Логотип журнала "Провизор"








Ш. Вигдорович

Пленум обсуждает стратегию подготовки кадров, которым решать все

24 ноября в Харьковском медицинском обществе (ХМО) состоялся пленум на тему: «История медицинского образования в г. Харькове и задачи на современном этапе». Программа пленума включала доклады:

  1. Проф. А. Я. Цыганенко (ректор ХГМУ). Перспективы подготовки научно-педагогических и врачебных кадров в ХГМУ.
  2. Проф. Г. И. Гарюк (проректор ХМАПОВ). Последипломная подготовка кадров в историческом аспекте и современные подходы.
  3. Проф. В. П. Черных (ректор НФАУ). Стратегия подготовки фармацевтических кадров и задачи на современном этапе.
  4. Акад. А. А. Корж (председатель Правления ХМО). Некоторые страницы истории подготовки медицинских кадров в г. Харькове.

Интересная тема и высокий ранг докладчиков привлекли внимание прессы и, несмотря на разыгравшиеся мороз и метель, в особняк на Ольминского, 11 пришли, кроме членов ХМО, и ее представители. Перед входом в зал были развернуты мини-выставка и компьютерная демонстрация издательства «Медицина и...»: одноименный журнал, книги, выход в Медлайн и др.

А. Я. Цыганенко начал свое выступление с сакраментальной формулы «Кадры решают все». О серьезных вопросах, таких как подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации, ректор ХГМУ рассказывал живо, с шутками и цитатами, ссылаясь не только на товарища генералиссимуса, но и на В. П. Черныха: «Как-то заглянул я в кабинет Валентина Петровича — а у него там карта, как у командующего фронтом — пофамильно расписано, кто, когда и что должен делать. Хорошее надо заимствовать. Я и перенес это открытие на Ленина, 4. И вот итог: 10 лет назад в ХГМУ было 47 докторов наук, а сейчас 108; еще 35 докторских диссертаций готовится.

Но для этого пришлось выдержать трудную борьбу с немолодыми и титулованными сотрудниками, изменить их психологию. Еще с давних времен (а ведь ХГМУ готовится к 200-летию!) бытует у нас такая традиция: на кафедре должен быть только один доктор — профессор. И руководители кафедр тормозили научный рост своих молодых подчиненных, опасаясь, что после остепенения те выпихнут их на пенсию. Талантливых у нас найти просто,— говорили профессора,— а вот порядочных — трудно. Что ж, постарались и нашли, и теперь у нас есть кафедры, где по 6 докторов наук!

С подготовкой врачебных кадров — свои проблемы. У нас сейчас больше тысячи студентов-иностранцев, не считая аспирантов и др. Да 50% наших студентов тоже учатся по контрактам. Деньги вроде бы немалые, но вот уже 2 года Минздрав держит их «под микроскопом» и не дает тратить, как нам надо.

Мы готовим врачей для всей Украины, и единственные в стране всерьез занимаемся распределением студентов. Тут тоже есть «щепетильные» вопросы: выпускники не хотят ехать в некоторые области, а местные власти прячут от нас вакантные должности. Особенно возражают против контрактников — считают, что это врачи для частной медицины, и потому пусть сами ищут работу. Шестой год мы готовим студентов по программе семейных врачей, но здравоохранение их не берет. Надо его реформировать, потому что возврата к старому не будет — назад только раки ползают».

Завершил свое выступление А. Я. Цыганенко благодарностью Президенту и особо вице-премьеру В. П. Семиноженко за «генеральские» пенсии преподавательскому составу. Да, наконец-то защите диссертаций и ученым степеням возвращен реальный смысл!

В отличие от первого доклада, в выступлении Г. И. Гарюка содержалось немало сведений по истории ХМАПОВ (ХИУВ). Приведу лишь несколько «ударных» фактов: создан Харьковский клинический институт усовершенствования врачей в ноябре 1923 г., и возглавил его профессор Финкельштейн, одновременно руководивший еще двумя аналогичными институтами — в Киеве и Одессе; институтом подготовлено 259400 врачей (за какой период — я не расслышал); за последние 5 лет приобретено 134 единицы компьютерной техники и открыт свой Web-сервер. Григорий Иванович назвал и впечатляющие цифры по докторам (173 человека) и кандидатам (809), но мы-то знаем, что все они, как Финкельштейн, числятся еще где-нибудь: в ХГМУ или в медицинских НИИ. Так что о том, кто может записать себе в актив эти научные кадры, можно поспорить.

Ректор фармакадемии, самый молодой из выступавших, безусловно, выглядел и самым современным. Цветные диаграммы на экране, лазерная указка, ссылки на поездки за рубеж — все это впечатляло на фоне обветшавшего интерьера зала и в большинстве своем тоже немолодых членов ХМО. В. П. Черныху пришлось непросто: предстояла борьба с традиционным предубеждением врачей, что фармацевт — это просто торговец лекарствами и не должен соваться в клиническую медицину.

Начал докладчик с постулата: врач без лекарств, что воин без оружия. Далее Валентин Петрович дал своеобразный портрет украинской фармации и, сравнивая ее показатели с развитыми странами мира, доказал необходимость увеличения количества наших фармацевтов хотя бы 5–6 на 100 тысяч населения, как в США. Пока что только Харьков и Львов дотягивают до такого уровня. У нас это происходит потому, что все девушки, которых мы учим в НФАУ, выходят замуж и остаются в Харькове. Значит, фармацевтические факультеты надо открывать по всей Украине, чтобы их было 10–15.

Что касается докторов наук, то их количество в НФАУ увеличилось за 20 лет с 6 до 60. Стратегия подготовки фармацевтических кадров состоит в постоянном расширении круга специальностей: еще в 1991 г. мы готовили только работников для аптечной сети, а сейчас и для производства (технологи), экономики, управления и сбыта (менеджмент, маркетинг и др.). Здесь В. П. Черных не удержался от выпада в сторону врачей — они-де занялись не своим делом, ввязавшись в оптовую торговлю лекарствами; этим должны заниматься провизоры. Зато фармацевты не только быстрее врачей осваивают другую прибыльную область — производство и продажу парфюмерно-косметических средств, но и пытаются вторгнуться на территорию «противника»: НФАУ начала готовить клинических фармацевтов. Чтобы такой специалист мог работать вместе с врачом, для его подготовки расширен круг биомедицинских дисциплин (за счет химических). Чтобы повысить свои шансы найти работу по окончании Академии, желающие могут получить (на 4–5-м курсах) наряду с основной и вторую специальность.

Второе стратегическое направление — расширение базы набора. Сейчас Академия готовит специалистов для 70 стран мира: иностранцы составляют около трети общего числа студентов. Создана база и на месте — у НФАУ есть свой техникум и классы в пяти школах Харькова.

Еще одна стратегическая задача — обеспечение студентов учебниками — также успешно выполняется НФАУ. Сейчас 84% учебников, используемых в учебном процессе, написано профессорами Академии.

Ряд скептически окрашенных вопросов к оратору вызвало понятие «клинический провизор». Как этот специалист будет взаимодействовать с врачом, кто его возьмет в штат? Да и зачем он, собственно, нужен? Валентин Петрович, ссылаясь на результат эксперимента в Сумской области, доказал, что врачи плохо знают современные лекарственные средства — самый эрудированный применял 50 препаратов, типичные терапевты — 5–15. А клинический провизор должен хорошо разбираться во всем разнообразии препаратов (их зарегистрировано около 8000). В Европе врачи тоже сопротивлялись лет 10–15, не хотели делиться доходами, но сейчас смирились, смотрят больного вместе с клиническим провизором, и он визирует их назначения.

Последовало несколько наивное возражение с места: «Но наши врачи и так жалуются, что больные идут не к ним, а в аптеки, говорят, что у них нет денег еще и на врачей. Но это же неправда, у нас медицина бесплатная!» Присутствующие понимающе закивали, а Валентин Петрович дипломатично объяснил: «Это потому, что у нас слишком много безрецептурных препаратов».

Все же дискуссия имела и конструктивный характер: стороны договорились, что было бы полезно фармацевтам выступать на секциях ХМО и рассказывать врачам о новых препаратах и их действии. Сейчас этим занимаются торгующие фирмы, а они необъективно расписывают только свой товар.

Завершился пленум выступлением А. А. Коржа, посвященным истории создания Женского медицинского института ХМО. Чтобы не пересказывать интересную «зарисовку» Алексея Александровича, отсылаю читателей к статье Н. П. Аржанова на эту же тему в «Провизоре» (1999, №5).

Пленум старейшего в Украине медицинского общества последний, по мнению председательствующего, в этом веке и тысячелетии (хотя летоисчисление начиналось не с нулевого года, а с первого...), завершился, и ректорские «Волги» умчали стратегов медицинского образования в метель. А я, мысленно анализируя в ожидании трамвая услышанное только что, отметил: на пленуме не был представлен факультет фундаментальной медицины ХГУ, как будто такого учебного заведения и не существует. Неужели только потому, что он — из другого Министерства, и Минздрав его не любит? Характерно также, что частные медицинские вузы упоминались лишь как далекая история. Но ведь в современной Украине уже немало негосударственных институтов, и появление среди них медицинских — только вопрос времени.

«По умолчанию» остались за кадром и другие острые вопросы. В общем, явственно ощущалось, что ХМО уже 138 лет и что оно действительно старейшее, и трудно представить, что нынешнее Общество станет центром реформ отрасли и медицинского образования.

Как здесь не вспомнить, что в начале века в ХМО заправляли молодые, энергичные, деловые люди, а общество было не только инициатором всех медицинских инноваций и выразителем довольно радикальных политических взглядов (откуда постоянные конфликты с властями), но и прибыльным предприятием — зарабатывая деньги, ХМО было независимым, строило клиники и открывало институты. Советская власть, отобрав у ХМО собственность и самостоятельность, сделала то, что не смогли царские губернаторы — превратила его в бесправный, ничего не решающий клуб ветеранов медицины.

Так, похоже, обстоит дело и сейчас. Вернется ли в стены ХМО сегодняшняя деловая молодежь, заинтересованная в реформе медицины, но пока рассыпанная судьбой по мелким и мельчайшим фирмочкам? А может, стоит пригласить ее собраться здесь и дать возможность высказаться, а то и взяться, как сто лет назад, за настоящее дело? Может, это и стало бы оптимальной стратегией: ведь что ни говори, а будущее принадлежит молодым и энергичным, и это они его выбирают.





© Провизор 1998–2022



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика