Логотип журнала "Провизор"








С. Костив, «Провизор»

Анализ фармацевтических и медицинских периодических изданий: правовые вопросы

Правовое положение печатных средств массовой информации (СМИ) регулируется нормами Конституции Украины, Законами Украины «Об информации», «О печатных средствах массовой информации», «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации», другими законами, а также международными договорами и соглашениями, ратифицированными Украиной.

Нарушения печатными СМИ законодательства

При анализе периодических изданий были выявлены наиболее типичные нарушения законодательства о печатных СМИ:

  1. В выходных данных не указывается тираж. Сокрытие, завышение реального тиража связано с рекламной стороной деятельности изданий, желанием увеличить рейтинг издания как потенциального рекламоносителя.
  2. В выходных данных не указывается цена. Это нарушение связано с варьированием цены, с зависимостью от курса доллара, рынка полиграфических услуг и др. В случае бесплатной рассылки обязательно должна быть пометка «бесплатно». Требования к выходным сведениям закреплены ст. 32 Закона Украины о печатных СМИ.

Что же касается нарушений законодательства о рекламе, то большинство изданий не выполняют требований ст. 9 Закона «О рекламе», в которой закреплено, что материал, который считается рекламой, должен быть помещен под рубрикой «Реклама» или «На правах рекламы». Печатные СМИ, распространяющиеся по подписке, обязаны в условиях подписки отмечать количество рекламы в общем объеме издания. Согласно ст. 1 Закона «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов» издания, реклама в которых превышает 40 процентов объема одного номера, считаются рекламными.

Большинство исследуемых изданий размещают рекламу лекарственных средств. В соответствии с законом «О рекламе» реклама рецептурных лекарственных средств и лекарственных средств, содержащих наркотические или психотропные вещества, не запрещена, если она предназначена для медицинских учреждений и врачей. Порядок рекламы лекарственных средств, предназначенной для медучреждений и врачей, определяется МЗ Украины (ст. 20 Закона Украины «О рекламе»). Согласно приказу МЗ № 177 от 10.06.97 г. «Об утверждении нормативных актов по вопросам рекламы лекарственных средств» рецептурные и содержащие наркотические и психотропные вещества лекарственные препараты должны рекламироваться только в медицинских и фармацевтических специализированных СМИ (ст. 3.1). Но законодательством Украины не определены критерии специализированных печатных СМИ.

Что же касается рекламы лекарственных средств вообще, то необходимо отметить, что отменено согласование с МЗ Украины рекламы рецептурных лекарственных средств. Согласно ст. 20 Закона «О рекламе» согласовывается только реклама для детей и несовершеннолетних. Порядок согласования определен приказом МЗ «Об утверждении нормативных актов по вопросам рекламы лекарственных средств».

Контроль над рекламной информацией

Контроль соблюдения законодательства Украины о рекламе совершают в рамках своей компетенции Государственный комитет информационной политики Украины — в отношении печатных СМИ; Государственный комитет защиты прав потребителей — в отношении рекламодателей, производителей и распространителей рекламы в сфере защиты потребителей от нарушений законодательства о рекламе; Антимонопольный комитет Украины — в соответствии с антимонопольным законодательством. Информация, полученная в данных структурах для печатных СМИ, утешительна — пока ими никто активно не интересуется, нет прецедентов рассмотрения нарушений СМИ действующего законодательства. Но с другой стороны, это свидетельствует об отсутствии эффективного контроля рекламы (и не только в печатных СМИ, но и на телевидении, радио, наружной рекламе, транспорте и др.). Субъекты отношений в сфере рекламы нарушают не только корпоративные этические нормы, но и, в некоторых случаях, украинское законодательство.

Ответственность за нарушения законодательства о рекламе несут лица, виновные в следующих нарушениях:

распространение рекламной продукции, производство или реализация которой запрещена действующим законодательством Украины;
нарушение порядка изготовления и распространения рекламы;
несоблюдение требований законодательства к содержанию и достоверности рекламы (ст. 27 Закона «О рекламе»). Печатные СМИ несут ответственность за распространение рекламы, признанной недобросовестной.

Взаимоотношения прессы с авторами

Во избежание конфликтных ситуаций руководителям печатных СМИ рекомендуется заключать с наемными работниками (авторами) и трудовой договор, и авторский лицензионный, так как только нормами трудового права невозможно полностью урегулировать вопросы, связанные с авторскими и смежными правами. Авторский договор регулирует отношения, касающиеся передачи прав на использование служебных произведений. Только в этом случае руководители СМИ могут гарантировать законную возможность использовать служебное произведение автора, а автор защищен от своеволия работодателя.

Официальная информация: проблемы доступа

Возвращаясь к теме исследования фармацевтической и медицинской прессы на основании норм ГОСТа, иных нормативно-правовых актов, подробнее исследуем официальные издания и проблему доступа к официальной информации.

«Агентство «Книга-Сервис» уже несколько десятилетий предоставляет услуги по обеспечению подписчиков периодическими изданиями путем организации подписных кампаний на газеты и журналы. Подписка на издания по медицине здесь. Официальные издания публикуют материалы информационного, нормативного или директивного характера. Официальные издания есть у государственных органов. Так, журнал «Фармакологический вестник» является официальным изданием ГП Государственный научно-экспертный центр лекарственных средств (Фармакологический комитет); журнал «Ліки Ураїни» — официальное издание ФАУ, Коммедбиопрома, ГАК «Ліки України»; газета «Ваше здоров`я» — официальное издание МЗ Украины. Официальные издания есть у ведомств и учреждений, например газета «Ліки і здоров`я» — официальное издание УкрФА. Существуют такие издания и у общественных организаций. Например, журнал «Українські медичні вісті» — официальное издание Всеукраинского врачебного общества; газета «Грация» — общественной организации дерматовенерологов Харьковщины.

Право на информацию закреплено Конституцией Украины, действующим законодательством, а гарантировано, в частности, тем, что органы государственной власти обязаны информировать о своей деятельности и принятых решениях.

В соответствии со ст. 21 Закона Украины «Об информации» информация государственных органов доводится к сведению заинтересованных лиц путем опубликования в официальных печатных изданиях, в печатных средствах массовой информации; информационными службами этих органов и др. способами. Законодательные и другие нормативные акты, которые касаются прав свобод и законных интересов граждан, не доведенные до публичного сведения, не имеют юридической силы.

Для получения официальных документов, письменной либо устной информации от государственных органов можно воспользоваться механизмом информационного запроса, который направляется соответствующему органу законодательной, исполнительной и судебной власти, их должностным лицам. В запросе должны указываться: ФИО, документ, письменная либо устная интересующая информация, адрес, по которому надо направить ответ.

Срок рассмотрения запроса на предмет возможности его удовлетворения не должен превышать 10 дней. За этот срок вы должны быть уведомлены о том, что ваш запрос будет удовлетворен или же получить отказ с мотивацией. Окончательный ответ должен быть получен в течение месяца.

Отказ и отсрочка в удовлетворении запроса доводится в письменной форме с указанием должностных лиц, даты, мотивации. При отсрочке предоставления информации должно быть письменное уведомление, где указан срок, в течение которого информация будет предоставлена.

Отказ и отсрочку можно обжаловать в вышестоящих органах, в случае отрицательного результата — в судебном порядке.

Официальные документы, предоставленные по запросам органами законодательной, исполнительной и судебной власти Украины, могут публиковаться.

Но, к сожалению, данные нормы закона не всегда соблюдаются. Например, коммерческие издания нередко сталкиваются с тем, что органы исполнительной власти отказывают в предоставлении информации о новых зарегистрированных средствах.

Проблема реестра лекарственных средств вот уже несколько лет актуальна и является предметом споров и спекуляций. Согласно Закону «О лекарственных средствах» Государственный реестр лекарственных средств Украины — нормативный документ, который содержит сведения о лекарственных средствах, разрешенных для производства и применения в медицинской практике. С 1996 года реестр не издается, а информация о новых зарегистрированных средствах, появляющаяся ежемесячно, публикуется в официальном издании Государственного научно-экспертного центра лекарственных средств — журнале «Фармакологический вестник», который выходит раз в 2 месяца, а запросы о предоставлении этой информации более оперативным изданиям остаются без ответа. Поэтому и встречаются случаи фальсификации свидетельств о регистрации лекарственных средств, так как подтвердить регистрацию оперативно практически невозможно. Сегодня наряду с вопросами информационной свободы не менее важными являются вопросы срочности передачи информации. Своевременная информированность субъектов правоотношений имеет основополагающее значение для функционирования демократических процессов, обеспечения прав и законных интересов граждан.

В продолжение темы взаимоотношений государственных органов и прессы необходимо отметить, что негосударственные СМИ освещают деятельность государственных органов на условиях, предусмотренных в составленном между этими органами и редакциями СМИ договоре. Если договор не составлен, то редакция негосударственного СМИ самостоятельно, в соответствии с законодательством Украины, освещает деятельность органов власти. Информация может быть получена от органов непосредственно — через пресс-службы, информуправления и т. п.; собрана работниками СМИ. Не допускается предварительное согласование сведений и материалов, запрещение распространения сообщений и материалов со стороны должностных лиц органов, предприятий, учреждений, организаций или объединений граждан, кроме случаев, когда должностное лицо является автором распространяемой информации или интервьюированным (ст. 2 Закона Украины «О печатных органах массовой информации (прессе) в Украине»).

Согласно Закону Украины «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Украине средствами массовой информации» органы власти обязаны освещать свою деятельность в средствах массовой информации, для этого должны предусматривать в своих бюджетах расходы на данную деятельность.

В цивилизованных странах проблемы взаимоотношения прессы с государственными органами решаются судебной системой и формированием общественного мнения по этим вопросам. К сожалению, мы должны констатировать факт, что украинская пресса, в частности фармацевтическая, только в начале этого пути.

И в заключение необходимо отметить, что в Украине в информационной сфере функционируют субъекты всех форм собственности, они являются равноправными. Монополизация рынков в сфере информационной деятельности не допускается, что закреплено Законом Украины «О поддержке СМИ и социальной защите журналистов» и другими нормативно-правовыми актами.





© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика