Логотип журнала "Провизор"








Сергей Еременко

Фармацевтический рынок Украины в 2000 году

«Бизнес Кредит», г. Киев

Ретроспективная оценка фармацевтического рынка Украины показывает, что в 1999 г. рынок готовых лекарственных средств составил 477 млн долл. США. Из них на долю розничного сегмента пришлось 385 млн долл. В лечебных учреждениях было потреблено лекарственных средств на сумму 92 млн долл. (рис. 1).

рис. 1
Рис. 1. Долевое сегментирование фармацевтического рынка Украины

Рассмотрим более детально процессы, происходящие в розничном секторе фармацевтического рынка. На протяжении 1999 г. и по настоящее время рынок жил и продолжает жить по своим, внутренним, законам. Из данных, представленных на рис. 2, видно, что объемы продаж на рассматриваемом промежутке времени циклически изменялись. Колебания носили объективный характер: максимумы продаж, приходящиеся на зимние месяцы, и спад продаж в летние месяцы являются закономерными для фармацевтического рынка.

рис. 2
Рис. 2. Помесячная динамика объема розничного сегмента фармацевтического рынка Украины

Однако на фоне явно выраженной тенденции роста объемов продаж в гривневом исчислении отмечается постепенное уменьшение объема рынка в долларовом эквиваленте. Естественно, что данные различия в первую очередь вызваны изменением курса гривни по отношению к доллару, что, несомненно, следует учитывать при планировании и построении маркетинговой стратегии компании.

Оценивая динамику рынка в 2000 г., следует отметить, что на протяжении января–февраля продолжалось постепенное «сползание» рынка вниз. Так, если в 1999 г. за январь–февраль компаниями было продано препаратов на сумму 81,3 млн долл., то уже в 2000 г. объем продаж уменьшился на 16%, что составило 68 млн долл. за тот же период. В гривневом же эквиваленте объем фармацевтического рынка в январе–феврале увеличился на 32,5% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. (с 280,5 млн грн. в 1999 г. до 371,7 млн грн. в 2000 г.).

В 2000 г. продолжился процесс постепенного «вымывания» с рынка продукции зарубежного производства. В частности, в январе–феврале 2000 г. доля продукции отечественного производства, реализованной через розничный сегмент, увеличилась с 36,7% в январе–феврале 1999 г. до 39,7% в 2000 г. Соответственно доля импортной продукции уменьшилась с 63,3% до 60,3%.

Аналогичным образом продолжалось перераспределение долевого соотношения между препаратами отечественного и зарубежного производства в пересчете на проданные упаковки. Так, доля реализованных упаковок импортного производства в январе–феврале 1999 г. составляла 24,5%, аналогичный показатель для отечественных препаратов был равен 75,5%. Постепенное уменьшение стоимости препаратов привело к изменению количества проданных упаковок и к перераспределению их долевого соотношения. В 2000 г. этот процесс продолжился. В январе–феврале 2000 г. доля препаратов отечественных производителей в пересчете на упаковки увеличилась более чем на 3% и достигла 78,6%.

Обострившееся соперничество между украинскими и зарубежными производителями перешло в самую острую фазу — ценовую. Начиная с января 1999 г. отмечалось постепенное снижение розничной цены (здесь и далее по тексту подразумевается средневзвешенная цена) на препараты как импортного, так и отечественного производства (рис. 3).

рис. 3
Рис. 3. Динамика изменения стоимости одной упаковки препаратов импортного производства (ИП) и отечественного производства (ОП) 1999 - 2000 г.

Как же это сказалось на продажах препаратов?

Снижение средней стоимости препаратов импортного производства за год на 16% (отношение средней цены в январе-феврале 2000 г. к таковой в январе–феврале 1999 г.) сопровождалось уменьшением числа проданных упаковок на 4,9%. Иначе отреагировали на снижение цены отечественные препараты. За аналогичный период (январь–февраль 1999 г. и 2000 г.) средняя стоимость упаковки уменьшилась на 19%, однако это привело к увеличению количества проданных упаковок на 12,9% (на рынке за январь-февраль 2000 г. было продано 90,3 млн упаковок в отличие от 80 млн в январе–феврале 1999 г.).

Казалось бы, снижение средней стоимости одной упаковки и у отечественных, и у зарубежных препаратов произошло примерно на одну величину — на 16–19%, но рынок в пересчете на проданные упаковки отреагировал непропорциональным изменением потребительского спроса.

Возросший интерес населения к более дешевым препаратам отечественного производства был обусловлен прежде всего снижением жизненного уровня населения Украины. Так, по данным Госкомстата Украины (в пересчете на доллары США), средний уровень заработной платы в январе-феврале 2000 г. упал на 22% по сравнению с январем–февралем 1999 г. (с 43,9 до 34 долл. США). Следовательно, априорное высказывание о том, что уменьшение стоимости продукта приводит к увеличению его продаж, не всегда верно, так как это правило работает только на стабильном рынке. В условиях нестабильности и расслоения потребителей по покупательной способности к вопросу расчета эластичности цены надо относиться иначе.

Можно утверждать, что в 2000 г. на фармацевтическом рынке Украины сохранилась тенденция к сокращению объема продаж лекарственных препаратов и наблюдается дальнейшее перераспределение долей рынка в пользу препаратов отечественных производителей, что обусловлено в первую очередь снижением жизненного уровня населения.

«Бизнес Кредит», г. Киев
тел. (044) 235-63-02, факс (044) 212-08-66
e-mail: bck@ksk-market.com.uа





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика