Логотип журнала "Провизор"








Стрилец О. П., Дикий И. Л.,
Стрельников Л. С., Бевз Н. Ю.

Изучение антимикробных свойств новой лекарственной формы в виде антисептического перевязочного средства на основе декаметоксина и этакридина лактата

Украинская фармацевтическая академия, г. Харьков

В настоящее время актуальной проблемой является борьба с гнойной инфекцией, особенно в связи с широким распространением лекарственно-устойчивых форм бактерий и изменением иммунологического статуса организма.

В медицинской практике накоплен большой опыт использования разнообразных способов борьбы с гнойной инфекцией кожных покровов и слизистых оболочек госпитального и негоспитального происхождения [3, 6, 7]. Одним из них является использование антимикробных средств — антисептиков. Однако применение антисептических средств в виде обтираний и обмываний дает только временный эффект, так как концентрация действующего вещества не может оставаться постоянной длительное время.

Новым научно-практическим направлением работ в борьбе с гнойной инфекцией является создание и внедрение в медицинскую практику антимикробных материалов и изделий из них (средства личной гигиены; перевязочные материалы: салфетки, бинты, пластыри и др.; шовный материал и др.) [2, 3, 5]. Сущность этого направления состоит в создании длительнодействующих микродозаторов бактерицидных препаратов (иммобилизованных антисептиков), т. е. разработка таких антимикробных тканей, из которых введенный в них препарат непрерывно в очень малых количествах, безвредных для человека, но достаточных для подавления жизнедеятельности микроорганизмов, поступает на кожные покровы [4, 10].

Говоря о разработке и исследовании антимикробных материалов, следует указать те основные требования, которые к ним предъявляются [1, 4]. Первое и одно из главных — безвредность для человека бактерицидных агентов, используемых для изготовления антимикробных средств, в концентрациях, достаточных для подавления жизнедеятельности микроорганизмов. Эти агенты, закрепленные на материале, не должны оказывать раздражающего действия, вызывать аллергию или другие нежелательные реакции при контакте с кожей, а также какие-либо изменения в состоянии здоровья как в процессе его использования, так и в отдаленные сроки.

Второе требование — высокая активность действующих веществ и широкий спектр их антимикробного действия, которые должны сохраняться на протяжении всего периода хранения.

Третье требование — экономическая целесообразность их использования.

В связи с перспективностью данного направления нами была поставлена задача изучить антимикробные свойства разработанного нами антисептического перевязочного средства, созданного на основе марли и активнодействующего состава.

Объектом исследований явился новый разработанный нами антимикробный материал в виде иммобилизованного антисептика, матрица которого представлена природным органическим носителем — целлюлозой в виде марли и активнодействующим составом — комплексом, включающим декаметоксин и этакридина лактат. Выбор данных антисептиков и их совместное применение обосновано в предыдущих исследованиях.

Антимикробная активность образцов антисептического перевязочного средства была изучена in vitro методом «зон» и является методом простой оценки бактерицидного действия материала на микроорганизмы [1, 9]. Он дает ориентировочное представление о выраженности антимикробного действия, однако необходим при отборе наиболее эффективных антимикробных материалов.

Образец материала размером 10 х 10 мм накладывали на засеянную микроорганизмами в количестве 0,1 мл взвеси (109 микробных клеток в 1 мл) поверхность плотной питательной среды в чашках Петри. При этом получается сплошной рост в виде пленки. После инкубирования культуры в течение 24 часов при температуре 37оС (72 часа при температуре 25°С для дрожжеподобного гриба Candida albicans) отсутствие вокруг образца материала зоны роста микроорганизмов свидетельствует о его антимикробном эффекте. По величине этой зоны судят о его интенсивности.

Антимикробное действие образцов определяли в отношении грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов; Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Proteus vulgaris, Pseudomonas aeruginosa, споровой культуры Bacillus subtilis. Противогрибковую активность — в отношении Candida albicans. Вышеуказанные активности определяли также в отношении микроорганизмов, выделенных из раневого содержимого больных. Результаты исследования представлены в табл. 1.

Антимикробная активность исследуемого антисептического перевязочного средства в отношении разных штаммов микроорганизмов в сравнении с активностью бактерицидного пластыря
Kультуры микроорганизмов Величина зон задержки роста культур микроорганизмов, мм
антисептическое перевязочное средство бактерицидный пластырь
St. aureus 8–9 5–6
St. aureus (клин.) 8–9 3–4
E. coli 6–7 5–6
E. coli (клин.) 5–6 2–3
Pr. vulg. 5–6 1–2
Ps. aerug. 3–4 0
B. subtilis 8–9 5–6
C. albicans 7–8 5–6
C. albicans (клин.) 7–8 2–3

Нами была также изучена бактерицидность исследуемого антимикробного материала, методом определения «фона» с последующими экспозицией средства и расчетом бактерицидного индекса. Метод дает возможность наносить на исследуемый образец дозированное количество тест-микробов, регулировать частоту их посева, защищать микроорганизмы от высыхания [8]. Для этого на плотную питательную среду в 3–5 чашках Петри наносили по 0,2 мл рабочего раствора (суточная взвесь микроорганизмов, в 1 мл которой содержится 1000 микробных тел) и инкубировали в термостате 18–24 часов при температуре 37°С (для грибов при 25°С — 72 часа), высчитывали среднеарифметическую величину числа выросших колоний (фон). 0,2 мл рабочего раствора микробной взвеси (1000 микробных тел в 1 мл) наносили на плотную питательную среду, разлитую на стеклянные пластинки (1/2 предметного стекла) и стеклянной палочкой равномерно распределяли по всей поверхности среды. Исследуемый образец антимикробного материала смачивали стерильным физиологическим раствором натрия хлорида и к нему прикладывали стеклянную пластинку со средой и культурой на 3 минуты, после чего пластинку помещали в чашки Петри для предупреждения высыхания и инкубировали в термостате. После чего подсчитывали число выросших колоний и определяли бактерицидный индекс (БИ) по формуле путем вычисления процентного отношения числа колоний выросших на трехминутном «агаровом отпечатке» к фоновому числу:

БИ = 100 - n/N

где
100 — максимально возможный бактерицидный индекс;
n — число колоний, выросших на трехминутном «агаровом отпечатке»;
N — истинное (фоновое) число тест-микробов, содержащихся в 0,2 мл рабочего раствора микробной взвеси.

В результате проведенных исследований по изучению антимикробной активности антисептического перевязочного средства, содержащего в качестве действующих веществ декаметоксин и этакридина лактат, были определены «зоны» задержки роста микроорганизмов музейных тест-штаммов и клинических культур. В отношении музейных тест-штаммов эти данные составили для St. aureus — 8–9 мм, Е. coli — 6–7 мм, Pr. vulg. — 5–6 мм, Ps. aerug. — 3–4 мм, для споровой культуры В. subtilis — 8–9 мм, в отношении дрожжеподобного гриба С. albicans — 7–8 мм (табл. 1). Действие исследуемого материала в отношении клинических штаммов практически не отличается от антимикробного эффекта по отношению к музейным культурам (табл. 1). Из представленных данных следует, что разработанный антисептический материал обладает широким спектром действия в отношении бактериальных культур и грибов, его антимикробный эффект практически не зависит от спектра антибиотикорезистентных микроорганизмов, что является актуальным в связи с увеличением числа стойких или резистентных культур.

При сравнении полученных данных исследуемого антимикробного материала и выпускаемого лекарственного средства — бактерицидного лейкопластыря, который представляет собой ленту с марлевым тампоном, содержащим синтомицин, фурацилин и бриллиантовый зеленый (таблица) установлено, что активность разработанного материала выше в 1,8 раза и спектр действия шире. При этом следует особо подчеркнуть отсутствие ингибирующей активности пластыря в отношении Ps. aeruginosa и низкой активности в отношении Pr. vulgaris.

При изучении бактерицидности антисептического перевязочного средства были установлены БИ при 3-минутной экспозиции в отношении грамположительной культуры St. aureus, грамотрицательной культуры Е. coli, споровой культуры В. subtilis и дрожжеподобного гриба С. albicans, которые составляют в отношении St. aureus и В. subtilis — 100%, E. coli — 97%, С. albicans — 99% (рис. 1). Полученные данные свидетельствуют о высокой бактерицидной активности исследуемого материала.

рис 1
рис1. Бактерицидная активность антисептического перевязочного средства в отношении разных культур микроорганизмов

Таким образом, данные, полученные в результате проведенных исследований, указывают, что антимикробный материал, представляющий собой марлю с иммобилизованными на ней антисептиками декаметоксином и этакридина лактатом, является эффективным антисептическим перевязочным средством для предупреждения попадания патогенной микрофлоры в рану и лечения инфицированных и гнойных ран.

Выводы

  1. Разработано новое высокоэффективное перевязочное средство на основе марли (носителя) и активнодействующего состава, включающего антисептики декаметоксин и этакридина лактат.
  2. При сравнительном микробиологическом исследовании установлено, что созданное нами антисептическое средство по уровню и спектру действия превышает антимикробные свойства бактерицидного пластыря в среднем в 1,8 раза.
  3. Разработанная антисептическая марлевая повязка перспективна для применения в гнойной и раневой патологии.

Литература

  1. Антимикробные материалы в медицине/Под ред. Л. А. Ильина.— М.: Медицина, 1987.— 192 с.
  2. Афиногенов Г. Е., Елинов Н. П. Антисептики в хирургии.— Л.: Медицина, 1987.— 144 с.
  3. Бочкарева Л. А., Булгакова Р. Ш., Грицевская Е. В. и др. Изучение эффективности применения антимикробных тканей в химико-фармацевтическом производстве. Химико-фармац. ж.— 1978.— Т. 12.— № 11.— С. 100–104.
  4. Красильников А. П. Справочник по антисептике.— Мн.: Выш. школа, 1995.— 365 с.
  5. Лихачева Н. П., Суворова Е. Г., Козинда 3. Ю. и др. Антимикробные шерстяные материалы как средство профилактики и лечения кожных заболеваний. Гигиена и санитария.— 1985.— № 2.— С. 77–78.
  6. Палий Г. К., Ковальчук В. П. Исследование антимикробных свойств синтетических полимерных адгезивов//Тез. докл. 8 Всес. научн. симп. «Синтет. полимеры мед. назначения».— Киев, 1989.— С. 213–214.
  7. Толстых П. И., Арутюнян Б. Н., Мухтаров А. X., Мамедов Л. А. Новые перевязочные средства на основе природных и синтетических волокнистых материалов с ферментным и антимикробным действием. Эксперим. и клинич. медицина.— 1990.— Т. 30.— № 1.— С. 16–21.
  8. Уманский С. Ш., Наумов В. А., Филипович Ю. В. Бактерицидная активность различных тканей одежды и перевязочных материалов.— Гигиена и санитария.— 1982.— № 1.— С. 87–88.
  9. Хаджай Я. И., Скубко Т. П., Кобзарь А. И. и др. К вопросу об активности и токсичности лейкопластыря бактерицидного.— Фармация.— 1988.— № 1.— С. 56–59.
  10. Юшков С. Ф., Клименко А. А., Искандеров Ф. И. и др. Профилактика послеоперационных инфекционных осложнений с помощью шовных материалов, содержащих гентамицин. Антибиотики и химиотерапия.— 1991.— Т. 36.— № 5.— С. 14–16.




© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика