармация» (бывшее государственное объединение «Фармация»), затем оптовыми поставками стали заниматься частные фирмы» — совместное кыргызско-белорусское предприятие (СКБП) «Неман», ООО «Аптека № 1». Поступивший товар на складах хранится в условиях, соответствующих требованиям по укрепленности помещений, предъявляемым к аптечным складам. Затем товар распределяется оптовым промежуточным складам (бывшим областным складам объединения «Фармация») и частным фармацевтическим фирмам, имеющим специальное разрешение на деятельность с наркотическими средствами.
региональные аптечные склады и частные фирмы. Они занимаются распределением НЛС по заявкам лечебно-профилактических учреждений, аптек и научно-исследовательских учреждений.
конечные распределители НЛС. Контроль за обоснованностью назначений НЛС и распределение их по отделениям осуществляют руководители ЛПУ, НИИ и аптек.

Анализируемая группа препаратов строго регламентирована нормативами, особыми правилами выписывания и отпуска. Определение спроса на наркотические лекарственные средства имеет ряд специфических особенностей. Так, с одной стороны, утвержденные нормативы расхода на 1000 населения и на специализированные койки. С другой — назначение НЛС короткими и непродолжительными курсами в послеоперационном периоде в зависимости от общего состояния больного, вида и течения заболевания; необходимости оперативного вмешательства; специфика назначения их инкурабельным онкологическим больным обусловливает необходимость совершенствования методических подходов к определению спроса на наркотические анальгетики.

Потребление НЛС в аптечной сети характеризуется объемом фактически реализованных лекарственных средств и других медицинских товаров населению. Уровень потребления НЛС в республике обусловлен исключительно ассортиментом и предложением, которое представлено лишь ввезенным количеством импорта по 4–5 позициям за анализируемый период и товарными запасами, оставшимися еще с «доприватизационного» периода функционирования аптечной сети в Кыргызстане.

Таблица 1. Расчетные показатели потребления НЛС в СДД на 1000 жителей населения в Кыргызстане за период 1996–1998 гг.
№ п/п Наименование лекарства СДД (мг) 1996 г. 1997 г. 1998 г.
1. Морфин 30 0,011 0,0063 0,0085
2. Промедол 60 0,085 0,0032 0,0065
3. Фентанил 0,15 0,078 0,063 0,025
4. Дипидолор 45 0,44 0,0086 0,002
5. Норфин 1,2   0,000059 0,000675

Нами изучена структура потребления групп наркотических анальгетиков в разрезе лекарственных форм. На рис. 2 отражены значительные колебания расхода за анализируемый период всех препаратов, содержащих морфин. Это говорит о том, что их потребление зависит в основном от объема импорта препаратов в республику. Аналогичная тенденция колебания потребления препаратов выявлена и по другим группам наркотических средств.

рис. 2
Рис. 2. Структура потребления морфинсодержащих препаратов в КР за период 1991-1998 гг. (в %)

Основные факторы, влияющие на формирование спроса на НЛС:

  1. Объем и степень удовлетворения спроса на лекарственные средства. Величина неудовлетворенного спроса в целом увеличилась в этот период на 40%, а по отдельным наименованиям — до 100%. При анализе выявлено, что с 1996 г. спрос не удовлетворялся по таким препаратам: омнопон в ампулах, промедол в таблетках, морфин в ампулах и др.
  2. Снижение материального благосостояния населения значительно не влияет на потребление НЛС, так как они являются жизненно необходимыми и назначаются только в крайнем случае, в отличие от других групп лекарственных средств.
  3. Экономическое развитие регионов. В регионах республики сложилась крайне критическая ситуация из-за сложностей с доставкой и финансовыми трудностями региональных фармацевтических фирм — в основном они являются должниками оптовых фирм и для них проблематична предоплата за медикаменты.
  4. Невозможность в настоящее время использовать новейшие методы и современную аппаратуру для ранней диагностики.
  5. Повышение общеобразовательного и культурного уровня населения, санитарно-гигиенической и медицинской грамотности, что влияет на увеличение обращаемости к медицинским работникам.
  6. Рост численности населения отдельных регионов страны. В последние годы регистрируется увеличение миграции трудоспособной части населения в столицу республики в поисках заработка.
  7. Сближение уровней медицинской и лекарственной помощи городскому и сельскому населению, увеличение численности населения преклонного возраста — люди пенсионного возраста чаще болеют и чаще приобретают лекарственные препараты.

Нами осуществлено многовариантное прогнозирование спроса на наркотические лекарственные средства с использованием 4 методов: экспертной оценки, нормативного метода, методики стандартных дневных доз, метода математического моделирования.

Метод экспертной оценки зарекомендовал себя как доступный и достаточно надежный для обобщения мнений специалистов. Результаты опроса врачей-экспертов показали, что практически на весь ассортимент НЛС, кроме морфина в ампулах, испытывается дефицит в снабжении ЛПУ республики. Используемые НЛС преимущественно оценены как «эффективные» и «высокоэффективные».

Нормативный метод. Проведенные нами расчеты основаны на утвержденных Министерством здравоохранения Кыргызстана временных нормативах расхода НЛС на 1000 населения и специализированные койки ЛПУ.

Методика стандартных дневных доз (СДД) на основе сравнительного статистического анализа потребления лекарств разработана Нордическим медицинским советом и рекомендована Европейским бюро ВОЗ. Нами проведена оценка потребления НЛС на основании учета объемов продаж в СДД. Как показали наши расчеты, в Кыргызстане в 1996 г. потребление препаратов группы морфина составило 11 СДД на 1 млн человек, т. е. в 1580 раз меньше, чем в развитых странах и в 16 раз меньше, чем в развивающихся странах. Расчет потребления проводился по формуле:

(Кол-во ЛC, прод. за год (мг) х 1000 жит.) /  (СДД (мг) х 365 дн. х число жителей) = СДД/1000 жит./дней

СДД установлены на основании реальных врачебных назначений НЛС в 2000 историях болезни в областях предпочтительного клинического применения НЛС. Таким образом, для каждого наименования наркотического анальгетика (суммарно по препаратам) рассчитаны показатели потребления.

Математическое моделирование осуществлено на основе корреляционно-регрессионного метода прогнозирования потребления для исследуемых лекарственных форм наркотических анальгетиков. Нами проведен анализ расхода исследуемой группы с определяющими этот процесс факторами (ВВП на душу населения, расходы на здравоохранение в % к ВВП, обеспеченность койками на 10 тыс. населения, реально назначаемая дневная доза (РДД)). Адекватные математические модели для прогнозирования показателей потребления по группам наркотических лекарственных средств представлены в табл. 2 (использованные обозначения: у — расчетная величина спроса на препарат, х1 — ВВП на душу населения (в у.е.), х2 — расходы на здравоохранение в процентах (%) к ВВП, х3 — количество коек на 10 тыс. человек, х4 — стандартная дневная доза (СДД). Составлены прогнозы потребления для каждой лекарственной формы изучаемой группы методом наименьших квадратов.

Таблица 2. Математические модели прогнозирования спроса по группам наркотических средств
№ п/п Наименование группы Уравнение множественной регрессии r
1. Морфинсодержащие препараты (граммы) у = -42,95 – 0,03х1 + 33,28х2 +0,67х3 -2203,19х4 0,846
2. Промедолсодержащие препараты (граммы) у = 33,49 – 0,11 х1 -7,49 х2 +0,62 х3 +357,8 х4 0,720
3. Фентанилсодержащие препараты (граммы) у = -2,854 – 0,0003 х1 +0,36 х2 +0,011 х3 +4,84 х4 0,719

Использованная структура информационного обеспечения позволила нам обосновать основные подходы к прогнозированию спроса в НЛС. В результате этого нами составлен многовариантный прогноз спроса на наркотические анальгетики для утверждения его в качестве государственной квоты Кыргызстана.

Нами предлагается усилить взаимодействие участников-субъектов каналов распределения по следующим направлениям:

сбор и обмен информацией, стимулирование сбыта. В данном направлении на рынке НЛС активно работает только представительство АО «Гедеон Рихтер«. Рекомендуется всем дистрибьюторам предоставлять и коммуникационную информацию по реализуемым ими лекарственным средствам;
установление контактов с реальными и потенциальными потребителями. К сожалению, из-за неплатежеспособности некоторых фирм поставщики значительно снизили, а в отношении отдельных структур прекратили поставки медикаментов, в том числе НЛС. В данной ситуации важно утверждение и поддержание положительного имиджа дистрибьютора как надежного субъекта товарораспределительной системы;
формирование логистических потоков, в том числе транспортировка медикаментов от производителя к потребителю. Необходимо учитывать все аспекты международной транспортировки контролируемых средств, так как кроме общих правил международного контроля (лицензирование ввоза, вывоза) вводятся специфические требования. Например, при доставке из Германии партии НЛС в Кыргызстан прямым авиарейсом достаточно наличие свидетельства на ввоз НЛС, которое выдает ГККН Кыргызстана, и разрешения на вывоз НЛС от компетентного органа Германии. В случае перевозки аналогичной партии НЛС через территорию Белоруссии, России или Казахстана, кроме наличия вышеуказанных документов, Россия требуется предварительное согласование с компетентным органом о перемещении. Для законного перемещения на территории Белоруссии и Казахстана достаточно наличие в свидетельстве на ввоз наркотического средства ГККН отметки о прохождении через территорию.
изыскивать резервы финансирования издержек по снабжению населения НЛС, несмотря на дополнительные расходы по доставке (охрану, транспортировку и т. д.), т. е. решать проблему качественного обеспечения населения медикаментами с позиции социально-этического аспекта собственной деятельности.

Выводы:

  1. Изучены закономерности потребления НЛС в Кыргызстане, на основе которых предложено усовершенствование научно-обоснованной системы прогнозирования спроса населения республики.
  2. С учетом результатов проведенного исследования рекомендуется субъектам товаропроводящей структуры рынка НЛС развивать маркетинговые усилия в области качественного снабжения населения при выявленном неудовлетворенном спросе.
  3. По данным проведенной работы, включающей анализ различных аспектов движения наркотических лекарственных средств, разработан многовариантный прогноз перспективного спроса на них как регулятор законного перемещения в Кыргызстане. На основании результатов исследования утверждена государственная квота на наркотические средства Кыргызстана на 2000 год. Использование результатов научно-обоснованного прогноза спроса фармацевтическими фирмами-импортерами позволит оптимизировать лекарственное снабжение населения республики.

Литература

  1. Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года (с поправками, внесенными в нее в соответствии с протоколом 1972 года о поправках к Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года).— ООН, Нью-Йорк, 1977.— 61 с.
  2. Доклад Международного комитета по контролю за наркотиками, 1998 г.— Вена, Австрия, 1998.— С. 8–34.
  3. Закон Кыргызской Республики «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 22 мая 1998 года.
  4. Государственная программа по усилению борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков на 1998–2000 гг. Утверждена Постановлением Правительства КР № 725 от 10 декабря 1997 г.
  5. Галин А. Фармакоэкономические исследования — инструмент рационализации лекарственного обеспечения в России // Ремедиум.— 1999.— № 10.— С. 24–26.
  6. Платежный баланс Кыргызской Республики / Первое полугодие 1999 г.— Бишкек, Кыргызстан, 1999 г.— 48 с.
  7. Исследования по использованию лекарственных средств. Методы и применение / Под ред. Дукеса.— Региональные публикации ВОЗ, Европейская серия 45.- Бишкек, Кыргызстан, 1995.— 219 с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика