Логотип журнала "Провизор"








З. Н. Мнушко, доктор фарм. наук, профессор,
И. А. Грекова

Исследование потребительского выбора оральных гормональных контрацептивов

Национальная фармацевтическая академия Украины

К достаточно эффективным методам предупреждения нежелательной беременности относится использование комбинированных гормональных контрацептивов. Этот вид контрацепции используется многими женщинами, хотя и имеет ряд недостатков, например: необходимость ежедневного приема препарата; ежемесячные расходы на приобретение; иногда тошнота или рвота, головные боли, депрессия, риск заболевания желчного пузыря и др. Эффективность гормональной контрацепции составляет 99,1% и несколько уступает инъекционным контрацептивам, подкожным имплантантам, трубной окклюзии и вазэктомии [1].

Согласно международной классификации лекарственных средств (АТС) группа гормональных контрацептивов для системного применения имеет номер G 03 A. На отечественном рынке эти лекарственные средства полностью представлены продукцией зарубежных производителей. Ассортимент гормональных оральных контрацептивов, которые на сегодня фармацевтические фирмы предлагают украинским покупателям, представлен в таблице.

Ассортимент гормональных оральных контрацептивов, представленный на рынке Украины1

Торговое название

Форма выпуска

Производитель

Страна

Сред. опт. цена2, грн.

Регистрация в Украине

G 03 A Гормональные контрацептивы для системного применения
G 03 A A Эстрогены и гестагены в фиксированных комбинациях
G 03 A A 05 Норэтистерон и эстроген
Нон-Овлон др. №21 Jenapharm Германия

7,13

до 15.10.2003

G 03 A A 07 Левоноргестрел и эстроген
Микрогинон др. №28 Schering Германия

7,10

до 10.06.2002

Минизистон др. №21 Jenapharm Германия

5,64

до 11.02.2004

Овидон таб. №21 Gedeon Richter Венгрия

4,12

до 03.06.2003

Ригевидон таб. № 21 х 3 Gedeon Richter Венгрия

7,63

до 03.06.2003

G 03 A A 09 Дезогестрел и эстроген
Марвелон таб. №21 Organon Нидерланды

16,43

до 26.10.2004

Мерсилон таб. №21 Organon Нидерланды

20,62

до 25.05.2004

Новинет таб. №21 Gedeon Richter Венгрия

10,75

до 03.06.2003

таб. № 21 х 3 Gedeon Richter Венгрия

23,84

Регулон таб. №21 Gedeon Richter Венгрия

8,87

до 03.06.2003

таб. № 21 х 3 Gedeon Richter Венгрия

19,64

G 03 A A 10 Гестоден и эстроген
Логест др. №21 Schering Германия

21,35

до 04.12.2003

Фемоден др. №21 Schering Германия

20,45

до 26.02.2001

G 03 A A 11 Норгестимат и эстроген
Силест таб. №21 Cilag Швейцария

11,64

до 04.04.2002

G 03 A В Препараты, содержащие гестагены и эстрогены для последовательного примененения
G 03 A В 03 Левоноргестрел и эстроген
Антеовин таб. № 21 х 3 Gedeon Richter Венгрия

9,92

до 03.06.2003

Тризистон др. №21 Jenapharm Германия

6,69

до 11.02.2004

Триквилар др. №21 Schering Германия

8,49

до 26.06.2003

Три-Регол таб. № 21 х 3 Gedeon Richter Венгрия

9,04

до 06.09.2000

G 03 A В 04 Норэтистерон и эстроген
Триновум таб. №21 таб. №63 Janssen-Cilag Бельгия- Швейцария

9,013
9,274

до 28.12.2000

G 03 A С Гестагены
G 03 A С 02 Линестерол
Экслютон таб. 0.5 мг №28 Organon Нидерланды

14,26

до 25.02.2003

G 03 A С 03 Левоноргестрел
Постинор таб. 0.75 мг №4 Gedeon Richter Венгрия

3,45

до 03.06.2003

Примечания:
1. Данные получены при помощи системы по обработке прайс-листов «Архивы Доктора Прайса II» и справочника Компендиум 1999/2000 - лекарственные препараты/ Под ред. В.Н.Коваленко, А.П.Викторова.— К.: МОРИОН, 1999.— 1200с.
2. Цены даны на начало ноября 1999г.
3. Цена на декабрь 1998г.
4. Цена на сентябрь 1998г.

Женщины, определившие для себя гормональный метод контрацепции наиболее оптимальным, при покупке препаратов представленной группы делают выбор, основываясь не только на рекомендациях врача, но и опираясь на собственный опыт, учитывая материальное состояние семьи, а также товарные характеристики каждого из препаратов.

Нами был проведен анализ структуры контингента покупателей оральных гормональных контрацептивов с целью выявления потребительских предпочтений. Для получения репрезентативных данных сплошной опрос осуществлялся в течение последней недели сентября 1999 года в ряде аптечных учреждений г. Харькова, Харьковской, Луганской и Черкасской областей.

Установлено, что среди женщин, отдающих предпочтение гормональным средствам контрацепции, преобладают служащие (43,3%), а также учащиеся техникумов и студенты ВУЗов (41,7%) (рис. 1). Данный вид контрацепции в основном выбирают женщины со средним уровнем доходов (58,3% респондентов) (рис.2) в возрасте от 21 года до 30 лет (61,7%).

рис. 1
Рис. 1. Социальная принадлежность покупателей оральных гормональных контрацептивов

рис. 2
Рис. 2. Распределение покупателей оральных гормональных контрацептивов по уровню ежемесячных доходов

Гормональные контрацептивные лекарственные средства относятся к препаратам рецептурного отпуска. Однако с развитием тенденции к самолечению покупатели нередко сами выбирают необходимые им лекарственные средства. Среди опрошенных нами покупателей только 15% респондентов приобрели контрацептивные препараты по рецепту врача, 41,7% — по рекомендации врача (рис. 3). При этом всегда по рецепту или рекомендации врача в ходе наших исследований осуществлялась покупка препаратов тризистон и нон-овлон. Каждая четвертая женщина покупает контрацептивы без каких-либо рекомендаций исходя из собственных знаний. Мнение провизора играет определенную роль при выборе гормональных контрацептивов. Наибольшее влияние на окончательное решение о покупке лекарственного средства оказали советы провизора на женщин, которые приобрели ригевидон (33% купивших).

рис. 3
Рис. 3. Причины приобретений оральных гормональных контрацептивов

При анкетировании потребителям предлагалось оценить важность отдельных характеристик лекарственных средств при покупке гормональных котрацептивов. Степень важности оценивалась по трехбалльной шкале: 3 балла — признак имеет самое важное решающее значение при покупке препаратов, 2 балла — имеет значение, 1 балл — имеет некоторое незначительное влияние, 0 баллов — не имеет значения [2].

Данные наших исследований свидетельствуют о том, что при выборе препаратов гормональной контрацепции все потребители ключевое внимание уделяют эффективности и безопасности (рис. 4). Это вполне естественно, поскольку каждая женщина желает иметь наряду с гарантированным противозачаточным эффектом отсутствие побочных проявлений и противопоказаний.

рис. 4
Рис. 4. Общая структура важности отдельных параметров гормональных контрацептивов для потребителей

Оценка ситуации среди покупателей, имеющих нестабильные или недостаточные ежемесячные доходы, отличается (рис. 5, рис. 6). Так, для малообеспеченных лиц стоимость контрацептивов находится на третьем месте по важности после эффективности и безопасности при покупке. Этот сегмент потребителей представлен учащимися техникумов, студентами ВУЗов и служащими. Остальные факторы, по мнению этой категории потребителей, оказывают определенное влияние на их выбор, но не имеют решающего значения.

рис. 5

  1. эффективность
  2. безопасность
  3. дозировка
  4. известность
  5. производитель
  6. цена
  7. количество в упаковке
  8. вид лекарственной формы
  9. упаковка
  10. внешнее оформление

Рис. 5. Важность отдельных параметров гормональных контрацептивов для потребителей, имеющих разный уровень ежемесячных доходов

Женщины, имеющие высокие доходы (чаще всего — предприниматели), при покупке гормональных контрацептивов придают значение производителю и внешнему оформлению (после эффективности и безопасности).

рис. 6

  1. эффективность
  2. безопасность
  3. дозировка
  4. известность
  5. производитель
  6. цена
  7. количество в упаковке
  8. вид лекарственной формы
  9. упаковка
  10. внешнее оформление

Рис. 6. Важность отдельных параметров гормональных контрацептивных препаратов при их выборе для потребителей, отличающихся социальным положением

Характерно, что практически все покупатели со средним уровнем ежемесячных доходов, как правило, не обращают внимания на дозировку препаратов и на эстетическое оформление упаковки.

Среди рабочих прослеживается очень четкая градация важности предлагаемых к оценке критериев гормональных контрацептивов. Как и для других категорий потребителей, для данной группы главное значение имеют эффективность и безопасность лекарственных препаратов. Дозировка, вид лекарственной формы и сама упаковка лекарственного средства незначительно влияют на выбор рабочих. Остальные характеристики контрацептивов гормонального действия оценены по шкале значимости в 2 балла.

В целом для всех покупателей изучаемой группы лекарственных средств значимыми по влиянию на выбор оказались (в порядке убывания): эффективность и безопасность, дозировка, известность или популярность препаратов и их производитель. Цена занимает шестую позицию по рангу значимости. Это свидетельствует о незначительной эластичности спроса на лекарственные средства изучаемой группы, поэтому не целесообразно при продвижении на рынок гормональных контрацептивов использование методов ценовой стратегии.

Итак, полученные данные свидетельствуют о достаточно высокой культуре потребления оральных гормональных контрацептивов, об информированности медицинского, фармацевтического персонала и населения. Наибольшую значимость для потребителей имеют эффективность и безопасность препаратов независимо от уровня доходов и социального положения. Данные сегментации потребителей и их мотивационные предпочтения являются существенными при определении емкости рынка определенного препарата, прогноза сбыта и доли на рынке.

Литература

  1. Ермаков Ю. Запланированное счастье: краткий обзор по репродуктивному здоровью и контрацепции.— К., 1998.— 50с.
  2. Дослідження структури переваг споживачів лікарських препаратів (методичні рекомендації)/ Мнушко З. М., Грекова І. А., Горбенко А. Б., Страшний В. В.— Х.: УкрФА, 1998.— 26с.




© Провизор 1998–2017



Грипп у беременных и кормящих женщин
Актуально о профилактике, тактике и лечении

Грипп. Прививка от гриппа
Нужна ли вакцинация?
















Крем от морщин
Возможен ли эффект?
Лечение миомы матки
Как отличить ангину от фарингита






Журнал СТОМАТОЛОГ



џндекс.Њетрика