Логотип журнала "Провизор"








Юлия Шаблиенко

Даешь фармацевтический маркетинг!

Журнал «Провизор»

На прошедшую 26 марта 1998 г. конференцию «Актуальные проблемы фармацевтического маркетинга» съехались докладчики со всей Украины, прибыли гости из России и Кыргызстана. В лекционном зале Украинской фармацевтической академии собралась многонациональная аудитория — от арабских студентов до украинских предпринимателей. На торжественный лад настраивал фильм о встрече выпускников академии, ныне оперившихся и выросших в заваптеками и директоров фармфирм.

Во вступительном слове ректор В. П. Черных подчеркнул, что УкрФА ныне — мозговой центр украинской фармации, одной из самых доходных отраслей народного хозяйства (по последним данным — 11,7% годовой прибыли). У современной аптеки (а их количество в Украине перевалило за 11 тыс.) — два основных пути развития: на основе инвестиций либо собственных средств. По мнению академика, перспективен первый путь (ибо, цитируя Президента Украины, «денег на инвестиции в государстве нет»), что предполагает реструктуризацию отрасли. И в сложившихся условиях как никогда актуальны маркетинговые исследования. Теории таких исследований и обзору современного их состояния был посвящен обширный доклад З. Н. Мнушко «Система маркетинговых исследований в фармации». Небольшая цитата: «В условиях ограниченных бюджетных ассигнований, снижения уровня доходов населения, с одной стороны, и формирования научно-методический основ страховой медицины — с другой, делаются актуальными и практически значимыми исследования по созданию стандартных схем лечения, оптимальных перечней лекарственных средств и рациональному их использованию. Несмотря на научно-практическую значимость маркетинговых исследований, в их проведении возникает ряд проблем объективного и субъективного характера, в частности, ограниченный доступ к необходимой информации, отсутствие централизованных баз данных, финансовые и технические ограничения, недостаточная подготовленность кадров и т. п.».

Пример разрешения «проблем объективного и субъективного характера» был дан в выступлении А. П. Гудзенко, директора Луганского производственного предприятия «Фармация». Оратор подробнейшим образом доложил о том, как аптечной сети из 345 аптек удается приносить прибыль (уровень рентабельности в 1995 г. составил 8,8%, в 1996 г. — 5,8% и в 1997 г. — 7,2%; товарооборот аптечной сети вырос в 1,9 раз). Залогом успеха стали наращивание товарооборота, сокращение товарных запасов. Для уменьшения оборотных средств использовался старый «стахановский» метод — повышение производительности труда, так как другие издержки аптечной сети, наоборот, росли (коммунальные услуги, арендная плата, расходы на охранную сигнализацию и т. п.).

Доклады российских коллег (в частности, «Концепция маркетинговых исследований рыночной деятельности фирмы» Н. Б. Дремовой) продемонстрировали общность тенденций в развитии фармацевтического маркетинга Украины и России.

Вызвали интерес слушателей доклад А. С. Немченко — рассматривались конкретные мероприятия для аптек, работающих в рамках той или иной схемы медицинского страхования; выступление Е. П. Пивень из ГНЦЛС «Анализ структуры украинского рынка антибиотиков цефалоспоринового ряда», где описаны характеристики новых конкурентоспособных препаратов данной группы.

Немало интересных разработок кафедры менеджмента и маркетинга в фармации было представлено на секционном заседании. В частности, в работе И. А. Грековой «Исследование потребительского рынка противоинфекционных лекарственных средств» промоделирована структура государственной системы накопления коммерческой информации о лекарственных препаратах, описаны основные подходы к сбору такой информации. Реализация модели позволила бы осуществлять соответствующую экономическую и финансовую политику в области производства и закупки медицинской продукции. Новые для Украины аспекты маркетинга освещены в работах Хижняк Т. А. «Использование товарной пропаганды для продвижения антибиотиков пенициллинового ряда», Лысак Г. М. «Исследование состояния паблик релейшнз в деятельности фармацевтических предприятий.

Особый интерес слушателей вызвало сообщение Сергеевой О. Ю., директора ООО «Арника», на тему «Проблемы маркетинга гомеопатических лекарственных средств в Украине». Опыт выживания небольшого харьковского предприятия красноречиво свидетельствует о том, сколь нелегок путь предпринимателя в нашей удивительной стране...





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика