Логотип журнала "Провизор"








Б. П. Громовик, Н. Б. Ярко, В. Д. Ситар

Медицинское страхование в Словацкой республике

Львовский государственный медицинский университет им. Данила Галицкого

Здравоохранение нашего государства, как и вся экономика, переживает затяжной кризисный период. Отсутствие необходимого уровня финансирования, невысокая оплата труда медицинских работников, задержка ее выплат, удорожание лекарственных средств, низкое качество бесплатного медицинского обслуживания стимулирует развитие теневого рынка медицинских услуг [9].

Поэтому разработка концепции и организационно-экономических механизмов обязательного медицинского страхования является наиболее важным и перспективным направлением системы социальной защиты населения [2].

Страховая медицина в классическом понимании — это система здравоохранения, объединяющая два вида медицинского страхования: социальный и частный (рыночный). Социальное медицинское страхование является обязательным и обеспечивает финансирование объема медицинских услуг на уровне социальных гарантий государства. Размер страхового взноса не связан с объемом медицинской помощи и состоянием здоровья застрахованного.

Частное медицинское страхование является дополнительным и необязательным для всех стран. Оно охватывает виды медицинского обслуживания, оставшиеся вне поля зрения системы обязательного медицинского страхования. Размер страхового взноса пропорционален страховому риску, зависящему от состояния здоровья застрахованного. Система рыночного медицинского страхования снижает дефицит медицинской помощи, характерной для системы обязательного страхования [3].

В Украине еще не приняты законодательные акты об обязательном медицинском страховании населения, несмотря на активное обсуждение этих вопросов представителями здравоохранения, страховых компаний и государственной власти [4, 6, 7, 10]. Услугами же частных медицинских фирм охвачено около 2% населения г. Киева, а в других местах этот показатель еще ниже [1].

Для решения указанных проблем целесообразно обратиться к опыту других стран. Сегодня в мире известны четыре системы финансирования здравоохранения [5]:

государственная с централизованным обязательным медицинским страхованием (Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Португалия);
рыночная (США, Люксембург);
смешанная с доминированием рыночного вида медицинского страхования (Швейцария, Япония);
смешанная с доминированием социального медицинского страхования (Бельгия, Германия, Голландия, Израиль, Италия, Канада, Финляндия, Франция, Швеция).

Для каждой из них свойственны как положительные черты, так и специфические проблемы. Ни одна из них не претендует на безукоризненность.

Каждое государство заинтересовано в проведении реформ, независимо от существующей у них системы медицинского обслуживания. Отмечается четыре направления таких реформ [8]:

переход от государственной к децентрализованной системе организации и финансирования здравоохранения (Венгрия, Болгария, Польша и другие страны бывшего социалистического лагеря);
переход от децентрализованной к государственной (Италия);
переход к преобладанию рыночных элементов в страховой медицине (Голландия, Франция);
развитие страховой медицины на базе бюджетной системы здравоохранения (страны СНГ).

Система обязательного медицинского страхования не внедрена лишь в двух государствах СНГ — Молдове и Украине. В России она действует с 1993 г. Однако ее модель несовершенна, поскольку непоследовательность внедрения страховой медицины с региональными особенностями ее финансирования привела к разнообразию ее территориальных форм, к неправомочному размыванию среды бесплатного обслуживания, к резкой поляризации рынка медицинских услуг на сегменты массового и элитарного потребителя, к ограничению негосударственного сектора здравоохранения, развитию теневого рынка медицинских услуг.

В Украине необходимо учесть не только эти ошибки, но и положительный опыт стран бывшего социалистического лагеря, достигших определенных успехов по внедрению страховой медицины.

С этой целью рассмотрим принципы функционирования системы медицинского страхования в Словацкой Республике, которая задекларировала глубокую заинтересованность в интеграции с государствами Европейского Союза во многих сферах жизни, в т. ч. и социальной сфере.

Система здравоохранения в Словакии базируется на демократических и справедливых принципах, закрепленных в Законе Национального Совета Словацкой Республики от 24 августа 1994 г. «О медицинском страховании, финансировании медицинского страхования, образовании Общей медицинской страховой компании и организации ведомственных, отраслевых, заводских (фабричных) и общественных (территориальных) страховых компаний».

Главными принципами медицинского страхования в Словакии являются:

социальная солидарность, которая выражается в распределении совокупного риска (риска заболеваемости, риска повышения стоимости медицинских услуг и т. п.) между всеми субъектами системы медицинского страхования. В этом принципе просматривается два аспекта: системность (здоровые предоставляют своеобразный «кредит» больным, более обеспеченные слои населения в большей мере оплачивают необходимые расходы на медицинское обслуживание как себя, так и менее обеспеченных слоев населения) и источники оплаты страховых взносов (государство, фонд занятости, работодатели, экономически активные граждане);
равность в предоставлении медицинских услуг органами здравоохранения для всех застрахованных граждан независимо от их возраста, состояния здоровья и жизненного уровня;
бескорыстие, обеспечивающее направление всех «выгод» или корыстных интересов органов здравоохранения к страховым компаниям, а не к конкретным гражданам;
плюрализм, дающий право выбора отдельному человеку или работодателю страхового фонда и приводящий к конкуренции между страховыми организациями, чем обеспечивает лучшие условия для здравоохранения;
экономическая эффективность, обеспечивающая оптимальное использование страховых взносов с целью достижения максимальных показателей медицинских услуг.

К другим принципам организации страховой медицины относится автономность, равноправие, прозрачность, подконтрольность государству.

На сегодня в Словакии функционирует 13 страховых компаний, вкладывающих ежегодно в систему здравоохранения около 1,1 млрд долларов США.

Как было сказано выше, финансирование здравоохранения является многоканальным.

Согласно Конституции Словацкой Республики и Закону о страховании здоровья государство является страхователем самой большой группы людей — группы экономически пассивных граждан (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, инвалидов, пенсионеров). Ежемесячно органы государственного управления перечисляют за таких граждан, а это более 3,2 млн чел., около 9 долларов США на одного человека (13,7% от минимальной заработной платы).

Кроме того, государство выделяет бюджетные средства на научно-исследовательскую работу в области медицины, на содержание комитетов здравоохранения и контрольных органов на местах. Частично покрывает инвестиционные проекты в конкретные больницы, амбулатории, реабилитационные центры через органы, которым они подчиняются (Министерство здравоохранения, областные (районные) органы исполнительной власти).

Фонд занятости страхует зарегистрированных в установленном порядке безработных. Ежемесячно страховой взнос составляет в среднем 11,2 долл. США на человека. Работодатели (предприятия, учреждения) ежемесячно перечисляют страховым компаниям 13,7% суммы начисленной заработной платы. Экономически активные граждане оплачивают в среднем 33,2 долл. США ежемесячно.

В Словакии зарегистрировано около 6 тыс. лекарственных средств. Все они по источникам оплаты подразделяются на три категории:

лекарственные средства, стоимость которых полностью покрывают страховые компании (около 1,5 тыс. наименований);
лекарственные средства, стоимость которых частично покрывают страховые компании (на это используется около 30% денежных средств, выделяемых на лекарства);
лекарственные средства, стоимость которых покрывают больные.

Ежегодно словацкие врачи выписывают около 40 млн рецептов или в среднем 8 рецептов на одного гражданина. Страховая рецептура составляет около 25% товарооборота аптек.

Было бы не совсем правомочным утверждать, что внедрение системы медицинского страхования в Словакии решило все проблемы здравоохранения. Однако сформированный и действующий более четырех лет организационно-экономический механизм медицинского страхования доказывает целесообразность подобной формы организации медицинской помощи населению по сравнению с существовавшей до недавнего времени бюджетной системы финансирования здравоохранения.

Поэтому в Украине объективным является развитие новых форм организации и управления медицинским обслуживанием населения, под которым подразумевается глубокая реконфигурация национальной системы здравоохранения и внедрение обязательного медицинского страхования.

Литература

  1. Закревский В., Яковенко И.//Капитал.— 1998.— № 3.— С. 112–115.
  2. Клебанова Т., Дубровина Н., Милов А.//Бизнес-информ.— 1997.— № 6.— С. 54–58.
  3. Лехан В. В.//Еженедельник Аптека.— 1997.— № 18 (89).— С. 6–8.
  4. Моргунский М.//Еженедельник Аптека.— 1997.— № 21 (92).— С. 8–9.
  5. Немченко А. С., Панфилова А. Л., Подколозина М. В. и др.//Провизор.— 1998.— № 21.— С. 18–21.
  6. Осипян А.//Бизнес-информ.— 1997.— № 18.— С. 47–50.
  7. Пасько С.//Еженедельник Аптека.— 1997.— № 25 (96).— С. 10.
  8. Садова У. Я.//Регіональна політика України: наукові основи, методи, механізми: Зб. наук. праць міжнародн. конфер.— Львів, 1998.— С. 241–246.
  9. Шутов М.//Бизнес информ.— 1997.— № 24.— С. 24–26.
  10. Щедрый П. В.//Провизор.— 1998.— № 12.— С. 15–21.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика